Некоторые вопросы организации деятельности местного Совета депутатов как государственной управленческой организации.

Экономическая основа советской организации местной государственной власти.

Обобщим вышесказанное.Местный Совет депутатов представлял собой советскую управленческую организацию, которая, с одной стороны, характеризовалась публичным общественным характером ее деятельности. Вместе с тем она представляла собой организацию бюрократического типа с присущей ей линейно-функциональной системой ее построения, командно-административными методами управления, жесткой регламентацией деятельности ее членов.

 

Для деятельности местного Совета депутатов как государственной управленческой организации были присущи функции процесса управления как плани­рование, организация, координация, мотивация и контроль, разра­ботка, принятие и реализация управлен­ческих решений и др. Остановимся на характеристике некоторых из вышеназванных функций.

2.1. Планирование как элемент управленческой деятельности местного Совета необходимо рассматривать в трех аспектах:

- осуществление функции планирования, которая возлагалась на местный орган государственной власти по социально-экономическому развитию территории;

- планирование собственной деятельности этой советской управленческой государственной организации;

- планирование как необходимое условие развития организации, ее ближайших и более отдаленных перспектив.

На местный Совет депутатов как орган местной государственной власти была возложена функция планирования развития территорией. Ее содержание довольно подробно прописано законами РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР», «О районном советенародных депутатов РСФСР» от 29 июля 1971 года (2).

Планирование собственной деятельности местного Совета депутатов осуществлялось с учетом утвержденных им пятилетних и годовых планов социально-экономического развития территории, планов работы вышестоящих местных советских органов государственной власти, партийных комитетов.

Работа местного Совета депутатов планировалась, как правило, на год, квартал, месяц. Структура плана предусматривала, как правило, следующие разделы:

- вопросы, выносимые на рассмотрение сессий местного Совета депутатов;

- вопросы, рассматриваемые на заседаниях постоянных депутатских комиссий местного Совета депутатов;

- вопросы, выносимые на рассмотрение исполнительного комитета местного Совета депутатов;

- планирование работы структурных подразделений исполкома;

- основные мероприятия, проводимые местным Советом депутатов;

- мероприятия, по осуществлению контрольных функций местным Советом депутатов и др.

Вопросы планирования развития местного Совета депутата как управленческой организации являлись прерогативой центральных партийных и советских органов. На так называемом местном уровне руководители советской управленческой организации могли высказывать свои предложения по совершенствованию ее структуры, форм и методов работы, перспективам функционирования нижестоящих местных органов государственной власти.

2.2. Организация управленческой деятельности местного Совета депутатов. С одной стороны, местный Совет депутатов как орган местной государственной власти исполнял функцию организации разработки и выполнения текущих и перспективных планов экономического и социального развития своей территории, своего бюджета; организации внедрения новых видов бытовых услуг и форм бытового обслуживания населения, внешкольной работы с учащимися по месту их жительства, по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, проведения мероприятий в области культуры, трудоустройства населения и др.

С другой стороны, местный Совет депутатов как управленческая организация функцию организации в своей управленческой деятельности «довела», если можно так выразиться, до совершенства. Она проявлялась в планировании работы местного Совета депутатов в целом, так и его структурных подразделений; в подготовке и проведении различного рода мероприятий; в работе с местным населением; в подготовке и проведении выборов; в координации деятельности предприятий и учреждений при решении вопросов местного значения и др.

2.3. Координациякак функция управленческой деятельности местного Совета депутатов. Координация с организациями «внешней среды» была необходима местному Совету для организации выполнения функций, возложенных на данный орган государственной власти; исполнения решений вышестоящих советских, а также партийных органов; для разработки, принятия и организации выполнения собственных решений предприятиями и учреждениями, расположенными на территории местного Совета и др.

