Структура урока информатики

Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).

Необходимо помнить, что распределение подачи материала по времени опирается на исследования устойчивости внимания на уроке:

0–7 мин. урока — внимание рассеянное. Требует определенных усилий со стороны учителя на его концентрацию;

8–23 мин. урока — период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24–30 мин. урока — устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок. Требует снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам и т.п.);

31–45 мин. урока — концентрация внимания в связи с поставленной целью (произвольное внимание).

Рекомендуется следующее распределение учебного времени на уроке (рис. 5):

Рис. 5. Распределение учебного времени на уроке

Урок медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. Для выявления особенностей современного урока рассмотрим так называемый традиционный урок — его основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидности урока и его структуру.

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока — дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие (М.И. Махмутов).

Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей типов и видов уроков, поскольку главный признак урока — его дидактическая цель.

Традиционный урок позволяет многократно повторить учебный материал, что способствует его запоминанию и развитию памяти, формированию знаний на уровне усвоения. Обеспечивая многократную смену видов деятельности, он создает условия для быстрого применения новых знаний. Однако ни один из указанных элементов структуры, обеспечивая усвоение знаний, не гарантирует развития учащихся, не отражает процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Комбинированный урок может иметь разнообразную структуру и обладать в связи с этим рядом достоинств: обеспечивают обратную связь и управление педагогическим процессом, накопление отметок, возможность реализации индивидуального подхода в обучении.