Особенности информационных систем
ИС можно понимать как совокупность средств и методов, по-
зволяющих собирать, перемещать, обрабатывать и передавать пользо-
вателю отобранную информацию. В общем случае понятие ИС вклю-
чает в себя организационно-техническую подсистему, представляю-
щую собой комплекс методов и средств удовлетворения информаци-
онной потребности пользователей, а также своевременной выдачи
информации, полученной в результате ее сбора и обработки.
Основное назначение ИС – удовлетворение информационных по-
требностей пользователей. Только пользователь в процессе уп-
равления и принятия решений может определить, выполняет ли ИС
свое назначение.
Создание каждой конкретной ИС управления должно рассматри-
ваться комплексно, в нескольких аспектах:
• организационном (принципы организации ИС и взаимодействия
ее элементов);
• технологическом (методы обработки информации и технология
реализации этих методов);
• техническом (возможности современных средств вычислитель-
ной и организационной техники).
ИС управления производственными объектами (предприятиями,
объединениями) характеризуются специфическими признаками. Та-
кие системы характеризуются непосредственным взаимодействием с
пользователями различных рангов, функционированием режима ре-
ального времени.
В последнее время получают развитие многофункциональные ин-
тегральные информационные системы (корпоративные ИС), предна-
значенные для работы в любых режимах, т. е. объединяющие свойст-
ва и особенности различных систем.
Автоматизация обработки данных с помощью ЭВМ требует построе-
ния рациональных потоков информации, формализации ее представле-
ния и создания специальных методов организации и обработки данных.
Если в неавтоматизированных системах информационные процес-
сы характеризуются большой трудоемкостью и дублированием про-
цедур, что приводит к нарушению преемственности потоков инфор-
мации и снижению достоверности получаемых данных, то примене-
ние ЭВМ обеспечивает их синтез, единую информационную базу и
многоцелевое использование данных в процессе решения функцио-
нальных задач.
Информационные ресурсы – это совокупность данных, имеющих
смысловую нагрузку, отражающих всю производственно-хозяй-
ственную деятельность предприятия и документально зафиксиро-
ванных на различного вида носителях. Они могут быть использованы
в управлении как фактор увеличения объема производства и повыше-
ния его эффективности.
Использование информационных ресурсов происходит, как пра-
вило, в сфере управления. Наиболее важным его результатом являют-
ся принимаемые управленческие решения. Заметим, что для различ-
ных элементов информационных ресурсов характерны разные перио-
ды сохранения актуальности или сроки использования.
Вопросы для самоконтроля
1. Критерии качества информации.
2. Наиболее активные функции управления в АТП.
3. Особенности информационных систем.