Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка

 

Понятие «перестройка» можно определить, как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Другой ее предпосылкой был политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в сер. 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества. Было очевидно, что без перемен невозможно было поднять активность народа.

Внешняя политика

Важнейшим элементом перестройки стал радикально новый подход к международным отношениям. «Новое мышление в международных отношениях» означало: 1) отказ от идеологического подхода к международным отношениям, 2) осознание единства и целостности мира, взаимозависимости всех участников международных отношений.

В результате встреч генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева и президента США Рейгана в Женеве (ноябрь 1985) Рейкьявике (окт.1986) и Вашингтоне (дек.1987) было достигнуто соглашение об уничтожении ракет средней и меньшей дальности в Европе на основе американского «нулевого варианта». При этом СССР уничтожал вдвое больше ракет, чем США. Американские контролеры появились на «режимных» предприятиях СССР на Урале, советские – на военных заводах США.

На Генеральной ассамблее ООН в дек. 1988 г. Горбачев объявил об одностороннем сокращении вооруженных сил СССР на 500 тыс. человек и выводе советских войск из Центральной Европы и Монголии. После долгих переговоров в ноябре 1990 г. в Париже главами государств-участников Организации Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений в Европе на основе разумной достаточности. Однако разоружение не распространялось на военно-морские силы, где США и НАТО обладали пятикратным превосходством. Пойдя на большие уступки, Горбачев согласился сократить Советскую Армию еще на полмиллиона.

В феврале 1988 г. было объявлено о скором выводе советских войск из Афганистана, а 15 февраля 1989 г. он был закончен. Правда, это не принесло мира народу Афганистана, в дела которого продолжалось вмешательство со стороны США, Пакистана и Ирана.

Неожиданным для западных политиков стало согласие Горбачева на объединение обеих частей Германии путем присоединения ГДР к ФРГ.

В ноябре 1989 г. была открыта государственная граница между ними. Была разрушена стена, отделявшая Западный Берлин от ГДР и Восточного Берлина. 12 сентября 1990 г. в Москве был подписан договор СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ об объединении Германии. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы.

Согласно Договору вывод советских войск с территории Восточной Германии должен был произойти к концу 1994 г. При этом Горбачеву были даны устные заверения о нераспространении военной организации НАТО дальше на восток. Однако эта договоренность не была зафиксирована официально и не была выполнена западными державами.

Вывод советских войск из стран Центральной Европы и отказ Горбачева поддержать прежних лидеров этих стран привел к ряду «бархатных революций» 1989 г. Новые президенты и премьер-министры этих государств заняли открыто прозападные позиции. 25 февраля 1991 г. было принято решение о денонсации Варшавского договора. 28 июня 1991 г. был распущен Совет экономической взаимопомощи.

Новое советское руководство всячески стремилось к улучшению отношений с ведущими мировыми державами, не боясь обвинений в односторонних уступках. Это было оценено на Западе присуждением Горбачеву Нобелевской премии мира за 1990 г., звания «почетного гражданина Гофлина». Зато заметно ослабли контакты СССР с прежними союзниками.

Экономика.

Введение в 1986 г. государственной приемки готовой продукции, призывы крепить трудовую дисциплину, усиление наказаний за нетрудовые доходы, постановления о повышении роли инженеров, мастеров и ответственности партийных организаций – все привычные рычаги уже не срабатывали. В стране обозначился спад производства, начался развал потребительского рынка. Возобновились забытые было очереди, доставание дефицитных товаров из-под прилавка.

Продолжавшееся снижение темпов производства заставило руководство искать новые подходы. Началось постепенное размывание монополии внешней торговли, сохранявшей экономическую независимость государства. Некоторым министерствам и отдельным предприятиям в 1986 г. разрешили самостоятельно выходить на внешний рынок и создавать совместные предприятия. В декабре 1988 г. государственным предприятиям и кооперативам было разрешено заключать контракты с иностранцами без посредничества внешнеторговых организаций. Доля иностранного капитала не могла превышать 49 % основных фондов предприятия, но через год это ограничение было снято. Горбачевское руководство пошло на беспрецедентные займы за рубежом, на государственные гарантии уплаты предприятиями зарубежных долгов. За годы перестройки внешний государственный долг СССР вырос с 18 до почти 100 млрд. долларов.

