Роль информации в управленческой деятельности
Тема 9. Закон информированности — упорядоченности
План
1. Роль информации в управленческой деятельности.
2. Формулировка закона информированности-упорядоченности, варианты и следствия его реализации.
3. Особенности основных характеристик информации: объём воспринимаемой информации, достоверность, ценность и насыщенность.
4. Условия, влияющие на уровень открытости информации.
Информационные потоки, проносящиеся в конце XX века над человеком и организациями как цунами, нередко ввергают людей в состояние паники или растерянности. Много информации пролетает мимо нас. Информационные службы компаний не в состоянии отследить даже информацию, непосредственно касающуюся их деятельности. Естественная реакция на такую ситуацию — увеличение темпа общения между людьми, сокращение времени на ознакомление с новой информацией. Появился даже новый принцип передачи информации: «Только главное и очень кратко». По этому принципу работают фирмы, поставляющие коммерческую, правовую и другую информацию, например, фирмы «Гарант», «Консультант плюс».
Рассмотрим некоторые аспекты коммуникаций в компании. Все отношения в компании основаны на получении, обработке, передаче и хранении приказов, распоряжений, договоров и др. Они могут содержать данные в виде текста, цифр, рисунков, таблиц, звука, видеоизображений. Часть этих данных может быть известна исполнителю, а часть — может быть новой, необходимой для выполнения заданий или развития его профессионального уровня.
Данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение, называются информацией.
Одни и те же данные могут быть для одного человека информацией, а для другого — пустым набором данных.
Информация представляет собой важнейший элемент информационной среды управления, ее разделяют на два большие класса:
- объективную, овеществленную в какой-либо продукции (товарах, услугах или знаниях);
- субъективную, отраженную, организованную людьми (впечатления, мнения, инструкции, приказы, распоряжения и т.д.).
В зависимости от характера подготавливаемого решения информация классифицируется по следующим группам:
- по областям применения: управленческая, техническая, биологическая;
- по функциональной направленности: планирующая, организующая, активизирующая, координирующая, контролирующая, информирующая;
- по времени действия: стратегическая, тактическая и оперативная;
- по характеру разработки и реализации: уравновешенная, импульсивная, инертная, рискованная, осторожная;
- по уровню неопределенности: низкая, средняя, высокая и сверхвысокая;
- по масштабам воздействия: общая и частная;
- по направлению воздействия: внутренняя и внешняя.
Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др. Она подчиняется действию закона информированности-упорядоченности. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния).