Двойственная, амбивалентная (доброзлая) природа человека.
Антропологическая аксиома: если человек в состоянии что-либо совершить, то он обязательно это совершит.
То есть всё, что антропологически возможно и доступно, люди (те или иные), непременно (раньше или позже) попытаются проделать.
О природе человека: «Человек может все, но хочет еще больше…»
Пассионарность(от фр. passion - страсть) – понятие, введенное Л.Н.Гумилевым для характеристики массовых отклонений социального поведения от традиционных, типовых стереотипов и норм.
Пассионарность, амбивалентная по своей природе, может порождать подвиги, давать положительные плоды в науке, искусстве, политике, военном деле, но она же толкает людей к преступлениям.
Деструктивность(от лат. destructivus - разрушительный) – центральное понятие в философской антропологии Э. Фромма (1900-1980), обозначающее присущую отдельным людям страсть к разрушению.
Склонность людей к деструктивному поведению базируется на врожденной потребности к агрессии. Некрофилия – любовь к смерти. Гитлер – некрофил.
Трансгрессивность(от лат. transgressio - преодоление) – сущностное свойство человеческой природы, заставляющее людей стремиться к преодолению препятствий, достижению неведомого, непознанного, нарушению привычных стереотипов.
Будучи амбивалентной, трансгрессивность имеет как позитивное, так и негативное измерение. С одной стороны, возникают разнообразные продукты творчества, создания культуры, научные открытия и т.д.
С другой стороны, трансгрессивность проявляет себя как стремление переступать черту дозволенного, преодолевать барьеры, отделяющие допустимое от запретного.
2. Урбанизация.Город явился социальным пространством, где сконцентрировалось много темного, порочного и преступного.
Библейская традиция считает основателем городов и городской цивилизации первопреступника Каина.
Город-государство – полис – политика – полиция…
Отчуждениеявляется одной из основных предпосылок криминального поведения. Первый систематический анализ проблемы О. принадлежит Ж.-Ж. Руссо, хотя этим термином он не пользовался.
В его работе «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755) отчуждение предстает как непременный спутник развитого общества, в котором нормативные системы (нравственно-религиозные, политико-правовые и экономические) насильственно лишают человека возможности определять степень личной свободы.
В подобных условиях человек оказывается отторгнутым от собственного нравственного «я» до тех пор, пока не перестроит общество так, чтобы оно позволило ему принимать самостоятельные решения.
В «Общественном договоре» (1762) Руссо описывает возможное устройство такого общества. Подробный политический анализ проблемы отчуждения содержится в работах Гегеля и Маркса.
Гегель считал, что цель исторического развития состоит в постепенном преодолении разрыва между частным и универсальным сознанием, пока не будет достигнуто их полное слияние (абсолютное самосознание).
Этот разрыв является центральным и неотъемлемым элементом отчуждения, и, следовательно, история становится отражением постепенного движения человечества от отчуждения к освобождению.
Для Маркса преодоление отчуждения возможно лишь при изменении материальных условий жизни общества, а значит в результате борьбы особого, исторически сложившегося класса. Для Маркса уничтожение капитализма является необходимым условием очищения отчуждения от его извращенных элементов.
В философской мысли ХХ века отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечиванию» личности.
Отчуждение является следствием кризиса техногенной цивилизации, утраты смысла жизни и системы ценностей человека и общества.
3. Мировая воля – центральное понятие в метафизике преступления Артура Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла.
Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная, иррациональная, слепая и злая Мировая воля, выступающая как источник всевозможных бед, несчастий, катастроф, выпадающих на долю человека и человечества.
Мировая воля виновна в том, что в мире нет справедливости, а зло переполняет его сверх всякой меры. Она подталкивает людей к активным действиям, которые легко оборачиваются преступлениями.
Наделенные жаждой жизни и эгоистическими инстинктами, люди чаще причиняют друг другу страдания, чем достигают истинного счастья. Жизнь большинства из них похожа на сущий ад.
Таким образом, преступление является отчасти продуктом некой предрасположенности человека к нему, отчасти – продуктом дурного воспитания и столь же дурного влияния со стороны окружающей среды, рассматриваемой как в узком (социальном), так и в широком (космическом, мировом) ее значениях.
А преступность рассматривается как выражение неотъемлемого, имманентного свойства, присущего только общественному человеку, т.е. человеку, организованному в ассоциацию под названием «общество». Склонность эта – неистребимая потребность в прегрешениях, стремление отклониться от чего бы то ни было.