Крепление контейнеров
Погрузка и крепление контейнеров
Составление грузового плана для специализированных контейнеровозов осуществляется и соответствии со специальной инструкцией по загрузке.
Грузовой план контейнеровоза представляет собой лист или набор листов с изображением ячеек секций судна, вкоторых записываются номера контейнеров и их масса..
В зависимости от массы контейнеры разделяют по группам:
1 группа - контейнеры до 4 г; II группа - от 4 до 7 т; 111 группа - от 7 до 10 т, IV группа от I 0 до 15 т; V группа- свыше 15 т.
Рекомендуется на палубе разметать во втором ярусе контейнеры массой не более 10 г, а в третьем не более 6 т. При этом средняя масса контейнера па судне должна быть не более 14 т.
40-футовые контейнеры желательно грузить на палубу, т.к. в пересчете на 20-футовые они всегда легче.
По статистике у 80% контейнеров центр тяжести располагается па 0,4 своей высоты. Для расчетов в зарубежной практике обычно центр тяжести контейнера принимается па 0,45 его высоты.
Очень часто фактическая масса контейнера не соответствует указанной в документах (расхождение может достигать 30%). Поэтому при любой возможности надо производить измерение фактической метацентрической высоты (кренованием, например).
Существует несколько систем нумерации контейнеров. Самая простая - трехзначная, для небольших судов. Первая цифра обозначает номер секции (помер ряда контейнеров по длине судна, начиная с носа); вторая номер яруса контейнеров но высоте, начиная снизу; третья - порядковый помер контейнера в секции (ряды правого борта нечетные номера, левого -четные), средний ряд обозначается 0. Возможна и сплошная нумерация, от правого борта к левому.
Для крупных контейнеровозов применяется шестизначная система. Она основана на использовании для каждой координаты пары цифр. Первая пара обозначает поперечный ряд (секцию) по длине судна, начиная с носа. Нечетные цифры обозначают ячейки для 20-футовых, а четные - для 40-футовых контейнеров. Вторая пара - ряд контейнеров по ширине судна, начиная от диаметральной плоскости судна, ячейки правого борта - нечетные номера, левого борта - четные. Третья пара - номер яруса по высоте, при этом номера трюмных ячеек начинаются с нуля, а палубные - с единицы.
Средства крепления контейнеров в трюмах и на открытых палубах судов можно подразделить на следующие три вида:
жесткие направляющие — ограничители;
закладные приспособления и устройства;
найтовы — оттяжки.
Конструкция и прочность средств крепления должны отвечать техническим условиям на их изготовление и подвергаться периодически освидетельствованиям Регистра СССР или других классификационных обществ.
Жесткие ограничители конструктивно выполнены в виде направляющих ячеистых судов. Как правило контейнерные ячейки устанавливают в трюмах специализированных контейнеровозов и в отдельных трюмах некоторых универсальных судов — полуконтейнеровозов.
На многих судах предусмотрена возможность загружать контейнеры удвоенной длины (40-м контейнеры вместо двух 20-м контейнеров).
Жесткие ограничители входят в конструкцию оборудования корпуса ячеистых судов.
Выгрузка контейнеров из ячеек судна и погрузка контейнеров в ячейки производятся с застропкой контейнеров только за верхние фитинги.
После установки контейнера в ячейку на место не требуется никаких дополнительных креплений.
На судах, не имеющих ячеек, при плотной укладке контейнеров тоже не требуется каких-либо креплений. Если контейнеры не полностью заполняют пространство трюмов и твиндеков, то необходимо закрепить их для предотвращения сдвигов и разваливания штабеля при качке судна.
Основных видов закладных и накладных) устройств три группы: закладные центрующие приспособления, ручные замки поворотного типа и полуавтоматические пружинные замки.
Первые применяют для точной установки контейнера на месте и предотвращения его смещений на палубе судна или на крышке люка. Крепление осуществляется в основном найтовными оттяжками. Используют при этом и дополнительные закладные (и накладные) приспособления (двойные и одинарные конусы и пирамиды, верхние скобы и т. п.), в том числе и с запорными стержнями. Прочность закладных приспособлений около 20 тс.
Ручные замки предназначаются для крепления контейнеров к палубе или к люковым крышкам и между собой. Замок состоит из трех основных частей: корпуса, штыря и поворотного устройства. Его рабочей деталью является поворотный фигурный штырь с конусными молотообразными головками на обоих концах, которые входят в вертикальные отверстия угловых фитингов, скрепляемых в штабеля контейнеров. Штыри вставляют в отверстие особого крепежного гнезда (башмака) на палубе или люковой крышке судна. При повороте выступающей ручки штырь вращается и выступающими заплечинами головок захватывает контейнеры за угловые фитинги, и соответственно захватывается за палубное гнездо (башмак).
Полуавтоматические нажимные замки по принципу крепления контейнеров аналогичны ручным, однако применение в конструкции пружинного устройства облегчает пользование ими.
Замок заранее настраивают на требуемое рабочее положение и после установки под давлением массы, контейнера он срабатывает при нажатии опорной горизонтальной поверхности углового фитинга на спусковой штырь замка.
Преимущества поворотных замков — это простота, удобство, быстрота их использования, большая безопасность работы, больше чем вдвое повышенная скорость крепления контейнеров, возможность установки в штабель контейнеров различной высоты, а также возможность экономнее использовать площадь палубы — размещать контейнеры более плотно и при достаточной грузоподъемности кранов перегружать их сцепленными попарно.
Найтовные крепления — оттяжки — бывают трех видов: прутковые, цепные и тросовые.
Наиболее удобны, надежны и безопасны прутковые оттяжки . Выполняют их из прутка диаметром около 24 мм с разрывным усилием 24 тс.
Для уменьшения массы и удобства оперирования длинные оттяжки делают составными. Тяги оттяжек снабжены винтовыми и рычажными натяжными устройствами, крепежные концы имеют специальное фигурное утолщение, которым их заводят в палубное гнездо или в отверстие фитинга контейнера.
Вопросы для самоконтроля.
1. Особенности конструкции контейнеровозов.
2. Какая технология перевозки грузов укрупненными грузовыми единицами?
3. Как перевозятся контейнеры на контейнеровозах и универсальных судах?
4. Каким образом закрепляются контейнеры в трюме судна и на палубе?
5. Требования к контейнерам.
6. Основные типы и разновидности контейнеров.
7. Средства крепления контейнеров.
8. Правила загрузки контейнеров.
9. Особенности перевозки рефрижераторных контейнеров.
10. Классификация контейнеров.