Осмысленное решение
Паника
Стресс
Т1 Т2 Т3
Тобщ
Рис. 4.5. Место паники в общей схеме стресса у человека
Различают четыре состояния стресса в зависимости от соотношение между временем паники Т, (рис. 4.5) и общим временем стресса Тобш:
1) высокой работоспособности: (Т1./Тобщ) • 100% 3¸10%, характеризуется малым временем оцепенения сознания и бездеятельностью человека;
2) средней работоспособности: (Т1./Тобщ) • 100% 20¸40%, определяется большим временем оцепенения сознания и бездеятельностью человека до начала осмысленной деятельности;
3) низкой работоспособности: (Т1./Тобщ) • 100% 60¸80%, характеризуется подавляющим периодом оцепенения сознания;
4) полной депрессии: Т1 » Тобщ, распространяемся на все время действия напряженной или исключительной ситуации, вызывающей непреодолимый страх у человека. Людей, находящихся в таком состоянии, часто называют паникерами. Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состояние. Если паническое состояние отсутствует, т.е. Т1 = 0, то нет и страха, а следовательно, нет и стресса.
Примеров губительных последствий, вызванных паникой, достаточно много: это и события на морском лайнере «Титаник», и биржевая паника. Частой причиной самоубийств также является паника. Хотя однажды паника среди шахматистов города Васюки спасла жизнь и лодку великого комбинатора О. Бендера.
Часто панику провоцирует пресса. Журналисты в роли папарацци создают условия возникновения нервозности в обществе (им нужно каждый день о чем-то писать). Большинство людей не готовы к разработке и реализации разумных решений в условиях паники. В течение всей жизни ими принимаются типовые решения. Поэтому появление напряженных ситуаций застигает большинство людей врасплох. Так, землетрясение в Турции в августе 1999 г. показало низкую управленческую эффективность спасательных работ.
Напряженная или неожиданная ситуация может вызвать страх у одних людей и самообладание у других. Страх может ввести человека в состояние стресса. Основные составляющие набора личностных качеств человека, влияющие на формирование состояния стресса: воля, внушаемость, эмоции, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, страх и прочие. Основные составляющие параметров напряженной ситуации, влияющие на формирование состояния стресса: напряженность, новизна, широта охвата, внезапность, время действия, изменяемость, сложность, повторяемость, понимаемость и другие.
Паника обычно приводит к буму для одних и депрессии для других людей. Так, команда финансиста Дж. Сороса (по сообщениям прессы) в результате финансовой паники в РФ в августе-сентябре 1998 г. за два дня увеличила свое состояние на 2 млрд. долл., а сотни тысяч людей лишились части своих накоплений.
Паника может носить индивидуальный или коллективный характер.
Индивидуальная паника — это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. Это состояние может длиться сколь угодно долго. Поэтому роль общества или авторитетного человека, могущего помочь преодолеть индивидуальную панику, является очень важной. Паника часто свойственна одержимым людям.
Закрепление в сознании человека панических состояний приводит к патологическому медицинскому заболеванию. Оно провоцируется также стрессовыми должностями, которые характеризуются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постоянным контролем вышестоящих инстанций.
Индивидуальная паника достаточно распространена, однако редко она бывает достоянием гласности, поэтому нет достоверной статистики ее проявления. Человек может наблюдать панику или находиться в ее области (рис. 4.6).
а) б)
Рис. 4. 6. Человек и область паники
На рис. 4.6 а человек, не находящийся в состоянии паники, либо является сторонним наблюдателем панической области, либо активным деятелем, стремящимся использовать состояние паники во благо себе и (или) объекту паники.
На рис. 4.6 б человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей.
Для каждого человека существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, т.е. ситуация, вызывающая оцепенение у работника А, может быть спокойно оценена работником Б. Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо организовывать коллективные действия по разработке и реализации управленческих решений, чтобы нашелся хотя бы один человек не подверженный панике (рис. 4.7). Например, дублирование управленческих решений несколькими работниками.
Коллективная паника — наиболее характерное общественное проявление реакции социальных или профессиональных групп населения на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх. Иногда в литературе, она называется «социальной паникой». Паникой могут быть охвачены менеджеры крупного склада, высшие руководители компании, брокеры фондовой биржи и т.д.
