Типизация градостроительной ткани.

ТЕМА: РУССКИЕ ГОРОДА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

ЛЕКЦИЯ 11

 

Рост населения городов. Хозяйственная специализация районов и поселений – изменение экономического положения русского народа.

Создание монументальных архитектурных ансамблей, вносивших разнообразие в стереотипную среду регулярных городов.

Ансамбли позднего классицизма содействовали возникновению образного характера городов, их ярких центров.

Лучшие архитекторы I половины XIX века: Захаров, Воронихин, Стасов, Росси, Бове, Жилярди, Григорьев.

«Образцовое» проектирование: выполнялись «собраниями» для жилых и «казённых» построек.

В 1809 г – 100 проектов жилых домов, арх. А.Захаров, В.Гесте, Л. Руска

В 1812 - 125 «образцовых» проектов разработал В.Стасов.

Типовые фасады ворот, заборов, почтовых станций (1812), церквей (1824)

Приняты единые правила высоты, ширины домов, пропорции, разрывы в застройке, определялась колористика города (1804 г).

Т.о. устанавливался единый стилистический и композиционный строй всех сооружений, все они должны были создаваться в классицизме с использованием ордерного декора.

(1811 г) – В.Гесте – Альбом 19 вариантов кварталов в виде различных геометрических фигур: т.е. разработал методы детализации генеральных планов городов. Предложил 7 разновидностей площадей.

В целом в 19 в.

- в градостроительстве точнее использовалась историческая планировка и рельеф местности,

- усложнилось функциональное построение,

- усложнилась функция площадей,

- рациональная организация транспорта,

- создание озеленённых пространств (парков, бульваров, скверов),

 

В начале XIX в. прослеживается несколько планировочных методов:

1. центрическая структура на крупной квадратной сетке - г. Новое Место. Попытка создать систему прямоугольных членений при простоте и ясности ансамблей.

2. Прямой угол не применялся, улицы ломаные, пересечения под разными углами – г. Ливны.

Попытка найти «естественную» планировку, точно соответствующую рельефу.

3. Регулярная строгость, мелкие членения, кварталы, вытянутые вдоль главной магистрали – г.Прилуки. Попытка создать город, подобный «линейному», с системой площадей, развивающихся вдоль главной оси.

Характерные черты метода градостроительства первой половины XIX в.:

- практичность планировки,

- господство прямоугольных планировочных систем,

- разделение города на части по рельефу,

- учёт уклона местности и природных факторов (реки, овраги),

- устройство сквозных магистралей (различной формы - прямые, ломаные, кольцевые),

- тяготение к природной доминанте (река, гора),

- замкнутость композиций.

 

ПЕТЕРБУРГ И МОСКВА В ЭПОХУ КЛАССИЦИЗМА (1760 – 1840 гг.)

 

В С.-ПЕТЕРБУРГЕ

Комиссией о каменном строении поставлены задачи :

- установка чётких границ города

-компактность, уплотнение застройки

- создание планировочного «художественного» порядка в соответствии с классицизмом

- увеличение этажности («чтобы умножить жилые дома») на набережной 10 сажень -21м (высота)

- предписание ставить каменные дома по улицам сплошной прямой линией без промежутков. Принцип периметральной застройки.

Ограды, парадные ворота, открытые магистралям сады, характерные для города эпохи барокко, постепенно уничтожались, въезды во двор устраивались в самих зданиях.

Существенное развитие системы общественных пространств Петербурга – в эпохе классицизма. Равномерное расположение сети площадей в городе. Закладывались основы Дворцовой, Исаакиевской, Сенатской площадей, торговых площадей, самая крупная из них - площадь со стороны Петергофа.

Город выступал, как пространство, обладающее едиными чертами, его важнейшее свойство – преобладание в планировке прямых линий и прямого угла. Даже реки выпрямлялись на планах, делились на отдельные «правильные» отрезки.

В 1770 – 1780-х годах создавались по проекту Ю.Фельтена невские набережные, Мойка, Фонтанка, Крюков канал. Это было не только благоустройством, но и радикальным изменением облика города. Набережные Фельтена подчеркнули целостность города и усилили монументальность его образа.

Монументальностьпроявила себя в скульптуре, решётках, простых и торжественных надписях, названиях улиц, бульваров, мостов.

Парадные приречные ансамбли распространяли своё влияние в глубь центра города.

В начале XIX в античная архитектура уже не представлялась чем – то единым и неделимым. Зодчие владели несколькими классическими стилями.

 

Ансамбль стрелки Васильевского острова(арх. Тома де Томон): стиль античной архаики. Весомые, мощные, ясные формы соответствовали масштабу Невы. Стремление подчеркнуть композиционную роль невских просторов. Установление не только визуальной связи Биржи с другими сооружениями, выходящими на реку, но и создание доминанты, сконцентрировавшей на себе развитие пространства в треугольнике: Крепость-Адмиралтейство-Стрелка.

Здание биржи окружено тяжелыми колоннами, поднятыми на высокий стилобат. Колоннаду венчает мощный аттик. Ростральные колонны и циклопические статуи усиливают торжественность и эмоциональность ансамбля.

РеконструкцияАдмиралтейства1805 – 1812 гг.,арх. А.Захаров.Здание – олицетворение Санкт – Петербурга, как столичный морской город. Чёткий силуэт, единообразная композиция 400 м (градоформирующий характер), шпиль, колоннада, могучие арки въезда, скульптурное оформление.

Крупномасштабная застройка сложилась эволюционным путём, благодаря преемственным усилиям плеяды великолепных мастеров. В 1820 – 1840 гг традиции, заложенные Захаровым, Воронихиным, Томоном, продолжили Росси, Стасов, Брюллов, Монферран.

 

Карл Росси:загородный ансамбль на Елагинском острове. Ансамбль Михайловского дворца.

Площади: Суворовская и Чернышева, придал новый характер Румянцевской, Манежной

Продлил Садовую улицу к Марсову полю.

Улицы: Михайловская, Театральная и Инженерная.

12 площадей, 13 улиц, облик которых определили проекты Росси, завершил Дворцовую площадь.

Новое здание Сената и Синода. Проект Михайловского дворца. Реконструкция всего района. Театральная площадь, улица Росси.

В.П.Стасов (1816 – 1819) – казармы Павловского полка на Марсовом поле.

-комплекс придворных конюшен и Конюшенная церковь - обстроил квартал «сплошным фасадом», и придал его отдельным сторонам своеобразие и различный характер.

-создал район в западной части Петербурга, где располагались казармы, Измайловский собор.

К середине XIX в основные ансамбли Петербурга были созданы.

В 1857 г – О. Монферран закончил Исаакиевский собор.

Город, насыщенный великолепными ансамблями, разнообразными, торжественными и интимными, строгими и живописными, город – памятник - произведение архитектуры - раскинулся на тысячи гектаров.

Планировка: общая планировка города была во многом наследием 18 в, а его архитектурный облик составили ансамбли первой половины 19 в.