Документационное обеспечение СМК
Стадия реализации и совершенствования
Проектная стадия
Разработка рабочей проектной документации оргпроекта СМК:
1) подбор комплекта НТД и НМД, другой специальной документации и литературы для разработки рабочей проектной документации оргпроекта (перечень и комплект документации и литературы);
2) разработка рабочей проектной документации оргпроекта на систему общего МК, «продуктовые системы» управления качеством и системы для внедоговорных условий (комплект рабочей проектной документации).
Разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей документации оргпроекта СМК:
1) оценка готовности предприятия к внедрению оргпроекта СМК (аналитическая справка);
2) разработка проектов мероприятий по внедрению рабочей проектной документации оргпроекта на системы общего МК, «продуктовые системы» управления качеством и системы для внедоговорных условий (проекты планов мероприятий по внедрению);
3) оценка эффективности оргпроекта.
Оформление и экспертиза оргпроекта СМК:
1) оформление, составление пояснительных записок и комплектование оргпроекта СМК (утвержденный оргпроект с планом внедрения);
2) организация экспертизы (или рецензирования) оргпроекта СМК (акт экспертизы или рецензии, сводка замечаний);
3) корректировка оргпроекта в соответствии с замечаниями (откорректированный оргпроект, протокол согласования).
Выполнение плана реализации оргпроекта:
1) подготовка и издание приказа о введении в действие утвержденной рабочей документации оргпроекта и выполнении планов мероприятий по ее реализации (приказ);
2) организация и выполнение планов мероприятий по реализации рабочей документации оргпроекта СМК (приказы, распоряжения, акты, отзывы).
Контроль и анализ реализации оргпроекта СМК и его совершенствования:
1) контроль реализации оргпроекта (акты, контрольные карты и т.п.);
2) корректировка хода реализации оргпроекта по результатам контроля (приказы, распоряжения, дополнения, изменения и т.п.);
3) анализ реализации оргпроекта СМК (справки, рекомендации и т.п.);
4) проведение приемопередаточных работ (акт);
5) организация и проведение сертификации СМК (заявка, комплект документации, сертификат);
6) оценка фактической эффективности СМК (итоговый расчет);
7) проведение работ по развитию и совершенствованию СМК (усовершенствованный оргпроект).
В общем случае современная СМК должна включать следующие документы (п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001):
1. политику и цели в области качества;
2. руководство по качеству;
3. требуемые документированные процедуры;
4. документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования, выполнения и управления процессами;
5. требуемые записи и документы по их управлению.
Характеристика содержания основных документов СМК приведена в таблице 11.
Документы СМК и их характеристика (согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001)
Таблица 11
Вид документа | Характеристика и пояснение к документу |
Политика в области качества | Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества определяется, формулируется и документируется высшим руководством организации. Она должна быть согласована с общей политикой всей организации. Обеспечивает постановку целей в области качества. |
Спецификации | Документы, устанавливающие требования к руководствам по качеству и планам качества. |
Руководство по качеству | Документ, определяющий СМК организации. Может быть представлено на трёх уровнях: общеорганизационном, отдельном для различных структурных подразделений, специализированном по функциональному признаку. |
Процедура | Установленный способ осуществления деятельности или процесса. |
Стандарт организации (предприятия) | Документ обязателен только для ограниченного срока действия или без ограничения для организации, утвердившей его. |
План качества | Документ, определяющий какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться по конкретному проекту, процессу, продукции или контракту. Может содержать ссылки на некоторые разделы руководств по качеству или процедуры. |
Целевая программа по качеству | Адресный документ, содержащий цели и задачи в области качества, достижение которых должно обеспечиваться взаимосвязанными по срокам, ресурсами исполнителям заданиями и комплексом мероприятий маркетингового, социального, организационного, экономического, финансового, научно-технического и производственного характера. |
Запись | Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществлённой деятельности. |
Другие виды документов | Регламенты, положения, инструкции, функциональные матрицы, программы, методики, оперограммы, отчеты, формы и т.д. |
Политика в области качества является одной из важнейших составных частей управления качеством. Данный документ должен быть первичным в составе документации при создании СМК. Это связано с необходимостью принятия ответственности высшим звеном менеджеров за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным при реализации системного управления качеством.
Документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.
При разработке новых видов продукции (услуг, процессов) «Целевая программа по качеству» определяет:
- цели в области качества;
- распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования;
- определение используемых процедур, методов и рабочих инструкций;
- программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различных этапах ЖЦП;
- процедуры внесения изменений в программу качества по мере выполнения работ;
- прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции.
К документации предъявляются жесткие требования по качеству её содержания,включающие:
- целенаправленность (четкое прослеживание целей в содержании, соответствующее общим целям и политике организации);
- комплексность (включение положений по взаимодействию организации с внешней средой);
- четкость изложения (логическая последовательность, краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключение возможности неоднозначного толкования);
- убедительность аргументации (достоверность, достаточность, обоснованность);
- функциональность (стабильность, открытость, минимизация ресурсной потребности для реализации);
- своевременность;
- соответствие стандартам и научным достижениям.