Переходим к третьему вопросу

3-й вопрос:

Экономические организации, входящие в систему ООН. Задачи и функции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Организации ООН, связанные с проблемами "нового международного экономического порядка" (ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН). Специализированные учреждения ООН и их функции

Системой ООН является сама организация, ее главные и вспомогательные органы и специализированные учреждения ООН – межгосударственные организации, сотрудничающие по специальным вопросам и связанные с ООН на основании договора и других аспектов.

Учредительным документом ООН выступает Устав. Кроме того, в качестве учредительного документа называют Статут Международного Суда ООН, который представляет собой самостоятельный договор, однако участие в нем связано с участием государства в ООН.

Основные цели ООН:

1. Поддерживать международный мир и безопасность;

2. Развивать дружественное отношение между нациями;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, культурного, социального, гуманитарного характера.

Любое государство, если оно является миролюбивым, принимает на себя обязательства по Уставу ООН и имеет возможности и желания выполнять эти обязательства, может стать членом ООН. Такие государства называются вновь вступившими. Существуют и первоначальные члены – государства, которые создавали ООН и одними из первых подписали и ратифицировали Устав организации.

Вопрос о приеме нового члена решается двумя органами ООН – Генеральной Ассамблеей, решение которой основано на рекомендации Совета Безопасности. Несмотря на использование термина «рекомендация», решение Совета Безопасности относительно того, может или не может быть членом ООН то или иное государство, носит обязательный характер. Отсутствие такой рекомендации или отказ в ее выдаче является препятствием для приема нового члена. Такой вывод следует из Консультативного заключения Международного Суда ООН от 03.03.1950 г.

Устав ООН предусматривает приостановление членства и исключение из организации. В этих процессах также участвует Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, рекомендации которого опять же имеют обязательную силу.

Система органов. Все органы делят на два вида: главные и вспомогательные.Главные органы прямо определены в Уставе ООН. К ним относятГенеральную Ассамблею, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Секретариат и Международный Суд ООН. Вспомогательные – образуются по мере необходимости, как правило, это комитеты и комиссии. Например, Комитет противпыток, Комитет по информации, Совет по правам человека и т. д.

Генеральная Ассамблея (ГА) ООН является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Данный орган играет значительную роль в кодификации и установлении норм международного права. ГА состоит из всех членов ООН (на сегодня 192 члена), представленных делегациями не более чем из 5 человек. Каждая делегация имеет 1 голос.

В работе ГА ООН могут принимать участие постоянные наблюдатели при ООН (Ватикан, Швейцария). Кроме того, в качестве наблюдателей в работе ГА ООН участвуют Организация освобождения Палестины, специализированные учреждения ООН, ОАГ, ЕС и др.

Международный валютный фонд, Всемирный банк реконструкции и развития и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и др.

Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций. Все специализированные учреждения по сфере деятельность их можно разделить на три основные группы:

1) специализированные учреждения экономического характера – 12 учреждений (МБРР, МВФ, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и др.);

2) специализированные учреждения социального характер – МОТ и ВОЗ;

3) учреждения культурно-гуманитарного характера – ЮНЕСКО и ВОИС.

Взаимоотношения между ООН и указанными организациями характеризуются тем, что ООН координирует деятельность этих организаций. Здесь также присутствуют и элементы субординации. По крайней мере, ООН может поручать определенную работу этим организациям, утверждать финансовые соглашения, заключаемые с другими международными структурами, рассматривать административные бюджеты, получать от них отчеты и т. д. Тем самым ООН может влиять на деятельность этих организаций и, следовательно, усиливать свою роль в деле управления общими делами международного сообщества.

Специализированным учреждениям присущи четыре основных признака:

межправительственный характер учредительных актов; широкая международная ответственность, определенная уставом (универсальный характер);

осуществление деятельности в социально-экономической и гуманитарной областях; связь с ООН. Специализированные учреждения – организации постоянно действующие.

В специализированных учреждения также предусмотрено первоначальное членство и присоединение. Особенность ряда учреждений (например, ВПС, ЮНЕСКО, ИМО, ВМО, ФАО) состоит в том, что наряду с государствами в их состав входят также несамоуправляющиеся территории, для которых уставы вводят специальный статус «ассоциированных членов», «сочленов» или «членов-сотрудников». Территории, обладающие таким статусом, не имеют права решающего голоса и не представлены в руководящих органах.

Прекращение членства возможно путем выхода и исключения. Порядок выхода: направление письменного заявления о выходе; установление определенного периода в начале деятельности организации, когда нельзя обращаться с заявлением о выходе; выполнение финансовых обязательств и т. п. Исключают, как правило, за систематическое нарушение устава и невыполнение своих обязательств.

Возможно также приостановление членства в качестве санкции в отношении конкретного государства.

Специализированные учреждения состоят из нескольких звеньев. Во-первых, высшие органы, имеющие различное наименование. Они определяют направление деятельности, выносят решения по наиболее важным вопросам, заключают соглашения с ООН и другими международными организациями, назначают другие органы и должностных лиц. Решения принимают простым или квалифицированным (2/3) большинством голосов.

Во-вторых, исполнительные комитеты, имеющие различные названия (Совет, Исполнительный Совет, Административный Совет и т. д.). Они являются руководящими органами, обеспечивающими непрерывность деятельности учреждений в промежутках между сессиями высшего органа, несут ответственность перед ними за свою деятельность.

В-третьих, административные органы – это секретариат, возглавляемый генеральным секретарем или директором, который является главным должностным лицом организации. Сотрудники секретариата подразделяются на высших административных должностных лиц, специалистов, обслуживающий персонал.

В-четвертых, специальные комиссии и комитеты. В некоторых специализированных учреждениях предусмотрены также региональные ассоциации, в которые входят государства определенного географического региона. Отношения специализированных учреждений и ООН можно определить как координацию деятельности и сотрудничество. Практически деятельность специализированных учреждений координирует ЭКОСОС. Он вступает в соглашения со специализированными учреждениями от имени ООН. Эти соглашения имеют природу международных договоров. Единого типового соглашения нет.

В этих соглашениях предусматриваются следующие положения:

1) взаимное представительство;

2) дача ООН рекомендаций специализированным учреждениям;

3) обмен информацией и документами, отчетами, докладами и т. п.;

4) соглашения о персонале;

5) взаимоотношения по бюджетным и финансовым вопросам;

6) сроки соглашений.

Координацию ЭКОСОС осуществляет путем консультаций со специализированными учреждениями, а также выработки рекомендаций для них. Совет приглашает для участия в своей работе и работе созданных им комиссий представителей специализированных учреждений без права решающего голоса. В свою очередь и представители Совета участвуют в работе специализированных учреждений.

Другие главные органы ООН также могут давать рекомендации специализированным учреждениям. Специализированные учреждения осуществляют такие виды деятельности, как:

1) координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;

2) разработка международных конвенций и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т. д.;

3) оказание технической помощи развивающимся государствам;

4) информационная деятельность;

5) научная деятельность.