Государственные (политические) преступления и их виды

Государственные преступления –преступные деяния, направленные против существующего в данном государстве общественного и политического строя, а также безопасности государства (измена, мятеж, заговор с целью захвата власти, шпионаж и др.).

Анти-государственный переворот – насильственное и незаконное смещение правительства, обычно с применением военной силы. В большинстве случаев переворот приводит к замене одной правящей группировки другой. Как правило, цели Г.п. («революции сверху») – устранение нанесенного военным ущерба, поэтому обычно он не приводит к широкомасштабным изменениям в общественном устройстве и обычно считается эффективным средством предупреждения «революций снизу».

Хунта –испанское слово, означающее «совет», в 16 в. употреблялось по отношению к правительственным совещательным комитетам. Ныне означает военный совет, правящий страной после государственного переворота до восстановления конституционного правления.

Преступление политическое– социальное действие, соверша­ющееся с намерением сохране­ния (в условиях криминальной государственности) или изме­нения (в условиях цивилизо­ванной общественной системы) политического строя с исполь­зованием противоправных ме­тодов и средств. К П.п. от­носятся акции, направленные против государства, подры­вающие его конституционные устои и обороноспособность, – государственная измена, поли­тические заговоры, шпионаж в пользу других государств, политически мотивированные преступления против главы го­сударства и членов правитель­ства. Их особенные признаки соответствующим образом ква­лифицируются уголовным ко­дексом. Другой вид П.п. – это со­здание криминальной госу­дарственной системы, узурпа­ция власти, систематические репрессии против граждан, по­пирающие их естественные права и свободы. Таковы пре­ступления тоталитарных режи­мов и их вождей.

Преступность тоталитарная – преступная деятельность государства, которая признается и оценивается не самим государством, его политическим режимом, а международным сообществом в соответствии с нормами международного права (по В.С. Устинову). Непредвзятая оценка П.т. возможна при смене политического режима в государстве и, как правило, не современниками, а будущими поколениями. Хрестоматийный пример – грубые нарушения законности, которые повлекли необоснованные репрессии в отношении огромной массы людей в СССР в 30-е гг. ХХ в. П.т. связана с политическими идеями, поэтому может именоваться преступностью политической.

Дисфункция(от лат. dis - «не» и functio - исполнение) – понятие, означающее способность системы порождать в процессе своего существования следствия и эффекты, противоположные ее прямому функциональному предназначению. В отношении права можно говорить о его Д. в специфических условиях тоталитарной государственности, когда оно превращается в слугу режима, в средство ликвидации справедливости, естественных прав и гражданских свобод личности, т.е. в нечто противоположное тому, чем оно должно быть по своей природе.

Коррупция –умышленное использование уполномоченными на выполнение государственных функций (или приравненных к ним) лицами своего статуса и связанных с ним возможностей для не предусмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

Терроризм(от лат terror - страх, ужас)применение крайних форм на­силия против граждан ради достижения определенных по­литических целей. Является одной из наиболее опасных форм политических преступлений. Как социальное явление Т. получил распространение с середины 19 в. среди ульт­рареволюционных радикалов России и Европы. Значительную роль в форми­ровании идеологии Т. сыграли анархическая и марксистская философия, отвергающие пра­вовые пути цивилизованного ре­формирования общественных отношений и призывающие к неправовым методам радикаль­ной ломки устоев социального порядка, представляющегося им несправедливым. Можно быть одновременно террористом для одних и борцом за свободу для других. Часто понятие Т. соотносят с деятельностью организаций типа гестапо, КГБ, восточногерманской штази и им подобных, преследующих диссидентов или национальные меньшинства. А государственным Т., как правило, называют политику отдельных правительств, которые сами организуют и направляют исполнителей актов насилия в другие государства или косвенно этому способствуют.