ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА.

ЛЕКЦИЯ 13

Рост промышленных центров

Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем

Франция: Париж, Лион, Лилль

Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн

 

Выросла подвижность населения – массовые миграции сельских жителей в города и промышленные центры. Огромную роль в процессе развития городов наряду с промышленностью сыграло строительство железных дорог, что способствовало включению городов в мировой рыночный обмен. Город – центр культуры, науки, развлечений.

Быстрый рост рабочих окраин. Жилищное строительство отставало от роста городского населения – рост трущобà антисанитария à эпидемии, распространение туберкулеза à высокая смертность.

Жилищный кризис, транспортный кризис. Рост городов - удлинение коммуникаций, увеличение потребностей в повышении скорости перевозок, а в городах сохранял господствующее положение тихоходный конный транспорт.

Эти кризисные явления сказавшиеся, прежде всего на столицах, послужили причиной их реконструкции.

 

à Реконструкции: ПАРИЖА (II пол. XIX в)

Перенаселен исторический центр Парижа - плотность населения до 850 чел / га à трущобы, эпидемии (1832 г. – вспышка холеры унесла 19 тыс. жителей, 1847 г. – умерло 47 % населения).

Характер застройки: Регламентировалась высота зданий 17,6 м (главн. улицы), 7,8 – 11,7 - второстепенные. Улицы Парижа были узкими, в среднем имели ширину 12 м. Они были приспособлены к быстрому росту транспорта. Остальные улицы были так узки, что на них не могли разъехаться встречные повозки. В целях максимального использования территории, минимальное пространство внутренних дворов в жилье доходило до 2 м2 - они в основном служили местом свалки мусора и нечистот.

Территория Парижа увеличилась с 3 437 га до 7 800 га, а население с 750 тыс. до 1 800 тыс.чел.

Прочерчивание на плане прямолинейных улиц стало ведущим принципом реконструкции.

Главное действующее лицо реконструкции 1850 – 1870 гг - Осман ( барон, префект департамента). Осман считал пробивку новых магистралей более экономным способом реконструкции городских улиц, чем спрямление и расширение существующих проездов. В результате прокладки новых улиц планировка Парижа приобрела четко регулярную структуру, состоявшую из двух диаметров, нескольких концентрических бульварных колец и звездообразных планировочных композиций, расходящихся от площади Звезды и площади Наций, организуя западные и восточные районы. Общая протяженность уличной сети Парижа возросла в два раза. Все новые улицы были, по существу, бульварами, обсаженными с двух сторон рядами деревьев. В среднем ширина улиц Парижа увеличилась вдвое. Ширина проспекта Елисейских полей – 60 м, бульвара Обсерватории – 90м, авеню Императрицы (сегодня авеню Фош) – 140 м. Одновременно с прокладкой улиц были построены новые набережные с широкой проезжей частью и нижним ярусом у воды, предназначенным для прогулок и причала судов.

Планиметрическое начало возобладало над объёмно – пространственным. Прямолинейные улицы – ведущий принцип реконструкции. Появился новый характер застройки улиц – сплошным фронтом вдоль красных линий. Результатом стало появление городских кварталов с тупыми и острыми углами, осложнявших периметральную застройку.

Осман не обладал мастерством создания городских ансамблей. Пробивка улиц – сопряжена со сносом многих зданий, имевших художественную и историческую ценность.

Работы инженера мостов и дорог А.Альфана(1817 – 1891 гг) по реконструкции и планировке Булонского и Венсенского леса, парков Бю-де-Шамон, Монсо, Монсури, создание 24 скверов, бульваров, озеленённых набережных, улиц, площадей (в основу которых были положены принципы пейзажных парков) придали Парижу новый «романтический» облик, скрашивающий схематизм и однообразие новой планировочной композиции города.

Социальное деление города (западные районы – привилегированное население, восточные – со средним достатком) – выражено планировочно - симметрично расположенные круглые площади (площадь Звезды и площадь Наций) и крупные парковые массивы – Булонский лес для аристократии, и Венсенский лес для «народных» гуляний. Малоимущее население вынуждено было искать себе пристанище на окраинах города.

 

Реконструкция городов посредством пробивки улиц распространилась не только по Франции (Тулуза, Марсель, Руан, Авиньон), но и в других странах (Италия, Бельгия, Швеция).

 

РИМ (1870 г)

Значительные по масштабам работы по реконструкции после Парижа. Была создана комиссия для разработки нового регулярного плана города. Осман отказался возглавить работы, дал ряд советов.Автор Мичелетти.Более тактичное отношение к памятникам, реализация планировочных работ растянулась во времени (на несколько десятилетий).

 

ВЕНА (АВСТРИЯ)

1857 г - Ринг – штрассе – полукольцо бульваров на месте бастионов, окружавших старую Вену, новая кольцевая магистраль – превратилась в музей архитектурных стилей.

Здание Парламента – в классических античных формах

Городская ратуша – в неоготическом стиле

Университет – Ренессанс.

Пространственная организация новой кольцевой магистрали находилось в резком противоречии с камерными, архитектурно насыщенными пространственными старого города, сложившегося в эпоху Средневековья и барокко.