Осмысленное решение

Паника

Стресс

Т1 Т2 Т3

Тобщ

Рис. 4.5. Место паники в общей схеме стресса у человека

 

Различают четыре состояния стресса в зависимости от соот­ношение между временем паники Т, (рис. 4.5) и общим време­нем стресса Тобш:

1) высокой работоспособности: (Т1./Тобщ) • 100% 3¸10%, характеризуется малым временем оцепенения сознания и бездеятельностью человека;

2) средней работоспособности: (Т1./Тобщ) • 100% 20¸40%, определяется большим временем оцепенения сознания и бездеятельностью человека до начала осмысленной деятельности;

3) низкой работоспособности: (Т1./Тобщ) • 100% 60¸80%, характеризуется подавляющим периодом оцепенения сознания;

4) полной депрессии: Т1 » Тобщ, распространяемся на все время действия напряженной или исключительной ситуации, вызывающей непреодолимый страх у человека. Людей, находя­щихся в таком состоянии, часто называют паникерами. Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состоя­ние. Если паническое состояние отсутствует, т.е. Т1 = 0, то нет и страха, а следовательно, нет и стресса.

Примеров губительных последствий, вызванных паникой, достаточно много: это и события на морском лайнере «Тита­ник», и биржевая паника. Частой причиной самоубийств также является паника. Хотя однажды паника среди шахматистов го­рода Васюки спасла жизнь и лодку великого комбинатора О. Бендера.

Часто панику провоцирует пресса. Журналисты в роли папарацци создают условия возникновения нервозности в обществе (им нужно каждый день о чем-то писать). Большинство людей не готовы к разработке и реализации разумных решений в усло­виях паники. В течение всей жизни ими принимаются типовые решения. Поэтому появление напряженных ситуаций застигает большинство людей врасплох. Так, землетрясение в Турции в августе 1999 г. показало низкую управленческую эффективность спасательных работ.

Напряженная или неожиданная си­туация может вызвать страх у одних людей и самообладание у других. Страх может ввести человека в состояние стресса. Ос­новные составляющие набора личностных качеств человека, влияющие на формирование состояния стресса: воля, внушаемость, эмоции, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, страх и прочие. Ос­новные составляющие параметров напряженной ситуации, влияющие на формирование состояния стресса: напряженность, новизна, широта охвата, внезапность, время действия, изменяемость, сложность, повторяемость, понимаемость и другие.

Паника обычно приводит к буму для одних и депрессии для других людей. Так, команда финансиста Дж. Сороса (по сообще­ниям прессы) в результате финансовой паники в РФ в августе-сентябре 1998 г. за два дня увеличила свое состояние на 2 млрд. долл., а сотни тысяч людей лишились части своих накоплений.

Паника может носить индивидуальный или коллективный характер.

Индивидуальная паника — это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. Это состояние может длиться сколь угодно долго. Поэтому роль общества или авторитетного человека, могущего помочь преодолеть индивидуальную панику, является очень важной. Паника часто свойственна одержимым людям.

Закрепление в сознании человека панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию. Оно провоцируется также стрессовыми должностями, которые харак­теризуются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постоянным кон­тролем вышестоящих инстанций.

Индивидуальная паника достаточно распространена, однако редко она бывает достоянием гласности, поэтому нет достовер­ной статистики ее проявления. Человек может наблюдать пани­ку или находиться в ее области (рис. 4.6).

 

а) б)

 

Рис. 4. 6. Человек и область паники

 

На рис. 4.6 а человек, не находящийся в состоянии паники, либо является сторонним наблюдателем панической области, либо активным деятелем, стремящимся использовать состояние паники во благо себе и (или) объекту паники.

На рис. 4.6 б человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей.

Для каждого человека существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, т.е. ситуация, вызы­вающая оцепенение у работника А, может быть спокойно оценена работником Б. Даже простая ситуация может оказаться напряжен­ной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. По­этому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективные действия по разработке и реализации управленческих решений, чтобы нашелся хотя бы один человек не подверженный панике (рис. 4.7). Например, дублирование управ­ленческих решений несколькими работниками.

Коллективная паника — наиболее характерное общественное проявление реакции социальных или профессиональных групп населения на напряженную или исключительную ситуацию, вы­зывающую страх. Иногда в литературе, она назы­вается «социальной паникой». Паникой могут быть охвачены менеджеры крупного склада, высшие руководители компании, брокеры фондовой биржи и т.д.

