Роль информации в управленческой деятельности

Тема 9. Закон информированности — упорядоченности

План

1. Роль информации в управленческой деятельности.

2. Формулировка закона информированности-упорядоченности, варианты и следствия его реализации.

3. Особенности основных характеристик информации: объём воспринимаемой информации, достоверность, ценность и насыщенность.

4. Условия, влияющие на уровень открытости информации.

 

Информационные потоки, проносящиеся в конце XX века над человеком и организациями как цунами, нередко ввергают людей в состояние паники или растерянности. Много информации про­летает мимо нас. Информационные службы компаний не в состо­янии отследить даже информацию, непосредственно каса­ющуюся их деятельности. Естественная реакция на такую ситуа­цию — увеличение темпа общения между людьми, сокращение времени на ознакомление с новой информацией. Появился даже новый принцип передачи информации: «Только главное и очень кратко». По этому принципу работают фирмы, поставляющие ком­мерческую, правовую и другую информацию, например, фирмы «Гарант», «Консультант плюс».

Рассмотрим некоторые аспекты коммуникаций в компании. Все отношения в компании основаны на получении, обработке, передаче и хранении приказов, распоряжений, договоров и др. Они могут содержать данные в виде текста, цифр, рисунков, таб­лиц, звука, видеоизображений. Часть этих данных может быть известна исполнителю, а часть — может быть новой, необходимой для выполнения заданий или развития его профессионального уровня.

Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией.

Одни и те же данные могут быть для одного человека информа­цией, а для другого — пустым набором данных.

Информация представляет собой важнейший элемент инфор­мационной среды управления, ее разделяют на два большие класса:

- объективную, овеществленную в какой-либо продукции (то­варах, услугах или знаниях);

- субъективную, отраженную, организованную людьми (впе­чатления, мнения, инструкции, приказы, распоряжения и т.д.).

В зависимости от характера подготавливаемого решения ин­формация классифицируется по следующим группам:

- по областям применения: управленческая, техническая, био­логическая;

- по функциональной направленности: планирующая, организу­ющая, активизирующая, координирующая, контролирующая, ин­формирующая;

- по времени действия: стратегическая, тактическая и опера­тивная;

- по характеру разработки и реализации: уравновешенная, им­пульсивная, инертная, рискованная, осторожная;

- по уровню неопределенности: низкая, средняя, высокая и сверх­высокая;

- по масштабам воздействия: общая и частная;

- по направлению воздействия: внутренняя и внешняя.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объек­том управления наряду с персоналом, финансами, производст­вом и др. Она подчиняется действию закона информированно­сти-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гар­моничное развитие всех элементов организации: системы уп­равления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния).