Россия в XIX веке. Курс лекций
Н.А. Троицкий
Литература , которая использована для подготовки лекции
Общее материальное и методическое обеспечение лекции
Помещение:аудитория кафедры урологии и нефрологии.
Оборудование оборудования, иллюстративные материалы: негатоскоп, таблицы, комплект ренгенограм по теме, мультимедійний проектор.
7. Материалы для самоподготовки студентов:
7.1. Вопрос и литература из темы прочитанной лекции
7.1.1. Механизм повреждения почек и их классификация:
А) Урология О.Ф.Возіанов, О.В.Колыбель.-Киев, 1993. ст.312-316, 323-324
Б) урология. Под ред. Н.А.Лопаткина.-Г.1992 стр.135-136,147
7.1.2. Клиническая картина травм почек:
А) 316-317,324
Б)137-139
7.1.3. Диагностика и дифференционная диагностика повреждений почек:
А) 318-319,324
Б) 139-142,147-149
7.1.4. лечение и возможные осложнения травм почек
А) 319-323,324-326
Б)142-147,149-150
7.1.5. Механизмы повреждений, классификация и симптомы повреждений мочеточника:
А)326-327,333-334
Б) 150-151,152
7.1.6. Диагностика и лечение травм мочеточника.
А)327-333,334
Б)151-142,152-153
7.1.7. Механизмы и классификация повреждений мочевого пузыря:
А) 334,339-340
Б) 154-157,162
7.1.8. Клініа и диагностика травм мочевого пузыря:
А)335-337, 340-341
Б) 157-160, 163
7.1.9. Лечение травм мочевого пузыря:
А) 337-339,341
Б)160-162,163-164
7.1.10. Механизм повреждения и их классификация травм мочеиспускательный канала.
А)342-347
Б) 164-172
7.1.11. Клинические признаки и діагностика повреждений мочеиспускательный канала:
А) 342-347
Б) 164-172
7.1.12. Лечение травм уретры:
А)343,346
БЫ0 164-172
7.1.13. Стриктура мочеиспускательный канала: причины, диагностика и методжи консервативного , ендоскопічного и хирургического лечения:
А) 374-352
Б)172-176
7.1.14. Механизм повреждений полового члена, их классификация и клинические признаки:
А) 352-356
Б) 178-180
7.1.15. Диагностика и лечение повреждений полового члена:
А) 352-359
Б) 178-180
7.1.16. Классификация и клинические признаки повреждений мошонки и ее органов:
А) 359-365
Б) Диагностика и лечение повреждений мошонки и яичек:
А) 359-365
Б) 176-178
8.1 Возіанов О.Ф, Колыбель О.В. Урология. Учебник-Киев,1993.-711с
8.2.Колыбель А.В., Романенко А.Э., Серняк П.С. Повреждения органов мочеполовой системе.-К.,1981.-272 с.
8.3. Мартин И. Резник, К.Новик. Секреты урологии .-Г.Бином.,1998.-349 с.
8.4. Мілерян В.Э. Методические основы подготовки и проведение учебных занятий в медицичних вузах.-Киев., 2003.-80 с.
8.5. Рекомендации Европейської Ассоциации урологов. Перевод с англ. Под ред О.Ф.Возіанова.-Киів.-2006.-120с.
8.6. Урология . Прод ред Н.А.Лопаткина.-Г.,1992.-496с.
8.7. Урология и андрология в вопросах и ответах. Под ред. О.Л. Тиктинского.-Спб.1998.-376 с.
8.8. Шевцов И.П., Глухов Ю.Д. Неотложная урологическая помощь в практике военного врача.-Г.,1988.-316с.
Лекцию составил Швец В.Д.
.
