Особенности информационных систем

ИС можно понимать как совокупность средств и методов, по-

зволяющих собирать, перемещать, обрабатывать и передавать пользо-

вателю отобранную информацию. В общем случае понятие ИС вклю-

чает в себя организационно-техническую подсистему, представляю-

щую собой комплекс методов и средств удовлетворения информаци-

онной потребности пользователей, а также своевременной выдачи

информации, полученной в результате ее сбора и обработки.

Основное назначение ИС – удовлетворение информационных по-

требностей пользователей. Только пользователь в процессе уп-

равления и принятия решений может определить, выполняет ли ИС

свое назначение.

Создание каждой конкретной ИС управления должно рассматри-

ваться комплексно, в нескольких аспектах:

организационном (принципы организации ИС и взаимодействия

ее элементов);

технологическом (методы обработки информации и технология

реализации этих методов);

техническом (возможности современных средств вычислитель-

ной и организационной техники).

ИС управления производственными объектами (предприятиями,

объединениями) характеризуются специфическими признаками. Та-

кие системы характеризуются непосредственным взаимодействием с

пользователями различных рангов, функционированием режима ре-

ального времени.

В последнее время получают развитие многофункциональные ин-

тегральные информационные системы (корпоративные ИС), предна-

значенные для работы в любых режимах, т. е. объединяющие свойст-

ва и особенности различных систем.

Автоматизация обработки данных с помощью ЭВМ требует построе-

ния рациональных потоков информации, формализации ее представле-

ния и создания специальных методов организации и обработки данных.

Если в неавтоматизированных системах информационные процес-

сы характеризуются большой трудоемкостью и дублированием про-

цедур, что приводит к нарушению преемственности потоков инфор-

мации и снижению достоверности получаемых данных, то примене-

ние ЭВМ обеспечивает их синтез, единую информационную базу и

многоцелевое использование данных в процессе решения функцио-

нальных задач.

Информационные ресурсы – это совокупность данных, имеющих

смысловую нагрузку, отражающих всю производственно-хозяй-

ственную деятельность предприятия и документально зафиксиро-

ванных на различного вида носителях. Они могут быть использованы

в управлении как фактор увеличения объема производства и повыше-

ния его эффективности.

Использование информационных ресурсов происходит, как пра-

вило, в сфере управления. Наиболее важным его результатом являют-

ся принимаемые управленческие решения. Заметим, что для различ-

ных элементов информационных ресурсов характерны разные перио-

ды сохранения актуальности или сроки использования.

Вопросы для самоконтроля

1. Критерии качества информации.

2. Наиболее активные функции управления в АТП.

3. Особенности информационных систем.