 

Подразделение организации

ЛПР5
ЛПР2
ЛПР3
ЛПР1
ЛПР4

Рис. 4. 7. Особенности коллективной работы при напряженных ситуациях

Как же подготовиться к возможным напряженным ситуациям? Учесть все возможные напряженные ситуации, связанные со страхом, для работника не представляется возможным. В цитируемой выше книге Ли Яккоки «Карьера менеджера» есть такая мысль:

«Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я займу пост в корпорации «Крайслер», я бы ни за какие деньги в мире не пошел бы туда, хорошо еще, что бог не дает нам заглянуть на один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться...»

Накопление опыта работы с напряженными ситуациями дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оп­тимальному поведению во время паники и правильной методике разработки и реализации управленческих решений.

В качестве возможных путей развития методологии по работе в условиях паники можно предложить следующее:

• моделирование типовых напряженных ситуаций, вызы­вающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответствен, и отработка действий по преодолению стресса, например, неожиданное банкротство малого предприятия, сокращение на 40% числа генералов в армии, авария воздушного или морского лайнера, приезд в организацию теневой экономики военизированных реви­зоров;

• создание и поддержание в постоянной готовности спец­средств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эва­куации населения и техники во время стихийных проис­шествий и т.д.;

• формирование неприкосновенных запасов питания, энер­гии и других элементов жизнеобеспечения людей и жи­вотных;

• страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;

• отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:

осознание и уяснение приоритетов потребностей и инте­ресов человека и общества;

умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;

отработка навыков брать на себя ответственность за дей­ствия и жизнь подчиненных или подопечных людей;

отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;

отработка навыков автономной организаторской деятель­ности в течение нескольких часов или даже дней;

отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

Выход из ситуации, связанной с беспокойством, представля­ется в виде соблюдения ряда правил, которые позволяют сократить время паники или вовсе исключить ее. Это так назы­ваемая формула Карнеги:

• Спросите у себя: «Что является самым худшим из того, что может произойти?»

• Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.

• Затем спокойно подумайте, как изменить ситуацию.

Там же предлагается установление индивидуальных ограни­чителей на величину ситуаций, приводящих к беспокойству. Эти ограничители позволяют отключаться от анализа таких ситуа­ций.

Рассмотрим уменьшение отрицательных рисков организационными спосо­бами. Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике органи­зации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке:

разработка выбор организация исполнение ре­шения.

Ряд крупнейших мировых компаний ввели в свой штат новую должность «risk-adviser» (советник по нестандартным си­туациям) в экономической и технической областях, а также в области подделок и мошенничества. Абсолютизация риска в управлении привела общественное сознание к созданию риско­вого (венчурного) бизнеса, формированию рискового капитала, появлению рискующих менеджеров («risk-taker») для создания прорывов в той или иной сфере деятельности. Управление риска­ми - это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятель­ности организации при принятии ошибочных по разным при­чинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников. Управление риском включает шесть стратегий:

• уклонение от деятельности, содержащей определенный

• понятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации

(создание страхового фонда);

• распределение риска среди непосредственных участников

бизнеса;

• создание с качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;

• продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;

• сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, соз­дание системы пожаротушения, неприкосновенного запа­са сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д. В каждой организации должны использоваться в различной степени все шесть стратегий. Из них наи­большее распространение получает страхование рисков организации.

Уменьшение отрицательной составляющей риска и закреп­ление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распо­рядительных, социально-психологических и идеологических. Экономические методы основаны на использовании совокуп­ности экономических стимулов, предусматривающих матери­альную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполне­ния решения.

Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:

• регламентов в структуре и деятельности организации;

• регламентов в работе с партнерами и внешними усло­виями;

• дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.

Социально-психологические методы предусматривают:

• развитие благоприятной среды коммуникаций;

• побуждение к благородным мыслям и поступкам;

• повышение эффективности в деятельности коллектива и личности.

Идеологические методы основаны на:

• формировании и поддержке современных общечеловече­ских моральных норм и ценностей;

• поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.

Управленческие риски составляют часть общих рисков компании. Они представляют собой набор желательных или нежелательных вызванных управ­ленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время. Управленческие риски включают в себя организационные, коммерческие, технологические, социальные и правовые риски.