Организация работ по стандартизации продукции и услуг

Организация работ по стандартизации проводилась до 2004 года Государственным Комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 мая № 498.

После президентских выборов 2008 г., структура органов, отвечающих за управление качеством, была преобразована. В частности, функции по управлению качеством в различных отраслях стали выполнять ряд министерств.

Так, в Министерство промышленности и торговли (после президентских выборов 2008 г.) вошла Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии или Росстехрегулирование или Росстандарт).

В Министерство природных ресурсов и экологии РФ вошли (после президентских выборов 2008 г.) следующие структуры:

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

· Федеральная служба в сфере природопользования;

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

· Федеральное агентство водных ресурсов;

· Федеральное агентство по недропользованию.

К Министерству регионального развития РФперешли функции Федерального агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (это бывший Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, который занимался вопросами стандартизации, сертификации и надзора в строительстве или Госстрой).

К Министерству энергетики РФ перешли функции Федерального агентства по энергетике.

На Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство сельского хозяйства РФвозложена обязанность совместного осуществления функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля.

Таким образом, в настоящее время существует несколько министерств, федеральных служб, агентств и других государственных структур, которые и занимаются вопросами организации стандартизации.

В целом, порядок разработки, обновления и отмены государственных стандартов остается прежним, т.е. осуществляется техническими комитетами (или им подобными органами) по стандартизации в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ. Главным содержанием этих планов сейчас является разработка технических регламентов (их более 300 и стоимость разработки каждого до 2 млн. долларов), носящих силу закона и утверждаемых теперь Государственной Думой РФ (на май 2008 г. приняты 2 технических регламента: по бензину и молоку).

Проследим последовательность действий в сфере стандартизации государства, отраслей, предприятий, организаций. Она включает следующие этапы:

7) Организацию разработки стандарта (технического регламента) на основе заявок в технические комитеты по закрепленным за ними объектами стандартизации. Функции технического комитета: определение подкомитета-разработчика; определение рабочей группы для разработки проекта стандарта; определение сроков выполнения работ по стадиям разработки стандарта (регламента).

8) Разработка проекта стандарта (технического регламента). На этом этапе технический комитет проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и публикует информацию в средствах печати и направляет соответствующие пояснительные записки заинтересованным органам и лицам. В заключение готовится первая редакция проекта стандарта (регламента), которая рассылается по различным адресам в соответствии с имеющимися заявками.

9) Разработка проекта стандарта (технического регламента) в окончательной редакции. На этом этапе изучаются отзывы на первую редакцию стандарта (регламента) и готовится стандарт (регламент) в окончательной редакции с учетом поступивших отзывов и вновь направляется заинтересованным организациям и лицам: членам технического комитета; органам государственного контроля и надзора; научно-исследовательским организациям и т.д.

10) Утверждение и государственная регистрация стандарта (технического регламента) в Государственной Думе.

11) Издание стандарта (технического регламента).

12) Анализ предложений об изменении стандарта (технического регламента) с вариантами:

- обновление стандарта (технического регламента);

- пересмотр стандарта;

- отмена стандарта (технического регламента).

Таков примерный алгоритм появления и утверждения стандарта (технического регламента) в России.

Обновление или замену стандарта (технического регламента) проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Оно осуществляется через те же органы и организации на основе заявок. Информацию о выпуске, изменении к стандарту, или его отмене публикуют в информационном указателе «Государственные стандарты РФ». Так, в 2000 году в РФ было принято 397 стандартов, при этом 102 международных стандарта были введены напрямую.

Таковы некоторые основные теоретические положения, связанные со стандартизацией продукции.

В связи с вступлением России в ВТО возникает ряд вопросов, касающихся соотношения российских и международных стандартов. Ответим на них.

1) Вопрос: «Действительно ли в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» стандарты будут существовать до момента разработки и утверждения технических регламентов?». Ответ: «Согласно ФЗ «О техническом регулировании» национальная система стандартизации не прекращает своего существования с принятием тех или иных технических регламентов. Закон лишь меняет статус национального стандарта (ГОСТ и ГОСТ Р), определяя его как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. При этом установленный в России порядок предусматривает для производителя возможность использования при создании продукции любых документов, но при этом производитель должен быть готовым доказать, что изготовленная по этим документам продукция не противоречит требованиям соответствующих технических регламентов

2) Вопрос: «

Каково сейчас правовое положение старых советских ГОСТов?» Ответ: «На первом заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, состоявшегося 13 марта 1992 года, было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В ст.1 государства-участники Соглашения признали действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов».

3) Вопрос: «С какого момента официально отменяются отраслевые стандарты, и какие документы будут разрабатываться взамен?». Ответ: «В соответствии со статьей 13 ФЗ «О техническом регулировании», с момента введения закона на территории России в сфере стандартизации имеют хождение только поименованные законом документы. Отраслевых стандартов в числе таких документов, закон не предусматривает. По установившейся практике сами отрасли выбирают пути легитимизации своих отраслевых нормативных документов (ОСТ, ТУ, РД и др.), перерабатывая их либо в национальные стандарты, либо в стандарты организаций, и с учетом актуальности требований этих документов определяют сроки указанных работ

4) Вопрос: «Какие нормативные документы будут действовать на территории России после вступления в ВТО (национальные стандарты, технические регламенты и/или международные стандарты)?». Ответ: «Реформирование системы технического регулирования является одним из необходимых условий подготовки России к вступлению в ВТО. На это было нацелено принятие ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с данным Законом на территории России действуют и будут действовать после вступления в ВТО технические регламенты, а также документы в области стандартизации (национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций).
Для реализации принципов ВТО ФЗ «О техническом регулировании» предусматривает возможность применения международных стандартов как основы для разработки технических регламентов и национальных стандартов