Основные понятия квалиметрии

Квалиметрия как наука и ее роль в ук

 

 

Термин «квалиметрия» образован от латинского qualitas — каче­ство (или qualis — какой по качеству) и греческого metreo — измеряю. В настоящее время данный термин широко распространен в теории и практике управления.

Квалиметрия - научная область, объединяющая методы количественной оценки качества продукции.

Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали приме­няться количественные методы ее оценки.

Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений по управ­лению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой дея­тельности. Она включает взаимосвязанную систему теорий:

общую квалиметрию, предусматривающую разработку общетеоретических проблем понятийного аппарата, измерения, оцени­вания, квалиметрического шкалирования и т.п.;

специальные квалиметрии, классифицированные по видам мето­дов и моделей оценки качества (например, экспертная, вероят­ностно-статистическая, индексная, таксономическая квалимет­рия и др.);

предметные квалиметрии, дифференцированные по видам объек­тов оценивания (продукции — технических устройств, изделий и т.п.; услуг; труда; процессов; проектная квалиметрия и т.п.).

В последние годы в квалиметрии появились новые направления: социологическая, педагогическая, логистическая квалимет­рия и др. Это связано с ее «экспансией» и «диффузией» во многие сфе­ры материальных и нематериальных видов человеческой деятельности.

 

У квалиметрии как науки имеются статусы:

1. экономический, определяется экономическим содержанием качества и его взаимодействием с потребительской стоимостью.

2. технический, обусловлен взаимосвязью технического ас­пекта качества с количественными и качественными изменениями конкретных технических свойств измеряемых объектов.

3. технико-экономический, определяется направленностью квалиметрии на обобщенное комплексное (как техническое, так и экономическое) измерение качества оце­ниваемых объектов.

4. общенаучный, отражает взаимосвязь философского аспек­та категории качества со всеми другими, что обусловливает необхо­димость и возможность формирования и использования наряду с общей теорией и специальными видами квалиметрии предметной квалиметрии.

5. системный, подразумевает использование системного подхода при формировании и обеспечении качества.

6. со­циологический, связан с социальным аспектом качества и отражает отношение общества.

7. правовой, предусматривает соответствие нормативно-правовой базе.

Очевидно, что перечисленные статусы определяют квалиметрию как науку, имеющую в целом меж­дисциплинарный статус.

Важнейшим вопросом квалиметрии является объективное уста­новление уровня качества.

Применительно к продукции, уровень качества - это относительная характеристика качества продук­ции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качест­ва с соответствующей совокупностью базовых показателей.