Что касается координации деятельности местного Совета депутатов как управленческой организации, то здесь речь идет о координации работы ее структурных подразделений. Если учитывать, что в основу организационной структуры местного Совета депутатов был положен функционально-отраслевой принцип ее построения, то роль функции координации в этой организации неизмеримо возрастает. Каждое «ведомственное» структурное подразделение в своей управленческой деятельности исходит прежде всего их своих «узковедомственных» интересов. Для того, чтобы местный Совет депутатов избежал участи «лебедя, раки и щуки» в известной басне Н.Крылова, вопрос о координации работы его структурных подразделений всегда являлся злободневным и требовал внимания со стороны руководителей данной управленческой организации.

2.4. Разработка, принятие и реализация управленческих решений. В управленческой деятельности местного Совета депутатов как советской государственной организации состояла в том, что разработка значительной части принимаемых им решений осуществлялась на основе решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления. Что касается управленческих решений, разрабатываемых и принимаемых в структурных подразделениях местного Совета депутатов, их руководителями, то их содержание отражало скорее исполнительно-распорядительный характер этой деятельности. В системе управления, где право принятия решения закреплялось только « самых в верхних эшелона власти» управления организацией, на всех остальных уровнях речь могла только идти об исполнении этих решений. Инициатива «снизу», как правило, была наказуема.

Право принятия решений имели местный Совет депутатов, его структурные подразделения (постоянные депутатские комиссии, исполнительный комитет), высшие должностные лица исполкома в лице председателя, заместителей, начальников управлений, комитетов, отделов.

Местный Совет депутатов как орган государственной власти разрабатывал, принимал, исполнял решения, осуществлял контроль за их выполнением. Его решения были обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории местного Совета депутатов. Вместе с тем они могли быть отменены вышестоящим Советом депутатов в случае их противоречия законодательству. Решения местным Советом депутатов принимались на его заседаниях (сессиях) коллегиально.

Инициатива разработки и принятия решения местным Советом депутатов могла исходить от постоянных депутатских комиссий, депутатских групп, отдельных депутатов, исполкома местного Совета депутатов, а также депутатов местного Совета нижестоящего или вышестоящего уровней. Как правило, предварительно решение местного Совета депутатов рассматривалось и обсуждалось на заседаниях постоянных депутатских комиссий, исполкома местного Совета депутатов. Только после данной предварительной процедуры решение могло быть внесено на рассмотрении сессии местного Совета депутатов и после обсуждения могло быть принято депутатами. В решении, как правило, определялись вопросы, требующие своего разрешения, ответственные исполнители, финансовые ресурсы, сроки исполнения и др.

Исполнительный комитет местного Совета депутатов принимал управленческие решения в виде решений или распоряжений, которые могли быть отменены местным Советом или исполкомом вышестоящего Совета депутатов.

Председатель исполкома местного Совета депутатов принимал решения, которые оформлялись в качестве нормативного правового акта в виде распоряжения. Начальники самостоятельных структурных подразделений исполкома оформляли свои решения в виде приказов.

2.5. Контроль в управленческой деятельности местного Совета депутатов. Контрольные функции местной советской государственной управленческой организации были довольно обширны. И это вполне естественно, так как государство рассматривало местный Совет депутатов как орган, осуществляющий «надзорно-контрольные» функции:

- за соблюдением законодательства в различных подведомственных ему сферах деятельности;

- за деятельностью подведомственных местному Совету депутатов предприятий, учреждений и организаций;

- за выполнением планов социально-экономического развития территории местного Совета депутатов, местного бюджета, программ развития отдельных подведомственных отраслей народного хозяйства;

- за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной принадлежности решений, принятых местным Советом депутатов и др.

В целях реализации контрольных функций в области обеспечения социалистической законности, прав граждан местный Совет депутатов (городской, районный уровень) создавал подотчетное ему соответствующее структурное подразделение – комитет народного контроля.

Контрольные функции в местном Совете депутатов исполняли также постоянные депутатские комиссии, исполнительный комитет, его высшие должностные лица. Они осуществляли контроль за выполнением решений местного Совета депутатов, исполкома структурными подразделениями данной управленческой организации, нижестоящими местными Советами депутатов, руководителями подведомственных предприятий, учреждений и организаций.