Двойственная, амбивалентная (доброзлая) природа человека.

 

Антропологическая аксиома: если человек в состоянии что-либо совершить, то он обязательно это совершит.

 

То есть всё, что антропологически возможно и доступно, люди (те или иные), непременно (раньше или позже) попытаются проделать.

 

О природе человека: «Человек может все, но хочет еще больше…»

Пассионарность(от фр. passion - страсть) – понятие, введенное Л.Н.Гу­милевым для характеристики массовых отклонений соци­ального поведения от тради­ционных, типовых стереоти­пов и норм.

 

Пассионарность, амбивалентная по своей природе, может порождать подвиги, давать положитель­ные плоды в науке, искусст­ве, политике, военном деле, но она же тол­кает людей к преступлениям.

 

Деструктивность(от лат. destructivus - разрушительный) – центральное понятие в философской антропологии Э. Фромма (1900-1980), обозначающее присущую отдельным людям страсть к разрушению.

 

Склонность людей к деструктивному поведению базируется на врожденной потребности к агрессии. Некрофилия – любовь к смерти. Гитлер – некрофил.

Трансгрессивность(от лат. transgressio - преодо­ление) – сущностное свойство человеческой природы, зас­тавляющее людей стремиться к преодолению препятствий, достижению неведомого, не­познанного, нарушению при­вычных стереотипов.

 

Будучи амбивалентной, трансгрессивность имеет как позитивное, так и негативное измерение. С одной стороны, возникают раз­нообразные продукты творче­ства, создания культуры, научные открытия и т.д.

 

С другой стороны, трансгрессивность про­являет себя как стремление переступать черту дозволен­ного, преодолевать барьеры, отделяющие допустимое от запретного.

 

2. Урбанизация.Город явился социальным пространством, где сконцентрировалось много темного, порочного и преступного.

 

Библейская традиция считает основателем городов и городской цивилизации первопреступника Каина.

 

Город-государство – полис – политика – полиция…

 

Отчуждениеявляется одной из основных предпосылок криминального поведения. Первый систематический анализ проблемы О. принадлежит Ж.-Ж. Руссо, хотя этим термином он не пользовался.

 

В его работе «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755) отчуждение предстает как непременный спутник развитого общества, в котором нормативные системы (нравственно-религиозные, политико-правовые и экономические) насильственно лишают человека возможности определять степень личной свободы.

 

В подобных условиях человек оказывается отторгнутым от собственного нравственного «я» до тех пор, пока не перестроит общество так, чтобы оно позволило ему принимать самостоятельные решения.

 

В «Общественном договоре» (1762) Руссо описывает возможное устройство такого общества. Подробный политический анализ проблемы отчуждения содержится в работах Гегеля и Маркса.

 

Гегель считал, что цель исторического развития состоит в постепенном преодолении разрыва между частным и универсальным сознанием, пока не будет достигнуто их полное слияние (абсолютное самосознание).

 

Этот разрыв является центральным и неотъемлемым элементом отчуждения, и, следовательно, история становится отражением постепенного движения человечества от отчуждения к освобождению.

 

Для Маркса преодоление отчуждения возможно лишь при изменении материальных условий жизни общества, а значит в результате борьбы особого, исторически сложившегося класса. Для Маркса уничтожение капитализма является необходимым условием очищения отчуждения от его извращенных элементов.

 

В философской мысли ХХ века отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечиванию» личности.

 

Отчуждение является следствием кризиса техногенной цивилизации, утраты смысла жизни и системы ценностей человека и общества.

 

3. Мировая воля – центральное понятие в мета­физике преступления Артура Шо­пенгауэра. Согласно его уче­нию, миропорядок лишен ра­зумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла.

 

Миром правит не благой и муд­рый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная, ирраци­ональная, слепая и злая Мировая воля, выступающая как источник всевозможных бед, несчастий, катастроф, выпадающих на долю человека и человечества.

 

Мировая воля виновна в том, что в мире нет справедливости, а зло пе­реполняет его сверх всякой меры. Она подталкивает лю­дей к активным действиям, которые легко оборачиваются преступлениями.

 

Наделенные жаждой жизни и эгоистиче­скими инстинктами, люди чаще причиняют друг другу страдания, чем достигают ис­тинного счастья. Жизнь боль­шинства из них похожа на су­щий ад.

Таким образом, преступление является отчасти продуктом некой предрасположенности человека к нему, отчасти – продуктом дурного воспитания и столь же дурного влияния со стороны окружающей среды, рассматриваемой как в узком (социальном), так и в широком (космическом, мировом) ее значениях.

 

А преступность рассматривается как выражение неотъемлемого, имманентного свойства, присущего только общественному человеку, т.е. человеку, организованному в ассоциацию под названием «общество». Склонность эта – неистребимая потребность в прегрешениях, стремление отклониться от чего бы то ни было.