Малоформализованные методики: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

ПЛАН

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. КАЛССИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК.

ЛЕКЦИЯ № 3

1. Малоформализованные методики: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

2. Строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики.

3. Требования к построению и проверке методик: стандартизация, надежность, валидность.

К этой группе относятся методики, дающие сведения о процессах и явлениях, которые мало поддаются объекивизации. (Например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являющиеся изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений). Эти методики весьма трудоемки и основаны на профессиональном опыте и подготовленности педагога или психолога.

Малоформализованные методики дополняют строго формализованные.

1. Метод наблюдения.

Исследователю не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Особое значение метод имеет для изучения психологических особенностей детей в отличии от взрослых.

Научная разработка метода наблюдения была сделана в 20-е годы в России М.Я. Басовым.

В этом методе в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому он должен владеть техникой наблюдения, которая характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые будут объектами наблюдения, разработкой собственной фиксации. Наблюдение, как метод включает цель и схему.

Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный характер. Цель поискового наблюдения: получить наиболее полное описание всех свойственных проблеме сторон, охватить ее целиком.

Цель конкретного наблюдения иначе оно называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы. Главная цель – исследование личности ребенка. Эта общая цель может распадаться на частные: а) наблюдение за развитием личности ребенка; б) наблюдение за индивидуально-психическими особенностями; в) наблюдение за какой-то одной стороной личности (например эмоциональной).

Схема наблюдения.

Она включает в себя перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Например, если наблюдаем за поведением, то делим его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т.д. Если предметом наблюдения является речь, то единицами могут быть ее содержание, направленность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя.

Требования к записи наблюдения:

1) Запись должна быть фотографической, т.е. записываем только то, что происходило и каким образом, без личных впечатлений.

2) Запись должна фиксировать фон, в котором происходит фиксируемый факт.

3) Запись должна соответствовать поставленной цели, отражать изучаемую реальность.

Дневник используется при продолжительных наблюдениях, запись ведется во время наблюдения.

При исследующем наблюдении заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения, и добавить в эту систему что-то новое нельзя.

Анализ результатов может быть качественным и количественным – используется психологическое шкалирование.

Виды наблюдения.

1) Хронологические: а) лонгитюдные (продольные) – проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения; б) периодические – проводятся в течение точно заданных промежутков времени; в) единичные (однократные) – представлены в виде описания отдельного случая.

2) В зависимости от ситуациинаблюдение может быть: а) полевым – естественные для жизни наблюдаемого условия; б) лабораторным – искусственные условия; в) справоцированным в естественных условиях.

3) В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту: а) открытое или скрытое; б) наблюдение со стороны или включенное.

Правила, при соблюдении которых эффективность наблюдения повышается:

· Многократное наблюдение факта в различных ситуациях, что позволяет отграничить случайность от закономерности.

· Не делать поспешных выводов, проверять альтернативные предположения.

· Не отрывать условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации.

· Беспристрастие.

· Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не менее двух).

 

2. Метод беседы, интервью.

Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьера с респондентом.

По форме оно бывает: а) свободным – беседа без стогой детализации вопросов, но по общей программе; б) стандартизированным (с разработкой общего плана, последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д.); в) частично-стандартизированным (стойкая стратегия, а тактика более свободная).

Диагностическим целям в большей мере соответствует второй тип. Но применять его можно только тогда, когда испытуемый легко отвечает на вопросы, в противном случае искренность испытуемого ограничена. Интервью не должно быть продолжительным, регистрация ответов не должна ограничивать испытуемого.

В зависимости от цели интервью делятся на диагностические и клинические.

Диагностические – получение информации общего содержания, выявление различных аспектов поведения, свойств личности, характера, выяснение интересов, склонностей, положения в семье.

Клинические – метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознавать свои внутренние затруднения, скрытые мотивы поведения.

При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко, чаще – диагностическое. Здесь важную роль играет правильно сформулированный вопрос.

Вопросы делятся на три группы:

1) прямые (Ты боишься грозы?); 2) косвенные (что ты делаешь во время грозы?); 3) проективные (Дети боятся грозы. А ты?). 2 и 3 виды вопросов помогают выявить такие особенности, которые трудно поддаются осознанию, их можно использовать, чтобы исключить социально-желательные ответы.

Правила беседы: а) создание теплой атмосферы взаимопонимания, позволяющей установить контакт; б) принятие ребенка таким, какой он есть; в) тактичное отношение к позициям ребенка, ничего не осуждая и не оправдывая, но все понимая.

3. Анализ продуктов деятельности.

Количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, творческие результаты в искусстве, материалы СМС.

Был разработан специальный метод – КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (анализ содержания) – это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем просчитывается частота их употребления.

Контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов) поэтому применять его следует только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

Этот метод является дополнительным при обработке данных, полученных с помощью других методов. Например, при обработке данных Роршах-теста, методики незавершенных предложений, интервью, при анализе грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого. Такой анализ позволяет выявить и объективизировать скрытую ситуацию в ответах испытуемого.