Политика «военного коммунизма».

Причины введения, содержание, итоги и уроки.

 

Совокупность социально-экономических мероприятий большевистского руководства с 1918г. по начало 1921 г. для обеспечения победы в гражданской войне и ликвидации капиталистических элементов методом штурма получила в дальнейшем название политики «военного коммунизма».

Эта политика держалась на подчинении Советов партийным органам, системе государственного принуждения, командно-волевых методах управления. Проводилось:

1) изъятие ценностей у эксплуататорских классов;

2) введение всеобщей трудовой повинности;

3) ускорение темпов национализации крупной, средней и частично мелкой промышленности;

4) максимальная централизация производства и распределения;

5) запрет торговли и установление продразверстки – обязательной сдачи государству «излишков» хлеба и сельхозпродуктов.

В условиях войны отдельные меры по характеру напоминали представления о коммунизме: нет торговли; действует продуктообмен города и деревни (у деревни отобрали все, ничего не давая взамен); уравнительное распределение (введены карточки); оплата труда продуктами, некоторыми товарами; бесплатность услуг (их не было); практически обходились без денег. Считалось, проводимыми мерами можно немедленно приступить к строительству коммунизма.

Военный коммунизм – особая, чрезвычайная, временная политика, основанная на жестких силовых методах.

9 мая 1918 г. декретом ВЦИК «О предоставлении Народному Комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими» была введена продовольственная диктатура. Органы Наркомпрода имели право заготавливать хлеб по твердым государственным ценам, применять оружие (вплоть до расстрела на месте) при оказании противодействия со стороны владельцев хлеба. Объявлялись врагами народа те, кто скрывал хлеб и подпольно торговал им.

11 июня 1918 г. декретом ВЦИК «Об организации и снабжении деревенской бедноты» были созданы волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды). На них возлагалось решение вопросов распределения хлеба, предметов первой необходимости, оказание содействия местным продовольственным отрядам в осуществлении продовольственной политики государства. Создание комбедов создавало предпосылки для раскола крестьянства и обострения классовой борьбы в деревне.

В ноябре 1918 г. СНК принял декрет «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». Была сделана попытка полностью упразднить торговлю, заменив ее натуральным распределением. При ликвидации частной торговли (хотя «мешочники» и «черный рынок» продолжали функционировать). Наркомпрод становился главным распределителем продуктов, используя для цели распределения аппарат кооперации. Все население было приписано к Единым потребительским обществам, где оно получало продовольствие и товарные пайки.

Заработная плата выдавалась преимущественно в натуральной форме. Происходившая централизация распределения предполагала замену товарно-денежных отношений натуральным продуктообменом.

Логичным продолжением курса на формирование административно-командной системы управления производством и распределением стало содержание декрета СНК от 11 января 1919 г. «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства». Этим актом в сельском хозяйстве была введена продразверстка, сущность которой состояла в принудительном изъятии у крестьян зерна в размерах, устанавливаемых народным комиссариатом продовольствия. Следует отметить, что размеры изъятия сельхозпродуктов превышали реальные возможности производителей и обрекали крестьянские массы на полуголодное существование. К концу 1920 г. продразверстка применялась по отношению к практически всем видам сельскохозяйственного производства.

В промышленности главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках.

Введена всеобщая трудовая повинность. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупной промышленности, затем пришли к национализации средней, а к 1920-почти всей мелкой частной промышленности.

Максимальная централизация экономической политики сочетались с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном. Эти меры позволили говорить, что «коммунизм уже близок».

В этот период в структуре госаппарата появляется ряд органов, имеющих чрезвычайный характер, обусловленный особой экономической и политической ситуацией. Был образован Совет рабочей и крестьянской обороны, сосредоточивший всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920 года этот орган преобразуется в Совет труда и обороны (СТО). Этот орган утверждал единый хозяйственный план республики, издавал постановления и распоряжения, обязательные для всех ведомств и учреждений.

В условиях «военного коммунизма» параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо них) возникали чрезвычайные органы – революционные комитеты (ревкомы). Их правовое положение было оформлено декретом ВЦИК от 24 октября 1919 г. «О революционных комитетах». В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правом налагать имущественные реквизиции, осуществлять принудительное переселение и другими чрезвычайными правами. Однако они не заменяли местные советы, а напротив, были подотчетны им в своей работе.

Правовое регулирование строительства Красной Армии и Флота было существенно изменено. От принципа добровольности формирования армии, провозглашенного декретом СНК от 16 декабря 1917 г. «О выборном начале и об организации власти в армии», переходили к всеобщей воинской повинности, от выборов командиров – к их назначению. Все граждане без исключения должны были отбывать воинскую повинность, только «трудящихся» – с оружием в руках, а «нетрудовые элементы» – в нестроевых частях и трудовых армиях.

Одновременно совершенствуется система органов военного управления. Высший Военный совет был преобразован в Реввоенсовет (РВС) республики. На него возлагались задачи руководства работой органов военного ведомства и военных учреждений, назначениями командующих войсковыми соединениями и формирования их реввоенсоветов. Для проведения военной политики на местах были созданы волостные, уездные и губернские военкоматы, которые решали задачи обучения военнообязанных и комплектования воинских частей. Поскольку в Красную Армию призывалось большое число военных специалистов – офицеров старой армии, было принято решение об учреждении должностей военных комиссаров в частях и соединениях для контроля за их деятельностью и ведения агитационно-политической работы среди красноармейцев.

В период «военного коммунизма» развернулась деятельность органов ВЧК и ревтрибуналов. В связи с обострившейся политической и военной ситуацией ВЦИК значительно расширил права органов ВЧК. Она могла самостоятельно применять репрессивные меры вплоть до расстрела на месте.

Политика «военного коммунизма» была обусловлена как объективными обстоятельствами военного времени, так и идеологическими принципами правящего режима. Максимальная централизация хозяйственного управления, натурализация продуктового обмена, осуществление ряда социальных программ для беднейших слоев населения составили экономическую основу этой политики. Одновременно с этим возник целый ряд чрезвычайных органов, в том числе репрессивных. Предполагалось немедленное социалистическое переустройство в условиях классовой борьбы и гражданской войны.

Выявившаяся утопичность политики «военного коммунизма» заставила

режим изменить направление экономических и социальных преобразований.