Крепление контейнеров

Погрузка и крепление контейнеров

Составление грузового плана для специализированных контейнеровозов осуществляется и соответствии со специальной инструкцией по загрузке.

Грузовой план контейнеровоза представляет собой лист или набор лис­тов с изображением ячеек секций судна, вкоторых записываются номера кон­тейнеров и их масса..

В зависимости от массы контейнеры разделяют по группам:

1 группа - контейнеры до 4 г; II группа - от 4 до 7 т; 111 группа - от 7 до 10 т, IV группа от I 0 до 15 т; V группа- свыше 15 т.

Рекомендуется на палубе разметать во втором ярусе контейнеры мас­сой не более 10 г, а в третьем не более 6 т. При этом средняя масса кон­тейнера па судне должна быть не более 14 т.

40-футовые контейнеры желательно грузить на палубу, т.к. в пересчете на 20-футовые они всегда легче.

По статистике у 80% контейнеров центр тяжести располагается па 0,4 своей высоты. Для расчетов в зарубежной практике обычно центр тяжести контейнера принимается па 0,45 его высоты.

Очень часто фактическая масса контейнера не соответствует указанной в документах (расхождение может достигать 30%). Поэтому при любой воз­можности надо производить измерение фактической метацентрической вы­соты (кренованием, например).

Существует несколько систем нумерации контейнеров. Самая простая - трехзначная, для небольших судов. Первая цифра обозначает номер сек­ции (помер ряда контейнеров по длине судна, начиная с носа); вторая номер яруса контейнеров но высоте, начиная снизу; третья - порядковый по­мер контейнера в секции (ряды правого борта нечетные номера, левого -четные), средний ряд обозначается 0. Возможна и сплошная нумерация, от правого борта к левому.

Для крупных контейнеровозов применяется шестизначная система. Она основана на использовании для каждой координаты пары цифр. Пер­вая пара обозначает поперечный ряд (секцию) по длине судна, начиная с носа. Нечетные цифры обозначают ячейки для 20-футовых, а четные - для 40-футовых контейнеров. Вторая пара - ряд контейнеров по ширине суд­на, начиная от диаметральной плоскости судна, ячейки правого борта - не­четные номера, левого борта - четные. Третья пара - номер яруса по вы­соте, при этом номера трюмных ячеек начинаются с нуля, а палубные - с единицы.

Средства крепления контейнеров в трюмах и на открытых па­лубах судов можно подразделить на следующие три вида:

жесткие направляющие — ограничители;

закладные приспособления и устройства;

найтовы — оттяжки.

Конструкция и прочность средств крепления должны отвечать техническим условиям на их изготовление и подвергаться перио­дически освидетельствованиям Регистра СССР или других клас­сификационных обществ.

Жесткие ограничители конструктивно выполнены в виде на­правляющих ячеистых судов. Как правило контейнерные ячейки устанавливают в трюмах специализированных контейнеровозов и в отдельных трюмах некоторых универсальных судов — полукон­тейнеровозов.

На многих судах предусмотрена возможность загружать контейнеры удво­енной длины (40-м контейнеры вместо двух 20-м контейнеров).

Жесткие ограничители входят в конструкцию оборудования корпуса ячеистых судов.

Выгрузка контейнеров из ячеек судна и погрузка контейнеров в ячейки производятся с застропкой контейнеров только за верх­ние фитинги.

После установки контейнера в ячейку на место не требуется никаких дополнительных креплений.

На судах, не имеющих ячеек, при плотной укладке контейнеров тоже не требуется каких-либо креплений. Если контейнеры не пол­ностью заполняют пространство трюмов и твиндеков, то необхо­димо закрепить их для предотвращения сдвигов и разваливания штабеля при качке судна.

Основных видов закладных и накладных) устройств три груп­пы: закладные центрующие приспособления, ручные замки поворотного типа и полуавтоматические пружинные замки.

Первые применяют для точной установки контейнера на месте и предотвращения его смещений на палубе судна или на крышке люка. Крепление осуществляется в основном найтовными оттяж­ками. Используют при этом и дополнительные закладные (и на­кладные) приспособления (двойные и одинарные конусы и пира­миды, верхние скобы и т. п.), в том числе и с запорными стержня­ми. Прочность закладных приспособлений около 20 тс.

Ручные замки предназначаются для крепления кон­тейнеров к палубе или к люковым крышкам и между собой. Замок состоит из трех основных частей: корпуса, штыря и поворотного устройства. Его рабочей деталью является поворотный фигурный штырь с конусными молотообразными головками на обоих концах, которые входят в вертикальные отверстия угловых фитингов, скрепляемых в штабеля контейнеров. Штыри вставляют в отвер­стие особого крепежного гнезда (башмака) на палубе или люко­вой крышке судна. При повороте выступающей ручки штырь вра­щается и выступающими заплечинами головок захватывает кон­тейнеры за угловые фитинги, и соответственно захватывается за палубное гнездо (башмак).

Полуавтоматические нажимные замки по принципу крепления контейнеров аналогичны ручным, однако применение в конструк­ции пружинного устройства облегчает пользование ими.

Замок заранее настраивают на требуемое рабочее положение и после установки под давлением массы, контейнера он срабаты­вает при нажатии опорной горизонтальной поверхности углового фитинга на спусковой штырь замка.

Преимущества поворотных замков — это простота, удобство, быстрота их использования, большая безопасность работы, боль­ше чем вдвое повышенная скорость крепления контейнеров, воз­можность установки в штабель контейнеров различной высоты, а также возможность экономнее использовать площадь палубы — размещать контейнеры более плотно и при достаточной грузоподъ­емности кранов перегружать их сцепленными попарно.

Найтовные крепления — оттяжки — бывают трех видов: прут­ковые, цепные и тросовые.

Наиболее удобны, надежны и безопасны прутковые оттяжки . Выполняют их из прутка диаметром около 24 мм с разрывным уси­лием 24 тс.

Для уменьшения массы и удобства оперирования длинные от­тяжки делают составными. Тяги оттяжек снабжены винтовыми и рычажными натяжными устройствами, крепежные концы имеют специальное фигурное утолщение, которым их заводят в палубное гнездо или в отверстие фитинга контейнера.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Особенности конструкции контейнеровозов.

2. Какая технология перевозки грузов укрупненными грузовыми единицами?

3. Как перевозятся контейнеры на контейнеровозах и универсальных судах?

4. Каким образом закрепляются контейнеры в трюме судна и на палубе?

5. Требования к контейнерам.

6. Основные типы и разновидности контейнеров.

7. Средства крепления контейнеров.

8. Правила загрузки контейнеров.

9. Особенности перевозки рефрижераторных контейнеров.

10. Классификация контейнеров.