Всеобуч по качеству
Разработка и внедрение систем качества
№ п/п | Предприятие, организация | Сроки разработки и внедрения | |||
предпроектное обследование | разработка документов | внедрение системы | сертификация системы | ||
Организационные мероприятия предполагают:
- создание региональных советов по качеству;
- организацию советов по работе с ОТК, службами стандартизации, метрологии, органами по сертификации;
- организацию взаимодействия и координации контролирующих и надзорных органов по качеству продукции и ее безопасности;
- проведение региональных дней качества;
- участие в конкурсе на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области качества, региональном конкурсе по качеству;
- участие в программе-конкурсе «100 лучших товаров России».
Учебно-пропагандистские мероприятия, входящие в подраздел организационных, предполагают:
- проведение конференций, семинаров, выставок,;
- организацию освещения проблем реализации программы «Качество» в средствах массовой информации, а также организацию всеобуча по качеству (табл. 12.7).
Таблица 12.7
№ п/п | Форма обучения | Количество | Число обучающихся, чел | В том числе по годам реализации программы |
Школы качества, кружки качества для рабочих | х | х | х | |
Университеты качества для ИТР, специалистов | х | х | х | |
Семинары по качеству для руководителей высшего звена | х | х | х | |
Семинары по качеству для руководителей представительной и исполнительной власти | х | х | х | |
Курсы по программе Европейской организации по качеству | х | х | х |
Перечисленные выше мероприятия, а также входящие в состав организационных меры по информационному обеспечению, поддержке предприятий малого и среднего бизнеса объединяются в общий отдел (табл. 12. 8)
Таблица 12.8
№ п/п | Наименование мероприятия | Организации- исполнители | Сроки проведения | Объем финансирования | Источник финансирования |
Рассмотренные выше подходы к формированию программ «Качество» находятся лишь на начальном этапе становления, в то время как в ряде регионов уже есть конкретные результаты, полученные в ходе реализации подобных программ. Так, например, были разработаны и успешно реализуются программы качества со стимулированием из местного бюджета деятельности предприятий, успешно работающих в области качества, в Ярославской, Томской, Волгоградской, Нижегородской и Пензенской областях.
Так, в Пензенской области также накоплен определенный опыт по программированию деятельности в области качества. Еще в 1997 году постановлением главы администрации области было регламентировано создание координационного совета содействия развитию системы управления качеством и безопасности продукции и услуг. Деятельность данного органа осуществлялась в соответствии с «Программой социально-экономического развития Пензенской области на 1997 – 2000 годы» и «Концепцией обеспечения качества и конкурентоспособности продукции и услуг». Последняя послужила основой разработки региональной программы «Качество».
Основными направлениями программы являются:
- нормативно-правовое обеспечение деятельности в области управления качеством;
- координация работ предприятий по внедрению современных технологий управления качеством;
- пропаганда деятельности пензенских предприятий в области качества;
- подготовка кадров по управлению качеством;
- развитие работ по сертификации продукции и услуг предприятий области;
- налаживание межрегиональных связей в области качества.
Результаты реализации программы отражают в целом положительную динамику деятельности предприятий и организаций в области качества. Так, в частности, предприятия и организации Пензенской области работают на немецком, американском, английском, голландском, израильском и других рынках, то есть на рынках с высокими стандартами качества.
Анализ опыта регионов Российской Федерации по применению программно-целевого метода в области управления качеством позволяет сделать вывод жизнеспособности этого метода и его большого значения для повышения конкурентоспособности предприятий и организаций России.