В 1991 году СССР вступил без утвержденных плана и бюджета. В начале апреля 1991 г. было объявлено о повышении розничных цен в 3-4 раза, при этом малоимущим была обещана ничтожная компенсация в размере 60 рублей.

Лидеры союзных республик испугались прекращения потока субсидий из союзного бюджета и объявили о переходе под их контроль предприятий общенародной собственности, построенных на средства всего Союза, а также земли, ее недр и других природных богатств. Административные рычаги выпали из рук Центра, а экономические не работали. В декабре 1990 г. ведущие индустриальные державы приняли программу гуманитарной помощи населению богатейшей страны. Это была прежде всего программа помощи собственным фермерам, страдавшим от избытка продукции. Перед ними открывался необъятный советский рынок. Появилась забытая с конца 20-х годов безработица. С мая 1989 г. началась волна стачек в важнейших угольных районах страны – Кузнецком, Донецком и Печорском бассейнах.

Таким образом, вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела.

Политические реформы в СССР.

«Глубокую политическую реформу» провозгласил Горбачев на XIX Всесоюзной партийной конференции (лето 1988 г.). Впервые выборы на конференцию проводились на альтернативной основе: делегаты избирались из нескольких кандидатов. На конференции Горбачев провел запоздалые и противоречивые по своей сути решения. Были рекомендованы альтернативные выборы в Советы из нескольких кандидатов на одно депутатское место. Партии было предложено не вмешиваться в оперативно-хозяйственную работу Советов.

Этому противоречила другая рекомендация конференции – совместить посты первого секретаря партийного комитета и председателя соответствующего Совета.

Было намечено создать двухступенчатую систему высших органов власти: Съезд народных депутатов из 2250 человек и избираемый им постоянный Верховный совет СССР из 554 депутатов, ежегодно обновляемый на 1/5. Это означало смешение двух разных принципов: советского (Съезд народных депутатов и обновление Верховного Совета) и парламентского (постоянно работающий Верховный Совет).

Позднее был учрежден пост президента СССР. Не решившись пойти на всенародное избрание, Горбачев настоял на избрании его Съездом народных депутатов СССР. Прежние властные органы: Политбюро, Президиум Верховного Совета практически потеряли всякое значение.

Итак, начатая с целью ускорения социально-экономического развития страны, «перестройка» переросла в демонтаж социально-политического строя СССР. В результате ее резко ослабли позиции КПСС: ее идеология, влияние на массы, расстановка кадров, руководство силовыми структурами.

Обострение межнациональных противоречий.

«Перестройка» обнажила и долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит.

За годы советской власти в национальных районах были созданы собственная государственность и культура, выращена интеллигенция и руководящие кадры. Из союзного бюджета щедро финансировалось строительство объектов добывающей промышленности и энергетики, а в годы Великой Отечественной войны туда эвакуировались оборонные предприятия. Рабочая сила для них по большей части вербовалась в деревнях России. Однако партийно-государственное руководство СССР сохраняло жесткий контроль за всеми сторонами жизни республик и беспощадно пресекало поползновения на самостоятельность.

В недолгое время хрущевской «оттепели» в связи с существованием республиканских и региональных советов народного хозяйства в республиках сложился союз местной партийной, советской и хозяйственной верхушки с национальной художественной интеллигенцией, давшей ему идейное обеспечение: гипертрофированную национальную гордость и мнение, что республика имеет все необходимое для самостоятельного существования «титульной» нации. Эту идею одобрила весьма влиятельная диаспора, породившая мысль о поддержке движения за независимость союзных республик правящими кругами зарубежных стран.

