Информационной технологии

Основные сущностные характеристики

Изучение экономической информации в различных аспектах дает возможность выявить состав информационных совокупностей и их структуру, закономерности преобразования, объемно-временные и качественные характеристики (полноту, достоверность, своевременность, точность), а также способы их получения и технологии обработки, определяющие сущность и решение задач организационно-экономического управления.

 

1.1.1. Определение информационной технологии

Технология (от греч. techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс определяется выбранной человеком стратегией и реализуется с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения продукта.

Информация – один из ценнейших ресурсов общества, наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. В таком случае справедливо следующее определение.

Информационная технология (ИТ) естьсовокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Целями информационной технологии являются, во-первых, расширение круга задач, решаемых с помощью компьютеров, особенно в организационных структурах экономического управления; во-вторых, повышение уровня информационной поддержки современного специалиста.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные (специализированные) информационные технологии.

Глобальная информационная технологиявключает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовые информационные технологиипредназначены для применения в определенной предметной области (производство, научные исследования, обучение и др.).

Специализированные информационные технологииреализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (задачи учета, планирования, анализа и др.).

Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепций, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.

Расширение круга лиц, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, особо остро ставят проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа. В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и программных средств, обеспечивающих защиту информации.

Следующим шагом в совершенствовании информационных технологий, используемых в организационно-экономическом управлении, является расширение сферы применения баз знаний и соответствующих им систем искусственного интеллекта.

База знаний – важнейший элемент экспертной системы, создаваемой на рабочем месте специалиста управления. Она выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки и принятия управленческого решения.

Информационные технологии в сфере организационно-экономического управления в настоящее время развиваются по следующим основным направлениям:

– активизация роли специалистов управления (непрофессионалов в области информационных технологий и вычислительной техники) в подготовке и решении задач экономического управления;

– исследование и изучение на моделях социально-экономических процессов и закономерностей в выработке и оценке обоснованного решения;

– совершенствование систем интеллектуального интерфейса конечных пользователей различных уровней;

– объединение информационно-вычислительных ресурсов с помощью вычислительных сетей различных уровней;

– разработка комплексных мер обеспечения защиты информации (технических, организационных, программных, правовых и др.) от несанкционированного доступа.

 

1.1.2. Инструментарий информационной технологии

Среди основных обеспечивающих подсистем технологического процесса обработки информации выделим аппаратное, программное и математическое обеспечение процесса. С позиции одного из основных средств, обеспечивающих информационно-технологический процесс, программные средства можно определить как инструментарий данного процесса, а для большей четкости конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии.

Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленной пользователем цели.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки и календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга, страховой и налоговой деятельности и др.), экспертные системы и системы управления знаниями.

 

1.1.3. Информационная технология как составная

часть информационной системы

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы однотипны. Рассмотрим их в зависимости от технологического и функционального аспектов.

Информационная технология представляет процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии заключается в следующем: в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию нового качества для ее анализа и выполнения на этом основании определенных действий (принятие решения).

Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производственного процесса и оптимизировать процесс управления. На этом основании, информационную систему (ИС) можно рассматривать как человеко-машинную систему с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности.

Управление – это важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия, организации, территории). Систему, реализующую функции управления, называют системой управления. Важнейшими функциями, реализуемыми этой системой, являются планирование и анализ, учет и контроль, регулирование и прогнозирование.

С помощью ИС управления обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются обоснованные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексный учет и экономический анализ, достигаются достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации и др. Этому способствует автоматизация деятельности специалиста, создание автоматизированных рабочих мест и автоматизированных систем управления.

Следует отметить, что реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Однако информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы, но являться составной частью для нее. Например информационная технология работы в среде текстового процессора Microsoft Word.

Таким образом, информационная технология более емкое понятие, отражающее современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий – управленческой и компьютерной, обусловлен залог успешной работы информационной системы. На рисунке 1.1 представлена обобщенная структура ИТ.

Технологическое обеспечение представляет ряд подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ПК и других технических средств управления в установленных режимах работы.

 

 

Рисунок 1.1 – Структура ИТ в составе ИС

 

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей посредством ИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования ИТ; диалоговые языки специального назначения и другие; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИТ.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения.

Математическое обеспечение (МО) – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ ИТ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.).

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала ИТ в условиях функционирования ИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС и ИТ, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ (ППП), внедрении системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и ИТ. На этапе разработки ИС и ИТ оно включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика в процессе создания ИС и ИТ, с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспечения процесса разработки ИС и ИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования ИС и ИТ включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев ИС и ИТ и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в ИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования ИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в решении задач, в том числе управления, с использованием ИТ. В состав эргономического обеспечения ИС входят: комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности человека в решении задач, в том числе управленческих, с использованием ИТ.