Потребление СМИ. Аудиторное поведение

Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назватьаудиторным поведением,мы здесь будем понимать частоту чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Кроме того, здесь учитывается реальный выбор аудиторией газет и журналов, теле- и радиопрограмм. То есть это объективные показатели интенсивности взаимодействия со СМИ и реальный выбор аудитории. Эти характеристики изучались с первых исследований аудитории. В одном из первых опросов, проведенном в 1966 г. «Читатели “Комсомольской правды” о себе и о газете» выяснилось, что в будний день на чтение газеты тратят до 15 минут 11 % опрошенных, 15–30 мин. – 35 %, от получаса до часа – 35 %, более часа 19 % и затруднились ответить 9 % опрошенных.

В начале 70-х гг. почти 24 % практически не читали газет, не слушали радио и 24 % не смотрели телевизор. В самом начале перестройки, по данным Ярославского исследования (1990–1991) уровень потребления СМИ был очень высок (табл. 14).

Таблица 14

Обеспеченность аудиовизуальными средствами и прессой жителей
разного типа поселений
(в % к числу опрошенных в каждой группе)

Варианты ответов Областной город Районный город Село
Наличие радиоточки
Наличие радиоприемника
Наличие цветного телевизора
Наличие черно-белого телевизора
Выписывают одно издание
Выписывают 2–3 издания
Выписывают 4–9 изданий
Выписывают 10 и более изданий
Читают прессу, но не пользуются радио и/или ТВ
Не читают прессы, но пользуются радио и/или ТВ
Вообще не пользуются СМИ 0,5 0,7 1,3
Практически не слушают радио
Практически не смотрят ТВ
Не выписывают ни газет, ни журналов

 

Как видим, в определенной аудитории было меньше 1 % человек, которые вообще не пользуются СМИ, но и они, конечно, через родственников и знакомых были осведомлены о важнейших событиях, передаваемых ТВ, РВ, газетами.

Затем, в связи с подорожавшей прессой и снижением уровня доходов населения, резко сократились тиражи газет, хотя сильно увеличилось их число, и семья сейчас выписывает 1–2 издания, а то и ни оного, тогда как до перестройки и в самом ее начале каждая семья выписывала в среднем 3–4 и больше изданий. Сейчас информационная инициатива перешла к ТВ и РВ, которые для многих являются единственным источником информации.

Это отчетливо показывает репрезентативное исследование ВЦИОМ населения от 16 лет, проведенное в 1993 г.* (табл. 15).

Таблица 15

Чтение газет в России(в % к числу опрошенных)

Варианты ответов Всего Пол Возраст Образование Город Село
М Ж до 29 30–49 50 и ст. Высш. Средн. Ниже ср.
Регулярно (почти каждый день) чи­тают газеты
Читают газеты вре­мя от времени
Практически не читают газет
Не читали и не просматривали за последние 2 ме­сяца ни одной га­зеты

 

Как видно из таблицы, к 1993 г. уже 37 % взрослого населения практически не читали газет, среди сельских жителей этот процент доходил до 44, а среди людей с невысоким уровнем образования – до 55 %.