План лекции

 

Введение........................................................................................ 5 мин.

 

1. История развития информатики как дисциплины.............. 40 мин

Содержание и порядок изучения дисциплины.................... 15 мин.

2. Объект, предмет и основные методы информатики . . . . . 50 мин.

3. Понятие информации. Виды и свойства информации . . . . 30 мин.

 

Заключение.................................................................................... 5 мин.

 

 

Во второй половине ХХ века человечество вступило в новый этап своего развития. В этот период начался переход от индустриального общества кинформационному. Информационное общество имеет следующие основные признаки:

1. Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.

2. Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации.

3. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Процесс, обеспечивающий переход от индустриального общества к информационному, получил название информатизации. Информатизация – это процесс создания, развития и всеобщего применения информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе.

Неизбежность информатизации общества обусловлена резким возрастанием роли и значения информации. Информационное общество характеризуется высокоразвитой информационной сферой, которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Процесс перехода от индустриального общества к информационному происходит неодновременно в различных странах, он характеризуется также разными темпами развития. Первыми на этот путь встали в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века США, Япония и страны Западной Европы. В этих государствах, начиная с 60 – 70-х годов, проводится политика повсеместной информатизации всех сфер деятельности человека. Предполагается, что США завершат переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и основные страны Западной Европы – к 2030 – 2040 г.г.

В СССР в 1989 г. разработана Концепция информатизации общества. По предварительным оценкам информатизация в России завершится к 2050 г. при условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране. По мнению специалистов, любая страна, насколько бы индустриально развитой она ни была, перейдет в разряд стран третьего мира, если опоздает с информатизацией.

Современный инженер должен владеть знаниями в области информатики и практическими навыками использования вычислительной техники, уметь оценивать точность и полноту информации, влияющей на принятие управленческих решений. Вот почему дисциплина "Информатика" занимает одно из важных мест среди дисциплин, изучаемых в нашем ВВУЗе.