От автора. 3
Примечания. 5
Под скипетром Александра I. 5
Начало реформ.. 5
Примечания. 10
Россия в коалиционных войнах 1805—1807 гг. 10
Примечания. 15
Проекты М.М. Сперанского. 15
Примечания. 19
Отечественная война 1812 г. 20
Причины и начало войны.. 20
Примечания. 26
От Немана до Москвы.. 26
Примечания. 31
От Москвы до Немана. 32
Примечания. 37
Россия во главе Священного союза. 38
Коалиционные войны 1813—1815 гг. 38
Примечания. 41
Монархи против народов. 41
Примечания. 44
Аракчеевщина. 45
Примечания. 51
Декабристы.. 52
Становление. 52
Примечания. 57
Тайные общества 1821—1825 гг. 58
Примечания. 63
Восстание. 63
Примечания. 69
Николаевская Россия. 69
«Апогей самодержавия». 69
Примечания. 75
Реформы Николая I. 75
Примечания. 81
Внешняя политика. 82
Примечания. 87
Идейная борьба 30—40-х годов. 88
Охранители. 88
Примечания. 91
Либералы.. 91
Примечания. 96
Революционеры.. 96
Примечания. 106
Крымская война. 106
Планы сторон. 106
Примечания. 109
Россия против Турции. 109
Примечания. 112
Англия, Франция и Турция против России. 112
Примечания. 118
Первая революционная ситуация. 118
Понятие и признаки революционной ситуации. 118
Примечания. 121
Демократический подъем.. 121
Примечания. 128
Канун освобождения. 128
Примечания. 133
Падение крепостного права. 134
Примечания. 138
Земская, городская и судебная реформы.. 138
Примечания. 144
Финансовые, образовательные, военные реформы.. 144
Примечания. 149
После реформ.. 150
От феодализма к капитализму. 150
Примечания. 156
Народ и реформы.. 157
Примечания. 162
Правительственная реакция. 162
Примечания. 166
Народолюбцы и тираноборцы.. 167
Освободительное движение 60-х годов. 167
Примечания. 173
«Хождение в народ». 174
Примечания. 180
«Народная воля». 180
Примечания. 186
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. 186
Происхождение войны.. 186
Примечания. 189
Война. 190
Примечания. 194
Итоги. 195
Примечания. 198
Вторая революционная ситуация. 198
Восходящая фаза. 198
Примечания. 205
Нисходящая фаза. 205
Примечания. 212
Исход. 212
Примечания. 215
Контрреформы 1889—1892 гг. 216
Подготовка. 216
Примечания. 220
Содержание контрреформ.. 221
Примечания. 228
Последствия. 228
Примечания. 231
Внешняя политика 1879—1894 гг. 232
Россия и «Союз 3-х императоров». 232
Примечания. 238
Разрыв с Германией. 238
Примечания. 241
Русско-французский союз. 241
Примечания. 246
Культура. 247
Просвещение и наука. 248
Примечания. 256
Литература. 256
Примечания. 270
Искусство. 271
Примечания. 294
Заключение. 295
Примечания. 297
От автора
Моей жене Валентине Петровне Троицкой посвящаю
XIX век для России — одна из величайших переломных эпох. Следы этой эпохи в судьбах Российской империи грандиозны, многогранны и противоречивы. С одной стороны, Россия XIX в. — это пожизненная тюрьма для большинства ее граждан[1]. Россия XIX в. — это жандарм Европы, глава Священного союза монархов против народов, душитель восстаний в Польше 1830 и 1863 гг. и революции в Венгрии 1849 г. Россия XIX в. — это цитадель деспотизма и обскурантизма, где властвовали невежественные солдафоны вроде Аракчеева и образованные мракобесы типа Победоносцева, а народ прозябал в нищете и темноте (к концу XIX в. 80% населения страны оставалось неграмотным).
Но, с другой стороны, Россия XIX в. — это родина великого, хотя и трагически противоречивого, освободительного движения от декабристов до социал-демократов, которое дважды (в 1859-1861 и 1879-1881 гг.) приводило страну вплотную к демократической революции. Россия в XIX в. спасла Европу от наполеоновской военщины и освободила балканские народы от турецкого ига. Наконец, в России XIX в. были созданы гениальные духовные ценности, многие из которых по сей день остаются непревзойденными (творения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого, А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, Н.И. Лобачевского и Д.И. Менделеева, М.И. Глинки и П.И. Чайковского, К.П. Брюллова и И.Е. Репина, М.Н. Ермоловой и Ф.И. Шаляпина).
Словом, Россия выглядела в XIX в. на редкость разноликой, познала и триумфы, и унижения. Один из лучших русских поэтов Н.А. Некрасов в 1877 г. сказал о ней вещие слова, которые верны и поныне:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Тем не менее при всех трудностях и потрясениях экономического, социального, политического и духовного характера, несмотря на то что временами страна по вине ее правителей «топталась на месте», буксовала или даже отступала назад, общая тенденция развития России в XIX в. неизменно оставалась восходящей: от самодержавно-крепостнического произвола через все препятствия к началам законности, свободы, демократии («per aspera ad astra»[2], как говорили древние римляне). Показать современному читателю, как проходил этот процесс, в чем конкретно он проявлялся и к чему привел, каковы были условия жизни, правовые нормы, учреждения, люди России XIX в. с их идеями, деяниями, успехами и неудачами — вот круг вопросов, которые предполагается рассмотреть на страницах этой книги.
