Информационный кризис

Пятый этап. Информатика. Вторая информационная революция.

Четвертый этап. Средства связи

С конца XIX века было сделано большое количество изобретений, позволяющих передавать информацию очень быстрым способом на далекие расстояния (телефон, радио). Также были разработаны способы передачи не только текстовой информации, но и звуковой и графической (запись звука, изображения, передача их с помощью телевидения). Этот этап в развитии информации назовем средства связи, которые продолжают совершенствоваться и поныне.

Вплоть до середины ХХ века развитие цивилизации шло по линии развития материального производства. В середине ХХ века положение изменилось. Развился так называемый информационный кризис. В результате бурного развития экономики и науки количество накопленной информации, необходимой для успешного их функционирования, превысило резервы традиционного метода управления ими. Произошел «информационный взрыв», при котором время удвоения объема накопленной информации сокращается до 2-3 лет.

Пропускной способности мозга всех работающих оказалось недостаточно. Время возникновения этого информационного барьера для каждой науки, отрасли хозяйства или общественной жизни неизбежно. Впервые в условия информационного кризиса попали специалисты по атомной физике в сороковых годах (время создания атомной бомбы). Изучаемые и рассчитываемые ими явления описывались столь сложными уравнениями, что для приближенных расчетов потребовались бы целые армии вычислителей на арифмометрах. И здесь на помощь ученым пришли только что созданные электронно-вычислительные машины. То, что вычислитель на арифмометре считал полгода, первые модели ЭВМ вычисляли за 3 часа. Так с конца 40-ых годов началось триумфальное применение компьютеров в различных областях деятельности человека. В это же время - в середине ХХ века возникает новая наука, связанная с компьютером – информатика. Изобретение компьютера и появление информатики являются второй информационной революцией.

Информатика – это наука, изучающая способы получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации с помощью компьютера.

Компьютерные материальные носители сначала были бумажными – перфоленты, перфокарты. Далее появляются магнитные ленты, затем гибкие и жесткие магнитные диски. Позже – лазерные диски, flash-накопители.

Основной причиной изобретения компьютера и появления информатики явился информационный кризис, который развился в середине ХХ века сначала при обработке научно-технической информации, затем охватил управление экономикой, технологическими процессами, сферы образования, медицины и другие. Кроме резкого роста объема информации, информационный кризис имеет и другую сторону – «информационный голод». То есть невозможность быстро найти нужную информацию. Например, в 60-ых годах ученые химики половину рабочего времени тратили на поиск необходимой информации, а примерно 70% изобретений дублировали друг друга, так как традиционный способ их опубликования – печатные издания запаздывают на месяцы и годы. И с этой стороной информационного кризиса успешно помогают справляться компьютеры. Например, во всемирной компьютерной сети Интернет можно быстро найти новую полезную информацию.