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. С лета 1987 г. национальные движения приняли организованной характер. Это прежде всего движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму. С конца февраля 1988 г. Началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, скоро вылившееся в открытую войну.

Летом 1989 г. загорелись очаги национальных конфликтов в Средней Азии.

Руководство ССР откликнулось на национальное движение репрессиями, использовались внутренние войска и ОМОН, были человеческие жертвы.

Для обеспечения мандата на сохранение Союза в марте 1991 г. был проведен референдум, на котором большинство населения высказалось за единство СССР. Одновременно стало ясно, что в рамках старых отношений, определенных союзным договором 1922 г., существования Союза ССР невозможно. 23 апреля 1991 г. по инициативе Горбачева в Новоагареве (под Москвой) состоялась встреча руководителей 11 республик (не было Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии), на которой была достигнута договоренность о принципах нового союзного договора и создана комиссия по его подготовке.

В этот период обострилась борьба в Верховном Совете России. Ельцин стал терять поддержку того незначительного большинства, которым был избран на пост Председателя Верховного Совета. Тогда он повторил опыт Горбачева годичной давности и добился решения о проведении выборов президента России, сократив до минимума сроки предвыборной кампании. Победа Ельцина и поддержавшей его «Демократической России» напугала высшие круги КПСС, номенклатуру в союзных республиках, объективно усилив дезинтеграцию СССР.

Тем временем Горбачев с помощью компромиссов и маневров отбивал атаки консерваторов в КПСС. Правые в партии готовились к новому съезду, на котором собирались отстранить Горбачева от руководства КПСС. В то же время набирал силу новоогаревский процесс. Был подготовлен проект союзного договора, который были готовы подписать 9 республик. Датой подписания было назначено 21 августа 1991 г. Новый договор предусматривал ликвидацию многих центральных структур, создание действительно федеративного государства, планировались кадровые перестановки, затрагивавшие интересы многих чиновников.

Поскольку сорвать подготовку нового союзного договора не удалось, консерваторы составили заговор. 18 августа 1991 г. группа руководителей предложила Горбачеву ввести чрезвычайное положение и покончить с реформами. После отказа Горбачева, отдыхавшего в Крыму, его изолировали от управления страной. Впрочем, по некоторым свидетельствам, Горбачева никто не изолировал, а он «самоустранился» и ждал, чья возьмет.

В ночь на 19 августа 1991 г. вице-президент Г.И.Янаев издал Указ о вступлении его в должность президента в связи с «болезнью» М.С.Горбачева был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Было введено чрезвычайное положение, приостановлена деятельность оппозиции. В Москву были введены войска. Члены ГКЧП стремились действовать в рамках закона, избегая кровопролития, но попытка переворота была вполне реальна. И хотя КПСС прямо не участвовала в заговоре, отдельные ее руководители и комитеты на местах поддержали ГКЧП. Но непопулярность, а в отдельных случаях и одиозность лидеров заговора, оттолкнули от него даже потенциальных союзников.

Борьбу с ГКЧП возглавили Ельцин и руководство России. 21 августа выступление было подавлено. Августовский путч и контрпереворот Б.Н.Ельцина по сути подвели черту под существованием СССР. После приостановления в августе, а затем запрета в ноябре 1991 г. КПСС, лопнул обруч, объединявший союзные республики. Попытка Горбачева возобновить новоогаревский процесс провалилась.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Б.Ельцина, Л.Кравчука и В.Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик (кроме Грузии, Латвии, Эстонии) было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать, а президент Горбачев ушел в отставку. Одновременно на территории бывшего союза возникло содружество независимых государств (СНГ).

Крушение административно-командного социализма и ликвидация СССР были вызваны комплексом социально-экономических причин. Прежде всего, требовали легализации развивавшиеся на «теневой» криминальной основе рыночные отношения. Тоталитарная политическая система не была способна обеспечить условия для прогресса экономики.

Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экономического развития, воспоминания о репрессиях, стремление части республиканского партаппарата закрепить свое положение, создавали предпосылки для подъема широких национальных движений, стремившихся на определенном этапе к выходу из СССР.

