Описание и объяснение в социальном исследовании

С методологической точки зрения описание и объяснение представляют собой не только две функции, но также две стратегии исследования со своими особыми задачами и приемами. И хотя в реальном исследовании эти два компонента нередко переплетаются, их стоит рассмотреть отдельно — как два типа исследования.

Познание идет от описания к объяснению.

Описаниеимеет дело с определенной системой в ее статическом состоянии — в том виде, в котором она существует в определенный момент времени.

Объяснениесвязано с пониманием функционирования динамической системы, то есть системы, находящейся в развитии. Развитие, в свою очередь, представляет собой процесс изменения во времени. Поэтому переход от простого описания к объяснению предполагает включение этого дополнительного аспекта. Поясним это на примере. Историк описывает некоторое событие, для этого он его описывает, собирая все факты, относящиеся к данному событию. Но чтобы понять смысл события, надо увидеть его место в ряду других событий, то есть рассмотреть как исторический процесс, в котором каждое событие выступает как звено в цепи событий, вытекающих одно из другого. Историческое объяснение сводится к указанию на причины, вызвавшие определенное событие, и следствия, которые это событие за собой повлекло.

Кроме того, выбор единиц анализа в какой-то мере произволен. Отсюда вытекает принципиальная возможность разных описаний одного и того же события-объекта, а также объяснений разного уровня. Конкретный подход диктуется как особенностями самого объекта, так и целями исследования. Роль объективных факторов заключается в том, что если процесс развивается медленно, то изменения не так бросаются в глаза. Тогда этими незначительными изменениями можно пренебречь и рассматривать систему как статическую. На первый план в этом случае выступает задача описания.

Различия по существу.

Описаниеимеет дело с непосредственно наблюдаемыми явлениями. Деятельность наблюдателя сводится к их систематизации, хотя сама эта задача может иметь свои сложности, поскольку объекты различаются между собой по многим признакам и выбор основания классификации не всегда очевиден.

Объяснение— это выход за пределы данных непосредственного наблюдения, переход от явления к сущности. В психологическом плане это есть переход от восприятия к мышлению. Мышление оперирует более абстрактными категориями (понятиями), а потому его выводы нуждаются в конкретизации. Иначе возникает разрыв между теорией и практикой, между абстрактной моделью и той реальностью, которую она описывает. Наука требует, чтобы объяснение вытекало из тщательного описания фактов. Другими словами, выдвигается требование согласованности между эмпирическим уровнем исследования (описание) и теоретическим уровнем (объяснение).