ЛЕКЦИЯ 10

МОСКВА

СУЗДАЛЬ

Окружённый валами древний детинец располагался в петле речки Каменки. В детинце был построен в домонгольскую эпоху собор Рождества Богородицы. Близ него была возведена шатровая колокольня и комплекс Архиерейских палат.

На подступах к городу располагались монастыри Спасо–Ефимиевский (основан в XIV в.), Александровский, Покровский, Троицкий, Ризоположенский, Васильевский. Каждый монастырь имел свои белые слободы.

Возле стен детинца на посаде располагалась торговая площадь с гостиным двором, таможней, губной избой, кабацким двором, торговыми рядами, кузницами.

В Суздале было много приходских храмов, которые строились парами- холодный и теплый. Конец XVII –нач. XVIII вв. – строительство новых каменных пятиглавых церквей, которые значительно обогатили панораму города.

 

Сохранившиеся планы Москвы I половины и середины XVII в хорошо передают чёткую планировочную структуру с двумя концентрическими поясами укреплений Белого и Земляного города – служат ценным источником по истории формирования радиально-кольцевой планировки столицы. В 1611 г после победы над шведско–польско–литовской интервенцией - реконструкция Скородума- усиление деревянных стен: насыпан земляной вал, поставлен «острог» в виде деревянной ограды, в 1633 г - опять подсыпан вал, углублён ров, построены (на юге) земляные бастионы и каменные Калужские и Серпуховские ворота.

 

План Адама Олеария (немецкий ученый и путешественник) 1630 – 1640-х годов. Планировочное решение - предельно ясно и чётко. Социально–демографическая структура – подвижна и сложна, и отличалась пёстрой «мозаикой» вотчинных и посадских «тяглых» земель.

Городская усадьба представляла собой законченный хозяйственный организм, созданный по образу загородного поместья. Участок 1 – 1,5 га, образовывал подобие квартала, отделённого улицами от соседних владений. На территории усадьбы располагались жилые хоромы, жилища слуг и ремесленников, домовая церковь, хоз. постройки: конюшни, поварни, амбары, погреба, баня, колодец. Весь участок делился на 3 зоны: 1) передний двор для въезда гостей, с жилыми покоями и церковью, часто связанными крытым переходом; 2) хозяйственный двор; 3) сад.

Пример - усадьба боярина Стрешнева на Моховой улице –на месте здания библиотеки им.Ленина.

Жилые хоромы складывались из 3-х групп помещений:

1) высокой башни (повалуши), либо столовой палаты (для пиров и празднеств)

2) жилые покои – из трёх- четырёх горниц

3) передних сеней, игравших роль залы, связывавшей повалушу с жилыми покоями.

 

Составленные из отдельных срубов, поднятых на высокий подклетный этаж и завершённых высокими теремными надстройками, жилые хоромы представляли собой динамичную многообъёмную композицию. Хоромы располагались в центре участка, напротив ворот. «Людские» избы и хозяйственные постройки включались в ансамбль усадьбы в качестве подчинённых частей, оттеняли главное здание и располагались по периметру. Ворота представляли собой самостоятельное сооружение с высокой кровлей, украшенное резьбой.

До конца XVII в. в Москве преобладало мелкое дворовладение. Дворы ремесленников состояли из избы с сенями и клети, причём изба ставилась на передней границе участка – на улице. Ремесленные слободы – протяженные кварталы с периметральной застройкой. Участки 280 кв.м. (приблизительно 3 сотки) обусловливали высокую плотность застройки улиц.

На всей территории Москвы свободно чередовались городские усадьбы бояр, духовенства и купцов, ремесленников, торговцев, сады, огороды и пустыри. Отдельные фрагменты регулярно планированных кварталов не изменяли общего живописного характера планировочной ткани города, тесно увязанной с природным ландшафтом. Улицы не имели замощения, были грязны. Улицы были изломаны и имели разную ширину. По Кремлевскому указу – ширина главной улицы – 21 – 26 м, переулки 9 – 13 м.

В XVII в. – большие изменения Московского Кремля. Надстройка его башен декоративными шатровыми завершениями (территориальный рост города и повышение уровня застройки) – необходимость обогащения силуэта городского центра. Это послужило показателем постепенной утраты Кремлем его оборонительного значения и градостроительного переосмысления форм крепостных сооружений. Надстройка башни над Спасскими воротами до 71 м. создатели надстройки – англ. механик Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов объединили старые и новые части Спасской башни и создали модель для надстройки остальных башен. Ярусная композиция напоминала силуэт Ивановской колокольни.

Красная площадьимела длину 450 м. В начале Никольской улицыпо фронту Красной площади был построен собор Казанской Богоматери с центрической вертикальной композицией, его барабан с главой будто вырастал из многоярусной пирамиды кокошников.

В конце XVII в - построены Воскресенские ворота с высокой двухметровой надстройкой и Земской приказ. Площадь была расчищена от торговых строений и названа Красивой – Красной.

Надстройка всех кремлёвских башен была вызвана идейно–художественными и градостроительными соображениями. Силуэты башен играли роль пространственных ориентиров, подчеркнуть роль Кремля как статического ядра города. Наиболее декоративно завершение Троицкой башни (64 м высотой). Углы треугольного контура закреплены восьмигранными шатрами (51 – 58 м - Собакина, Водовзводная, Беклемишевская башни)

К XVII веку сформировался шатровый тип ворот, оформлявших парадные въезды. Все проездные башни московских укреплений старались устроить сложные шатровые покрытия, которые резко выделялись на фоне рядовой застройки.

Расцвет архитектуры кремлей и монастырей конца XVII в. сопровождался перестройкой основ композиционного мышления зодчих, которые обращались к регулярным, геометрически чётким схемам построения ансамбля.

Ансамбли строятся на основе пересекающихся под прямым углом двух композиционных осей. Точка пересечения закрепляется зданием собора. (Новодевичий и Донской монастыри)

Выраженный центр, достаточно развитая планировочная структура и архитектурно отмеченные въезды – необходимые условия восприятия города как целого. Москва к концу XVII в. полностью отвечала этим условиям.

Перемены в русском градостроительном искусстве конца XV – XVII вв.:

- повышение плотности застройки;

- увеличение роли архитектурного контраста, как средства организации ансамбля,

- концентрация архитектурных доминант в центре города;

- слияние обособленных слобод в однородное архитектурно–пространственное целое;

- симметрия и регулярность – осмысливаются, как неотъемлемые признаки гармонии и красоты, средства создания композиционной целостности города или ансамбля;

- градостроительство развивалось на основе исконных древнерусских традиций.