Русское градостроительное искусство XVIII века.

 

Административные преобразования Петра I начались с городской реформы. В XVIII веке на основании развития экономических и социально-политических процессов происходило изменение всей системы городского расселения. Проведено генеральное межевание – определение новых границ.

В I половине XVIII века особую роль играют 2 фактора:

1. Новая политика, реформа армии и флота;

2. Изменение структуры и облика гражданской части поселений.

- Регулярность

- Освоение новых земель через создание крепостей и системы поселений при крепостях.

Тип 1 – город-крепость (Таганрог).

Тип 2 – город с укреплённой центральной частью (гарнизон, администрация) и форштадтами = жилыми предместьями (Азов).

Тип 3 город – крепость, окружённый системой развитых бастионов.

 

16 мая 1703 года был основан Санкт – Петербург.

История города показывает развитие русской градостроительной мысли.

Крупный торговый узел, связующий Восток и Запад. С 1712 года столица России – административный центр. Стратегический пункт – Петропавловская крепость(1703г.), Кроншлот на острове Котлин (1704).

В 1704 году – Адмиралтейство главная строительная верфь Балтийского военного флота. Укреплено земляным валом, бастионами, рвами, подъёмными мостами.

Развитие города шло от двух центров

1) крепости (Петропавловской) на Заячьем острове

2) Адмиралтейства.

Это были два независимых поселения, которые имели разное управление.

Строительство велось сразу на огромной территории, не ограниченной стенами. Структура была многоцентричной.

Идея Петра I рассматривать Петербург как «морскую столицу», приблизить к финскому заливу. Все сооружения ориентированы на Неву, её рукава и протоки.

Речная сеть – основа планировочной структуры. Формирование речных фасадов и дворцов, построенных в «линию».

Вместе развивалось несколько планировочных систем, характерных для нового русского градостроительства:

1) крепость с системой бастионов и правильной планировкой внутри

2) верфь с регулярным предместьем.

 

Создание большого гражданского города нового типа:

- улицы должны быть прямыми,

- дома и службы – по красной линии

- строительство города преимущественно из камня

- каждая усадьба имеет доступ к реке.

- каждой группе населения – определённая часть города.

В 1715 г. возникла мысль о создании центральной части Петербурга на Васильевском острове. В проекте застройки Д. Трезини предполагалось - восточная оконечность Васильевского острова предназначалась для застройки монументальными сооружениями. Здесь были здание Двенадцати коллегий (правительство), Кунсткамера. Здесь находилась усадьба Меньшикова с парком. Архитектор Трезини разработал образцовые проекты жилых домов (1714г.). Осуществлено около 500 строений.

Васильевский остров предполагалось сделать столичным районом, здесь можно было строить только каменные здания и по типовым проектам. Адмиралтейская сторона, которая рассматривалась как предместье – пользовалась большей градостроительной свободой, и население активно её застраивало, часто деревенскими домами и усадьбами.

На адмиралтейской стороне в 5 км строится Александро-Невская лавра. От адмиралтейства к лавре прокладывается дорога – Невский проспект. По сторонам проспекта быстро начала возникать застройка. (Принцип – установление связи между крупными архитектурными комплексами, приобретающими градообразующее значение).

Второй луч – Вознесенский проспект (улица Майорова), соединяющий столицу с ее пригородами.

Система радиальных улиц, появление центрального ориентира -Адмиралтейской башни, организующая структура придала смысл и динамику композиции города. Главные доминанты Петербурга: Башня Адмиралтейства и колокольня Петропавловского собора (Трезини 117м).

В целом в 1703-1725 годах в Петербурге отрабатываются на практике идеи обогащения принципов регулярности.

- методы разбивки городской территории на ряды прямоугольников или квадратов,

- трёхлучевая система улиц

- сочетание водных и сухопутных коммуникаций с системой «дублирования» транспортных путей.

- гигантский образец города нового типа

- намечены пути развития многих типов городских зданий.

В 1730-1750 годах после смерти Петра I, по решениям деятельность комиссии о Санкт-Петербургском строении строится третий проспект – Гороховая улица - равноправный третий проспект, утверждающий трехлучие. Адмиралтейство увенчивается новым шпилем по проекту архитектора Коробова (1735-1738г.). Строится Миллионная улица, выделяла первую от реки линию кварталов, выводила к Зимнему дворцу и Адмиралтейству.

