Сборные (обобщающие)
Прямые
Не формализованные
Строго формализованные
ТИПЫ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
ВИДЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ (НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ)
– непротиворечивости;
– интерсубъективности (независимости от субъектов);
– проверяемости (подтверждаемости (верификации) + опровержимости (опытом), фальсификации).
3. РЕЗУЛЬТАТЫ НАУКИ:
– модели прошлого, настоящего и будущего исследуемого объекта как целевые образы, адекватно отражающие объект.
Свойства модели: целевость, встроенность, дуальность, неоднозначность, оригинальность, динамичность и т.п.
– Редукционные (анализовые):допускают обособленные анализовые методы познания, принцип суперпозиции. Пример – физические системы.
– Идентичные, традукционные, синтезовые: основаны на системологическом представлении (целевость, цельность, эмергентность ...) и невозможности только анализового познания.
– исходные понятия строго формализованы (например, математика).
– исходные понятия нестрого, не осязаемо определены илине определены (являются объектом либо предметом исследования вэтой дисциплине, например, физика);
– дисциплина и ее наименование являются первичными, неразложимыми на более простые в рамках данной науки (например, алгебра, геометрия, теория вероятностей; механика, оптика и т.п.).
– дисциплина и ее исследования являются обобщенными, вторичными и включают в себя первичные дисциплины, более простые, входящие в нее (например, математика, физика).
СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Научные специаль-ности | 04. Геолого-минералогические | 02. Химические | 18. Архитектурные | 03. Биологические | 11. Географические | 25. Науки о Земле | 06. Сельскохозяйственные | 15. Фармацевтические | 14. Медицинские | 01. Физико-математические | 07. Исторические | 08. Экономические | 09. Философские | 19. Психологические | 10. Филологические | 12. Юридические | 13. Педагогические | 17. Искусствоведческие | 22. Социологические | 23. Политические | 24. Культурологические | 26. Военные | 05. Технические | Информатика: формальная, техническая, технологическая, прикладная | ||||||||||||||
Базовые дисциплины | Космология | Планетология | Геология | Биология | Филология | Обществоведение | Алгоритмизация и (или) программирование | ? | Начала системологии, кибернетики, синергетики, когнитологии, информационных систем и технологий: технического, алгоритмического, программного и информационного обеспечения. | |||||||||||||||||||||||||||||
Фундаментальные дисциплины | Физика | Химия | Математика | "Информатика" ? | Информология, семиотика, начала моделирования и эксперимен-тирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичные объекты | Физические величины | Энергетические поля | Информация | Информационные поля | Энергетические поля | Информационные поля | ||||||||||||||||||||||||||||||||
(элементы) Вселенной | Физико-химические процессы и превращения | Информационные процессы и превращения | Материя | Информа- ционная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| МАТЕРИЯ | Информационная | сущность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЕЩЕСТВО | ПОЛЕ, ЭНЕРГИЯ | сущность | ? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пространство, время. Движение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснение места и роли информатики как учебной фундаментальной дисциплины ("информатики")
«Рабочие» определения базовых терминов информатики
Термин | Определение термина | |
Информатика | Научная дисциплина, охватывающая совокупность фундаментальных и прикладных направлений, и область практической деятельности, занимающиеся исследованием сущности, свойств, закономерностей информации и решением проблем создания, внедрения и исследования технологий, процессов, средств сбора, передачи, обработки, анализа, интерпретации и применения <данных> и информации, а также решением разнообразных задач использования информации, информационных технологий, средств, ресурсов и структур в естественных и искусственных материальных объектах, живых и неживых организмах и сообществах | |
Информационные ресурсы | Различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации | |
Информационная технология | 1. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов, действий, процессов, средств, правил, навыков, используемых для получения новой информации (сведений, знаний), сбора, обработки, анализа, интерпретации, выделения и применения надных, контента и информации с целью удовлетворения информационных потребностей народного хозяйства и общества в требуемом объеме и заданного качества 2. Совокупность самих этих методов, способов, действий и т.д. | |
Информационный процесс | Последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или ее носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов | |
Информационный технологический процесс | Компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением |
ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ · собственно информация, информационные модели, процессы, технологии, средства, структуры, ресурсы, услуги, отношения с другими информационными и «неинформационными» объектами (включая субъекты) Вселенной |
ПРЕДМЕТЫ (ВНИМАНИЯ) ИНФОРМАТИКИ: Фундаментальная наука · сущность, состав, свойства, правила и закономерности строения, функционирования, поведения, развития и т.п. объектов информатики; познание, изучение, описание, исследование происхождения, объяснение и предсказание их строения, свойств и особенностей Прикладная наука · теоретические основы создания и эффективного применения объектов информатики Область практической деятельности · разработка, изготовление, выпуск и разностороннее эффективное использование объектов информатики, а также сбор, передача, обработка, анализ, интерпретация, применение информации и ее носителей в нужном объеме заданного качества в требуемые сроки при минимальной себестоимости |
МЕТОДЫ ИНФОРМАТИКИ: Общенаучные · анализ, синтез; аналогия, сравнение; индукция, дедукция, традукция, абдукция; наблюдение, экспериментирование; формализация, абстрагирование; аксиоматические, гипотетические, эвристические, аналитические; естественно-научные, эмпирические, аксиоматические (математические); инженерные; изобретательские; моделирующие; информационные и т.п. Специфичные · алгоритмизация, моделирование, программирование (планирование); системные; имитационные; поиска, анализа, выбора вариантов, решений; обнаружения и исправления ошибок; распознавания образов; постановки и решения задач |
ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ (истинности) Истинным (верным) считается то, что получено с помощью корректных логических выводов и доказательств, подтверждено корректным физическим и/или машинным экспериментом, а также принципиально другими вариантами решений |
Объекты, предметы, методы исследования и понятие истины в информатике
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИКИ | Аппаратные (технические) |
Математические (модельные + алгоритмические) | |
Программные | |
Информационные | |
Лингвистические | |
Технологические | |
Метрологические | |
Логостические | |
Правовые | |
Организационно-экономические | |
Эргономические |
Пояснение структуры информатики:
а) схемное изображение триединства информатики; б) средства информатики – подсистемы информационных систем
различного назначения; в) состав информатики как научной дисциплины
Условное изображение структуры информатики в виде карты:
– формальная информатика; – техническая информатика;
– технологическая информатика; – прикладная информатика
![]() |
Фрагмент структуры информатики
ФАКТОРЫ АКТУАЛЬНОСТИ И СРОЧНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И
ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
1-ая группа:ЛАВИНООБРАЗНЫЙ РОСТ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
· затруднение в поиске и выделении нового; в определении его значимости;
· сползание фундаментализации образования к его прикладной направленности;
· значительное усложнение объектов исследования;
· неадекватность используемых методов обучения (заучивания)целям и задачам образования;
· перекос гуманитарного в ущерб информационному, системному (подмена).
2-ая группа: ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, СРЕДСТВА, ТЕХНОЛОГИИ – МОЩЬ ГОСУДАРСТВА, БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН
· Отсутствие соответствующих образовательных дисциплин.
3-я группа:ИНФОРМАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ (БЕЗОПАСНОСТЬ) И ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К НЕЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ – АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
* Отсутствие дисциплин по технике информационной безопасности.
4-ая группа: 2-ОЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЕ; 3-Е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ- ? ИНФОРМАЦИОННО- БИОЛОГИЧЕСКОЕ ?
· низкая степень готовности к нему;
· существующее значительное разнообразие ментальной, финансовой, технической и т.п. готовности учреждений и граждан РФ к информатизации.