В отечественной историографии есть общий «Курс истории России XIX века». Его автор — замечательный историк Александр Александрович Корнилов (1862-1925), в советское время явно недооцененный по политическим мотивам из-за того, что он до 1917 г. был секретарем ЦК партии кадетов. Его «Курс» интересен и как историографическое явление бесценен, но практически он устарел (был читан студентам Санкт-Петербургского политехнического института в 1909-1911 гг., издавался без изменений в 1912-1914, 1918 и 1993 гг.)[3]. В популярнейших, многократно опубликованных курсах лекций по русской истории академиков В.О. Ключевского и С.Ф. Платонова (переизданы в 1989 и 1993 гг.) XIX век освещен неполно, до реформ Александра II, и кратко: у Ключевского ему отведены лишь четыре последние лекции из 86, у Платонова — последние 75 страниц его более чем 700-страничного курса. В советское время популярным был курс проф. С.Б. Окуня, который издавался несколько раз с 1939 по1974 г.[4] Он содержателен, ярко изложен, но хронологически ограничен первой половиной XIX в.
Сегодня остро необходим современный курс российской истории вообще и XIX в. в частности. За истекшие десятилетия накопилось много новых источников и литературы, а в самое последнее время начался пересмотр буквально всего и вся, изобилующий дилетантскими крайностям[5]. Поэтому важно обозреть нашу историю на современном уровне научных знаний, не увлекаясь ни застарелыми клише советской историографии, ни новомодными сенсациями ее критиков. /6/
Хронологически предлагаемая книга охватывает 1801-1894 гг., от вступления на престол Александра I, что положило начало новой эпохе, качественно отличной от XVIII в., до воцарения последнего российского самодержца Николая II. 1894 год стал рубежом не просто между двумя последними царствованиями: он означал важный рубеж и во внутренней политике России (завершение «контрреформ»), и в ее внешней политике (оформление русско-французского союза), и в российском освободительном движении (конец «разночинского» этапа), и даже в экономическом развитии страны (начало промышленного подъёма с ускоренным ростом монополий). Вторая половина 90-х годов во всех отношениях знаменовала собой наступление уже иной эпохи, характерной для XX в.
Внимательный читатель заметит, что в моей книге сделан акцент на истории политической — сделан намеренно, чтобы рельефнее показать, как в течение всего XIX в. Россия развивалась через две революционные ситуации к трем последующим революциям из-за нараставшего разлада между царским режимом и русским обществом. Экономический аспект рассматривается при этом лишь как фон (разумеется, очень важный), поскольку он изучен и в самой России, и за рубежом больше, а споров вызывает меньше, чем политическая история.
В основу книги положен курс лекций, который я читаю студентам-историкам Саратовского университета. Курс является результатом обобщения русской дореволюционной и советской (отчасти и зарубежной) литературы, включая мои собственные исследования. Читатель, желающий больше узнать о тех или иных процессах, событиях и людях с учетом разных мнений историков, найдет в конце каждой главы краткий обзор наиболее характерной и значимой литературы.
Академик Международной Академии наук высшей школы, доктор исторических наук Н.А. Троицкий
Примечания
1. Уже к 1816 г. территориальное расширение Российской империи было в основном завершено: в ней насчитывалось свыше 100 больших и малых народов, которые изнывали под гнетом самодержавия, а до 1861 г. — и крепостного права.
2. Через тернии к звездам (лат.).
3. Столь же устарела коллективная «История России в XIX веке» (издана Товариществом «Гранат» в 1907-1909 гг.), которая к тому же носит выборочно-очерковый характер; в ней, например, нет отдельной темы даже об Отечественной войне 1812 г.
4. Наиболее полные изд.: История СССР. Курс лекций. Л., 1948. Т 1 (17946-1825); Очерки истории СССР. Вторая четверть XIX в. Л., 1957.
5. См., например: История России. С начала XVIII до конца XIX века/Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996. Подробно об этом издании см.: Троицкий Н.А. Вечное возвращение /Свободная мысль, 1997. № 4.