Общая характеристика национальной безопасности
ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суверенного государства. Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 года № 233-I определяет национальную безопасность как состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. К сожалению, до сих пор не выработан единый подход в определении системы органов безопасности и нет исчерпывающего перечня ее элементов.
Национальные интересы Республики Казахстан представляют собой совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Казахстана, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.
Национальными интересами Республики Казахстан являются:
1. обеспечение нрав и свобод человека и гражданина;
2. сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране;
3. экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;
4. воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана;
5. сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества;
6. незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
7. устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
8. обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;
9. безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка;
10. развитие международного сотрудничества на основе партнерства.
Определяющим условием национальной безопасности Казахстана является территориальная целостность.
Согласно постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 апреля 2003 г. N 4 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» изменение унитарности и территориальной целостности республики не может быть предметом инициирования изменений и дополнений в Конституцию.
Территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Она есть высшая власть на этой территории, едина и независима. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает пространство республики, находятся в публично-правовой собственности Казахстана.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Конституции Республики Казахстан государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории, что следует понимать как недопустимость расчленения его территории, использования природных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной границы и запрет на территориальные уступки в ущерб национальным интересам и суверенному равенству государства.
Земельные участки предоставляются иностранным государствам для размещения дипломатических представительств, аккредитованных в Республике Казахстан, в пользование на условиях аренды.
Обеспечение государством целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории предполагает разработку и осуществление комплекса мер экономического, политического, военного, правового и организационного характера, направленных на:
1. укрепление иммунитета государства в экономическом взаимодействии;
2. юридическую невозможность односторонней уступки Республикой Казахстан части территории иному государству;
3. недопущение захвата, присоединения либо раздела территории республики;
4. запрет на создание и действие общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Республики Казахстан;
5. отсутствие у органов государства на местах права ставить вопрос о выходе из состава государства и изменения своего правового статуса в одностороннем порядке;
6. возложение на органы государства обязанностей по принятию необходимых и достаточных мер по охране и защите суверенитета и территориальной целостности республики.
Угрозу национальной безопасности законодатель видит в определенных условиях, процессах и факторах, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опасность. Угрозами национальной безопасности Республики Казахстан являются:
1. ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупцию, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;
2. деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость ее территории;
3. ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности государственной границы и применения силы в отношении Республики Казахстан, агрессия против нее;
4. разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;
5. дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в стране;
6. политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни;
7. обострение социально-политической ситуации, выражающееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках;
8. создание не предусмотренных законодательством Республики Казахстан военизированных формирований;
9. резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;
10. нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;
11. ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;
12. ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала страны;
13. несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите национальных интересов страны.
В законодательстве используются следующие основные понятия:
Внешняя безопасность — состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан.
Военная безопасность — состояние защищенности Республики Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны.
Информационная безопасность состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере.
Общественная безопасность — политико-правовая, духовно- нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб.
Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.
Объектами национальной безопасности являются личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй; независимость и территориальная целостность. Достижение безопасности обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются:
1. соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;
2. оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
3. единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности;
4. приоритетность политических, экономических и информационных мер;
5. взаимная ответственность личности, общества и государства;
6. контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности[44].
7. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:
8. прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности;
9. разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности;
10. создание и поддерживание готовности сил в обеспечении национальной безопасности;
11. участие в обеспечении всеобщей и региональной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, органы национальной безопасности, внутренних дел, внешней разведки, военной и финансовой полиции, Служба охраны Президента Республики Казахстан, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Каждая из них обладает собственными задачами и компетенцией. Они взаимодействуют между собой в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.
Общее руководство указанными органами возложено на Президента Республики, который обеспечивает согласованные действия всех ветвей государственной власти в области защиты национальных интересов страны.
Президент Республики Казахстан издает акты по вопросам обеспечения национальной безопасности; образует Совет Безопасности, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан; определяет реальную, потенциальную угрозу национальной безопасности и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности всех граждан, общества и государства с учетом мнения Совета Безопасности; осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.
Совет Безопасности, который возглавляет Глава государства, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан. Совет Безопасности Республики Казахстан действует на основе Положения о Совете Безопасности Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 г. № 88.
Совет Безопасности является консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Казахстан, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.
Членами Совета Безопасности по должности являются: Председатель Сената Парламента, Председатель Мажилиса Парламента, Премьер-Министр, Руководитель Администрации Президента, помощник Президента — Секретарь Совета Безопасности, Председатель Комитета национальной безопасности, Министр иностранных дел, Министр обороны Республики Казахстан.
Решения, принятые Советом Безопасности, являются обязательными для исполнения государственными органами Республики Казахстан. В случае необходимости решения Совета Безопасности могут реализовываться актами Президента или Правительства Республики Казахстан.
Парламент Республики Казахстан в этой части имеет следующие полномочия: принимает законы по вопросам обеспечения национальной безопасности, вносит изменения и дополнения к ним; решает вопросы войны и мира; принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил республики для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности; проводит парламентские слушания по вопросам обеспечения национальной безопасности; осуществляет: иные полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности, возложенные Конституцией Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности; организует разработку Концепции национальной безопасности Республики Казахстан; руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности; формирует перечни стратегических объектов, переданных в уставный капитал и или находящихся в собственности национальных холдингов и национальных компаний либо их аффилированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства, а также стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилированных с государством и физических лиц.
Правительство Республики также принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для национальных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан; осуществляет иные необходимые полномочия по Вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.
Местные представительные и исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), организации, независимо от форм собственности, в пределах своей компетенции принимают меры и организуют работу по обеспечению национальной безопасности в соответствующих административно- территориальных единицах; обеспечивают сохранность мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан.
В целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Республики
Казахстан в необходимых случаях закон предусматривает условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения." Чрезвычайное положение в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387-II «О чрезвычайном положении» вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информированием Парламента Республики Казахстан.
Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер. В целях незамедлительного решения вопросов и проведения мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президентом Республики Казахстан могут создаваться специальные органы государственного управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся: Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан; комендатура местности.
Республика обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем определения основных направлений деятельности государства в этой сфере.
Главные ориентиры в этой работе обозначены в Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан. Реализуя положения этого и других документов, основные усилия направлены на организацию эффективной системы мер по защите экономических интересов страны. В частности, осуществляется информационное обеспечение государственных органов о латентных и реальных угрозах экономической безопасности, оказывается содействие в решении задач по развитию экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и транспортно-коммуникационных связей на международном уровне.
Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем:
1. определения основных направлений деятельности государства в этой сфере;
2. выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности;
3. осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы;
4. мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера;
5. безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;
6. локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.
Служба охраны Президента Республики Казахстан
Специальным государственным органом, относящимся к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и осуществляющим в пределах установленной законом компетенции охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов является Служба охраны Президента Республики Казахстан.
Охраняемые лица — это лица, подлежащие охране Службой охраны Президента Республики Казахстан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан и Законом от 3 октября 1995 года № 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан».
Охраняемыми лицами являются:
1. Президент Республики Казахстан;
2. Председатель Сената Парламента Республики Казахстан;
3. Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан;
4. Премьер-Министр Республики Казахстан;
5. супруга (супруг) Президента республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи;
6. Первый Президент Республики Казахстан;
7. члены семьи Первого Президента Республики Казахстан, проживающие совместно с ним или его сопровождающие;
8. экс-президент Республики Казахстан;
9. должностные лица Республики Казахстан, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан;
10. главы иностранных государств, парламентов и правительств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
11. руководители международных организаций и иные лица иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается на основании распоряжений Президента Республики Казахстан или по его поручению — Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.
Охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегающие к ним территория и акватория. Перечень охраняемых Службой охраны Президента Республики Казахстан объектов утверждается Президентом Республики Казахстан.
Задачами Службы охраны Президента являются:
1. обеспечение личной безопасности охраняемых лиц;
2. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жизни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц;
3. охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах и в других местах пребывания охраняемых лиц;
4. осуществление в пределах своих полномочий борьбы с терроризмом;
5. прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам, осуществление комплекса оперативных мер по их предупреждению и нейтрализации.
Служба внешней разведки «Сырбар»
Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по укреплению национальной безопасности Республики Казахстан и дальнейшему совершенствованию разведывательной деятельности» от 17 февраля 2009 года № 739, в целях реализации основных положений Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан на 2007—2012 годы, укрепления национальной безопасности и оптимизации структуры специальных служб образована Служба внешней разведки «Сырбар». Данная служба является государственным органом, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляет функции уполномоченного органа в сфере внешней разведки (вместо упраздненной службы «Барлау» КНБ РК).
Основной задачей оперативно-служебной деятельности службы «Сырбар» является обеспечение Президента Республики Казахстан, высших органов законодательной и исполнительной власти объективной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, военной, научно-технической, гуманитарной областях, а также о скрытых процессах в мире, которые в той или иной степени могут нанести ущерб национальным интересам и повлиять на безопасность нашего государства. При этом основные усилия Службы должны быть направлены на выявление внешних угроз, предотвращение и нейтрализацию их возможных негативных последствий.
На современном этапе в деятельности Службы особую актуальность приобрело получение упреждающей информации о внешних угрозах, исходящих от международного терроризма, транснациональной организованной преступности, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегальной миграции, а также незаконного перемещения компонентов оружия массового поражения и технологий двойного назначения. В соответствии с международными обязательствами Казахстана перед разведкой Комитета стоит задача их выявления и упреждения на ранней стадии. В эпоху глобализации важное значение приобретают также проблемы обеспечения экономической безопасности. В этой связи перед казахстанской разведкой поставлены задачи по своевременному выявлению потенциальных угроз национальным интересам в финансовой, энергетической, продовольственной, индустриально-инновационной, коммуникационной, информационной и экологической сферах.
Также в задачи Службы «Сырбар» входит специфическими средствами содействовать укреплению процессов интеграции Казахстана в систему мирохозяйственных связей, расширению масштабов сотрудничества с промышленно развитыми странами, привлечению иностранных инвестиций в национальную экономику, увеличению валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности путем создания благоприятных конъюнктурно- коммерческих ситуаций.
В условиях активного привлечения иностранного капитала к развитию отечественной экономики перед Службой «Сырбар» стоят задачи по выявлению возможных попыток извне получить односторонние выгоды от участия в инвестиционных проектах, выяснению истинных целей и движущих сил тех или иных экономических операций, предупреждению угрозы превращения Казахстана в чисто сырьевой придаток развитых государств, рынок для сбыта низкокачественного товара и получения дешевой, но достаточно квалифицированной рабочей силы.
Еще одной важной задачей казахстанской разведки в этой сфере является информационное обеспечение развития передовых технологий и способствование созданию обратной связи достижений научно-технического прогресса с экономическим развитием. В функции Службы «Сырбар» также входит обеспечение безопасности дипломатических учреждений и граждан Республики Казахстан за рубежом, то есть выявление, предупреждение и пресечение действий иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, создающих угрозу деятельности казахстанских учреждений и граждан за границей. Все большее внимание стало уделяться качественной составляющей информационной работы. Были приняты меры по созданию системы непрерывного информационно-аналитического слежения за развитием оперативной обстановки, прогнозирования внутренних и внешних угроз национальной безопасности и выработки на этой основе информационных приоритетов внешней разведки, адекватных изменениям внешней среды.