Хотя руководство страны во главе с Горбачевым стремилось сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль коммунистической партии, их надежды не оправдались. Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства вели к его гибели. Перестройка переросла в национально-буржуазную революцию, сокрушившую СССР.

Крушение советского социализма произошло не в результате «холодной войны», не в связи с тем, что народ был обманут и одурачен, как утверждают современные коммунисты, а в результате глубоких общественных сдвигов. Не Горбачев, не Ельцин и не «демократы» обусловили его крах, а обыкновенные люди отомстили за «застой», за пренебрежение повседневными нуждами и заботами, за пустопорожние обещания, которые постоянно звучали на всем протяжении советской истории. В силу этого общество оказалось психологически настроено на самые решительные перемены и было готово их поддерживать.

Сложной выглядит политическая история современной России. Первые же шаги либеральных реформ породили широкомасштабный политический кризис 1992-1993 гг. В течение всего 1992 г. нарастала угроза распада России. Первым серьезным шагом на пути сохранения Российской федерации стал Федеративный договор, в основу которого был заложен принцип учета интересов всех народов России. Этот договор несколько снизил внутриполитическое напряжение, но не снял его полностью.

Расхождение между президентом и Верховным Советом при отсутствии четкого разделения их полномочий привели к расстрелу «Белого дома». События октября 1993 г. были неоднозначно восприняты различными слоями российского общества. Несомненно, что это - трагическая страница. Вместе с тем очевидно, что «черный октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти. В соответствии с принятым решением Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту Конституции. Одним из первых решений Государственной думы стало Постановление об амнистии лицам, находившимся под следствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г. и 21 сентября – 4 октября 1993 г. Оно смогло снять остроту политических противоречий, царивших в обществе после событий 3-4 октября 1993 г. Принятие новой Конституции Российской Федерации явилось важнейшим шагом демократического обновления России. Конституция подвела окончательную черту под советским периодом советской истории. Однако реформирование общества и государства далеко еще не завершено. России еще предстоит пройти немалый путь к открытому демократическому обществу, к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Роль и место России в мировом сообществе в последние годы, определялась прошлым, а не настоящим. Основная задача для страны сегодня - бороться за достойное место в мире, соизмеряя свои возможности с имеющимися материальными и духовными ресурсами, с реальным весом в мировой политике. Исторический опыт убеждает, что решение внутренних проблем есть единственный способ повышения авторитета и престижа в мире. Ориентация на особый закрытый путь развития страны сегодня просто невозможна. Поэтому необходимо смотреть не на то, что сегодня разделяет Россию и Запад, а, наоборот, что объединяет, какие общие цели и задачи имеются, одновременно не забывая о постоянном продвижении интересов страны. За Россией по-прежнему стоит большое геополитическое пространство с определенными цивилизационными характеристиками, скорее европейскими, чем азиатскими.

Что может предложить история в выработке новых ориентиров для XXI в. и как может помочь стране? Роль истории может оказаться не последней. Прошлое живет и трансформируется в сознании общества. Но в отличие от опасного отрицания предшествующего опыта нужен подвижный синтез прошлого и настоящего, создание площадки для практической деятельности и определение на этой основе будущих перспектив. Для России и в прошлом было характерно сочетание периодов относительного благополучия, загнивания, распада и резких прорывов вперед. Известно, что страна знавала и худшие, чем сегодня, времена, но возрождалась. Бывало и так, что стадия искреннего стремления к преобразованиям выливалась в разрушение, сметающее и то, что следовало бы сохранить. Такие поворотные точки начинались с бездумного и огульного отрицания того, что было создано. Одной из актуальных задач истории сегодня является преодоление распада исторического сознания, отказ от принципа интерпретировать прошлое только так, а не иначе. История – это накопление исторического опыта, и каждый её этап вносит что-то новое, заслуживающее внимания современников при определении перспектив развития общества в XXI веке.