Организация разработки УР

Качество разрабатываемых решений зависит как от субъективных факторов ЛПР, так и от многих других. Единой методики, жестко регламентирующей действия руководителя, не существует и вряд ли она возможна. Однако рекомендации общего плана по организации процесса разработки решений весьма полезны.

Существуют принципы организации разработки решений:

- принцип иерархии, заключающийся в координации деятельности и усиления централизации с соблюдением соподчиненности в разработке решений по исполнителям;

- использование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. Цель - использование специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем. Члены группы находятся в двойном подчинении: основного руководителя и руководителя межфункциональной группы, который может меняться по ходу работы;

- применение формальных правил и процедур, что предполагает создание на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий. В ряде случаев излишняя жесткость замедляет инновационные процессы, проявление гибкости при изменении ситуации;

- использование прямых горизонтальных связей при разработке решений без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей. Часто на этой основе принимаются двусторонние решения руководителями одного уровня в рамках существующих правил и планов;

- разработка планов способствует лучшей координации работ. В них отражаются сроки выполнения этапов работы и необходимые ресурсы;

- создание матричных структур - в отличие от целевых групп и прямого двустороннего взаимодействия предполагается создание подразделения, возглавляемого лицом, наделенным правами руководителя функционального подразделения.

 

Для разработки сложных решений, требующих использования современных научных методов, могут быть использованы специалисты (аналитики), эксперты и консультанты (о роли и месте которых говорилось на семинаре).

В дополнение к вышеуказанным кратко изложим функции системных аналитиков и руководителей в процессе выработки решений.

Системные аналитики

- выявляют цели, в том числе посредством количественных методов,

- составляют перечень возможных целей и представляют его руководителю,

- определяют подходы к решению проблемы,

- выявляют и оценивают альтернативы решения проблемы,

- устанавливают причинно-следственные связи между факторами,

- выявляют тенденции изменений в развитии объектов,

- осуществляют выбор альтернатив и критериев оценки,

- проводят необходимые расчеты. Руководитель

- рассматривает состав целей (уточняет старые и оценивает новые),

- участвует в постановке задачи, выборе способов решения,

- учитывает объективные и субъективные факторы, влияющие на решение проблем,

- участвует в оценке степени риска при принятии решения,

- рассматривает данные анализа,

- контролирует своевременность подготовки решения.