На месте Дворцовой и Сенатской площадей – адмиралтейский Луг. С другой стороны Адмиралтейства – Галерная улица. За Миллионной улицей (вверх по Неве) – Летний дворец и сад. По набережной Мойки – жилые дома. По Невскому проспекту – торговая зона.

Всё, что было связано с производством и ремеслом находилось от адмиралтейства вниз по реке; парадные здания, дворцы и парки – вверх.

Таким образом, здание Адмиралтейства являлось главной доминантой города, ядром, даже Зимний дворец (тогда еще небольшой «терялся» по сравнению с ним).

Формировалась система полукольцевых магистралей (Садовая улица), которая послужила осью трем площадям (среди них - Сенная площадь).

Уравновешенность планировочных масс относительно Адмиралтейства, трёхчастная композиция, выделение крупных самостоятельных элементов лишь на противоположных концах района – Летнего сада и Новой Голландии – укрепляло центричность всей структуры.

Богатые усадьбы: главные фасады повёрнуты к реке, вглубь шли сады с прямоугольной и диагональной разбивкой дорожек.

Сады объединялись, вместе создавали целые полосы городской земли, свободной от платной застройки, большие зелёный пространства, на которых располагались барские дома, хозяйства и парковые сооружения.

Слободы и военные поселения выступали как отдельные элементы градостроительной композиции. Все они были строго регулярны на основе прямоугольной планировочной сетки.

Треугольник Стрелки застраивался симметричными группами крупных зданий.

Петербург рассматривался как огромное архитектурное пространственное целое.

Прямые улицы ориентированы на высотные доминанты, регулярные площади, упорядоченную застройку.

Общая планировочная концепция Петербурга была предопределена архитектором Еропкиным в 1730-1750 годах. В 1750-1760 годах проходила детальная проработка отдельных ансамблей.

 

 

Целый ряд мощных и ярких архитектурных ансамблей, выдающихся по своему художественному уровню создал В.В. Растрелли. Среди них Зимний дворец, Смольный монастырь, дом Строгоновых, Воронцовский дворец и др.

Акценты, создаваемые Растрелли были столь мощны, что вступали во взаимодействие на больших расстояниях. В ансамблях Растрелли - единый торжественный образ столицы, годах работы Растрелли поддержал Чевакинский, в 1752-1762 он строит Никольский морской собор и колокольню.

Особенно ярко раскрывает планировочные методы Растрелли дворцово-парковый комплекс Царского села. Трёхкилометровая ось развивается в две стороны от середины 200-метрового дворца. В одну сторону на неё нанизываются площадь, завершённая полукружием служебных корпусов, квадрат увеселительного сада, разделённый широкими аллеями на четыре равные части, каждая из которых решена как прихотливая орнаментальная композиция, затем гигантский боскет «зверинец».

Пространство постоянно расширяется, развиваясь от дворца, членения его становятся всё крупнее, но постоянно сохраняется геометрическая замкнутость и центричность каждой отдельной части ансамбля.

По другую сторону дворца – спокойная гладь регулярного подстриженного сада. Полосы прямоугольных боскетов прорезывает трехлучие дорожек, потом снова

прямоугольный рисунок, а в центре – звездчатая структура аллей и площадка с павильоном Эрмитаж.

В этих композициях совершенствовалось искусство соединения различных регулярных структур, шли поиски их гармоничных соединений.

Торжественные архитектурные образцы создавались при сохранении строгой упорядоченности пространств. Множественность деталей и монументальность, порядок и живописность находили соединение в пригородных дворцах мастеров петербургского барокко.

В застройке города выделялось несколько типов усадеб:

Богатые дворцы с парадным двором и садом располагались в основном на Мойке и Фонтанке. В центре города дома ставились по красным линиям. Даже небольшие здания обладали двором, отделённым от магистрали воротами и оградой.

В целом в Петербурге возникла чёткая по своему ритмическому построению, сравнительно плотная застройка, насыщенная торжественными барочными зданиями.