Сборные (обобщающие)

Прямые

Не формализованные

Строго формализованные

ТИПЫ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

ВИДЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ (НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ)

 

– непротиворечивости;

– интерсубъективности (независимости от субъектов);

– проверяемости (подтверждаемости (верификации) + опровержимости (опытом), фальсификации).

3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУКИ:

– модели прошлого, настоящего и будущего исследуемого объекта как целевые образы, адекватно отражающие объект.

Свойства модели: целевость, встроенность, дуальность, неоднозначность, оригинальность, динамичность и т.п.

Редукционные (анализовые):допускают обособленные анализовые методы познания, принцип суперпозиции. Пример – физические системы.

Идентичные, традукционные, синтезовые: основаны на системологическом представлении (целевость, цельность, эмергентность ...) и невозможности только анализового познания.

– исходные понятия строго формализованы (например, математика).

– исходные понятия нестрого, не осязаемо определены илине определены (являются объектом либо предметом исследования вэтой дисциплине, например, физика);

– дисциплина и ее наименование являются первичными, неразложимыми на более простые в рамках данной науки (например, алгебра, геометрия, теория вероятностей; механика, оптика и т.п.).

– дисциплина и ее исследования являются обобщенными, вторичными и включают в себя первичные дисциплины, более простые, входящие в нее (например, математика, физика).


СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

    Научные специаль-ности   04. Геолого-минералогические 02. Химические 18. Архитектурные 03. Биологические 11. Географические 25. Науки о Земле 06. Сельскохозяйственные 15. Фармацевтические     14. Медицинские 01. Физико-математические 07. Исторические 08. Экономические 09. Философские 19. Психологические 10. Филологические 12. Юридические 13. Педагогические 17. Искусствоведческие 22. Социологические 23. Политические 24. Культурологические 26. Военные 05. Технические       Информатика: формальная, техническая, технологическая, прикладная
  Базовые дисциплины   Космология Планетология Геология Биология Филология Обществоведение Алгоритмизация и (или) программирование   ?   Начала системологии, кибернетики, синергетики, когнитологии, информационных систем и технологий: технического, алгоритмического, программного и информационного обеспечения.
Фундаментальные дисциплины   Физика   Химия   Математика "Информатика" ?   Информология, семиотика, начала моделирования и эксперимен-тирования
  Первичные объекты Физические величины Энергетические поля Информация Информационные поля   Энергетические поля Информационные поля
(элементы) Вселенной Физико-химические процессы и превращения Информационные процессы и превращения     Материя Информа- ционная
?
?

МАТЕРИЯ Информационная     сущность
  ВЕЩЕСТВО ПОЛЕ, ЭНЕРГИЯ сущность     ?
  Пространство, время. Движение      
                                                                             

Пояснение места и роли информатики как учебной фундаментальной дисциплины ("информатики")


«Рабочие» определения базовых терминов информатики

Термин Определение термина
Информатика Научная дисциплина, охватывающая совокупность фундаментальных и прикладных направлений, и область практической деятельности, занимающиеся исследованием сущности, свойств, закономерностей информации и решением проблем создания, внедрения и исследования технологий, процессов, средств сбора, передачи, обработки, анализа, интерпретации и применения <данных> и информации, а также решением разнообразных задач использования информации, информационных технологий, средств, ресурсов и структур в естественных и искусственных материальных объектах, живых и неживых организмах и сообществах
Информационные ресурсы Различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации
Информационная технология 1. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения надных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объеме и заданного качества 2. Совокупность самих этих методов, способов, действий и т.д.
Информационный процесс Последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или ее носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов
Информационный технологический процесс Компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением  

 

ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ · собственно информация, информационные модели, процессы, технологии, средства, структуры, ресурсы, услуги, отношения с другими информационными и «неинформационными» объектами (включая субъекты) Вселенной
 
ПРЕДМЕТЫ (ВНИМАНИЯ) ИНФОРМАТИКИ: Фундаментальная наука · сущность, состав, свойства, правила и закономерности строения, функционирования, поведения, развития и т.п. объектов информатики; познание, изучение, описание, исследование происхождения, объяснение и предсказание их строения, свойств и особенностей Прикладная наука · теоретические основы создания и эффективного применения объектов информатики Область практической деятельности · разработка, изготовление, выпуск и разностороннее эффективное использование объектов информатики, а также сбор, передача, обработка, анализ, интерпретация, применение информации и ее носителей в нужном объеме заданного качества в требуемые сроки при минимальной себестоимости
 
МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ: Общенаучные · анализ, синтез; аналогия, сравнение; индукция, дедукция, традукция, абдукция; наблюдение, экспериментирование; формализация, абстрагирование; аксиоматические, гипотетические, эвристические, аналитические; естественно-научные, эмпирические, аксиоматические (математические); инженерные; изобретательские; моделирующие; информационные и т.п. Специфичные · алгоритмизация, моделирование, программирование (планирование); системные; имитационные; поиска, анализа, выбора вариантов, решений; обнаружения и исправления ошибок; распознавания образов; постановки и решения задач
 
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ (истинности) Истинным (верным) считается то, что получено с помощью корректных логических выводов и доказательств, подтверждено корректным физическим и/или машинным экспериментом, а также принципиально другими вариантами решений

 

Объекты, предметы, методы исследования и понятие истины в информатике


 

 


СРЕДСТВА ИНФОРМАТИКИ Аппаратные (технические)
Математические (модельные + алгоритмические)
Программные
Информационные
Лингвистические
Технологические
Метрологические
Логостические
Правовые
Организационно-экономические
Эргономические

 

Пояснение структуры информатики:
а) схемное изображение триединства информатики; б) средства информатики – подсистемы информационных систем
различного назначения; в) состав информатики как научной дисциплины

 

 

 


Условное изображение структуры информатики в виде карты:

– формальная информатика; – техническая информатика;

– технологическая информатика; – прикладная информатика


 
 

 


Фрагмент структуры информатики


ФАКТОРЫ АКТУАЛЬНОСТИ И СРОЧНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

 

1-ая группа:ЛАВИНООБРАЗНЫЙ РОСТ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

· затруднение в поиске и выделении нового; в определении его значимости;

· сползание фундаментализации образования к его прикладной направленности;

· значительное усложнение объектов исследования;

· неадекватность используемых методов обучения (заучивания)целям и задачам образования;

· перекос гуманитарного в ущерб информационному, системному (подмена).

2-ая группа: ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СРЕДСТВА, ТЕХНОЛОГИИ – МОЩЬ ГОСУДАРСТВА, БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН

· Отсутствие соответствующих образовательных дисциплин.

3-я группа:ИНФОРМАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ (БЕЗОПАСНОСТЬ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К НЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ – АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

* Отсутствие дисциплин по технике информационной безопасности.

4-ая группа: 2-ОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ; 3-Е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ- ? ИНФОРМАЦИОННО- БИОЛОГИЧЕСКОЕ ?

· низкая степень готовности к нему;

· существующее значительное разнообразие ментальной, финансовой, технической и т.п. готовности учреждений и граждан РФ к информатизации.