Подразделение организации
|
Рис. 4. 7. Особенности коллективной работы при напряженных ситуациях
Как же подготовиться к возможным напряженным ситуациям? Учесть все возможные напряженные ситуации, связанные со страхом, для работника не представляется возможным. В цитируемой выше книге Ли Яккоки «Карьера менеджера» есть такая мысль:
«Будь у меня хоть малейшее представление о том, что меня ожидает, когда я займу пост в корпорации «Крайслер», я бы ни за какие деньги в мире не пошел бы туда, хорошо еще, что бог не дает нам заглянуть на один-два года вперед, иначе может возникнуть мучительное искушение застрелиться...»
Накопление опыта работы с напряженными ситуациями дает возможность хотя бы частично подготовить руководителей к оптимальному поведению во время паники и правильной методике разработки и реализации управленческих решений.
В качестве возможных путей развития методологии по работе в условиях паники можно предложить следующее:
• моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответствен, и отработка действий по преодолению стресса, например, неожиданное банкротство малого предприятия, сокращение на 40% числа генералов в армии, авария воздушного или морского лайнера, приезд в организацию теневой экономики военизированных ревизоров;
• создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;
• формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;
• страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;
• отработка профессиональных навыков организаторской деятельности:
осознание и уяснение приоритетов потребностей и интересов человека и общества;
умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;
отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей;
отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;
отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;
отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.
Выход из ситуации, связанной с беспокойством, представляется в виде соблюдения ряда правил, которые позволяют сократить время паники или вовсе исключить ее. Это так называемая формула Карнеги:
• Спросите у себя: «Что является самым худшим из того, что может произойти?»
• Приготовьтесь примириться с этим в случае необходимости.
• Затем спокойно подумайте, как изменить ситуацию.
Там же предлагается установление индивидуальных ограничителей на величину ситуаций, приводящих к беспокойству. Эти ограничители позволяют отключаться от анализа таких ситуаций.
Рассмотрим уменьшение отрицательных рисков организационными способами. Риск в управлении обычно предопределяет инициативу в производственном процессе и маркетинговой политике организации. Последствия риска определяются профессионализмом и интуицией работников, а также стечением обстоятельств по всей цепочке:
разработка выбор организация исполнение решения.
Ряд крупнейших мировых компаний ввели в свой штат новую должность «risk-adviser» (советник по нестандартным ситуациям) в экономической и технической областях, а также в области подделок и мошенничества. Абсолютизация риска в управлении привела общественное сознание к созданию рискового (венчурного) бизнеса, формированию рискового капитала, появлению рискующих менеджеров («risk-taker») для создания прорывов в той или иной сфере деятельности. Управление рисками - это система стратегий, методов и приемов для уменьшения возможных отрицательных последствий на результаты деятельности организации при принятии ошибочных по разным причинам решений. Рыночные отношения вносят существенный элемент тревоги в деятельность руководителей и собственников. Управление риском включает шесть стратегий:
• уклонение от деятельности, содержащей определенный
• понятие ответственности за риск с гарантией полной компенсации за счет собственных средств организации
(создание страхового фонда);
• распределение риска среди непосредственных участников
бизнеса;
• создание с качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью;
• продажа и передача ответственности за риск другому лицу, например, страховщику;
• сокращение возможных отрицательных последствий от риска с помощью предупредительных мер, например, создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и т.д. В каждой организации должны использоваться в различной степени все шесть стратегий. Из них наибольшее распространение получает страхование рисков организации.
Уменьшение отрицательной составляющей риска и закрепление положительной могут быть достигнуты применением различных методов: экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических и идеологических. Экономические методы основаны на использовании совокупности экономических стимулов, предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за последствия разработки, принятия и выполнения решения.
Организационно-распорядительные методы основаны на разработке и соблюдении:
• регламентов в структуре и деятельности организации;
• регламентов в работе с партнерами и внешними условиями;
• дисциплинарных мер стимулирования и ответственности.
Социально-психологические методы предусматривают:
• развитие благоприятной среды коммуникаций;
• побуждение к благородным мыслям и поступкам;
• повышение эффективности в деятельности коллектива и личности.
Идеологические методы основаны на:
• формировании и поддержке современных общечеловеческих моральных норм и ценностей;
• поддержке традиций и лояльности работников к своей организации.
Управленческие риски составляют часть общих рисков компании. Они представляют собой набор желательных или нежелательных вызванных управленческими решениями ситуаций, которые могут возникнуть либо при реализации решений, либо спустя некоторое время. Управленческие риски включают в себя организационные, коммерческие, технологические, социальные и правовые риски.