Функциональные характеристика родного языка

 

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека 1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка 9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10. Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

 

В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А.А.Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная.Она ярко охарактеризована и в работах К.Д.Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции.Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.