Потребление СМИ. Аудиторное поведение
Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назватьаудиторным поведением,мы здесь будем понимать частоту чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Кроме того, здесь учитывается реальный выбор аудиторией газет и журналов, теле- и радиопрограмм. То есть это объективные показатели интенсивности взаимодействия со СМИ и реальный выбор аудитории. Эти характеристики изучались с первых исследований аудитории. В одном из первых опросов, проведенном в 1966 г. «Читатели “Комсомольской правды” о себе и о газете» выяснилось, что в будний день на чтение газеты тратят до 15 минут 11 % опрошенных, 15–30 мин. – 35 %, от получаса до часа – 35 %, более часа 19 % и затруднились ответить 9 % опрошенных.
В начале 70-х гг. почти 24 % практически не читали газет, не слушали радио и 24 % не смотрели телевизор. В самом начале перестройки, по данным Ярославского исследования (1990–1991) уровень потребления СМИ был очень высок (табл. 14).
Таблица 14
Обеспеченность аудиовизуальными средствами и прессой жителей
разного типа поселений(в % к числу опрошенных в каждой группе)
Варианты ответов | Областной город | Районный город | Село |
Наличие радиоточки | |||
Наличие радиоприемника | |||
Наличие цветного телевизора | |||
Наличие черно-белого телевизора | |||
Выписывают одно издание | |||
Выписывают 2–3 издания | |||
Выписывают 4–9 изданий | |||
Выписывают 10 и более изданий | |||
Читают прессу, но не пользуются радио и/или ТВ | |||
Не читают прессы, но пользуются радио и/или ТВ | |||
Вообще не пользуются СМИ | 0,5 | 0,7 | 1,3 |
Практически не слушают радио | |||
Практически не смотрят ТВ | |||
Не выписывают ни газет, ни журналов |
Как видим, в определенной аудитории было меньше 1 % человек, которые вообще не пользуются СМИ, но и они, конечно, через родственников и знакомых были осведомлены о важнейших событиях, передаваемых ТВ, РВ, газетами.
Затем, в связи с подорожавшей прессой и снижением уровня доходов населения, резко сократились тиражи газет, хотя сильно увеличилось их число, и семья сейчас выписывает 1–2 издания, а то и ни оного, тогда как до перестройки и в самом ее начале каждая семья выписывала в среднем 3–4 и больше изданий. Сейчас информационная инициатива перешла к ТВ и РВ, которые для многих являются единственным источником информации.
Это отчетливо показывает репрезентативное исследование ВЦИОМ населения от 16 лет, проведенное в 1993 г.* (табл. 15).
Таблица 15
Чтение газет в России(в % к числу опрошенных)
Варианты ответов | Всего | Пол | Возраст | Образование | Город | Село | |||||
М | Ж | до 29 | 30–49 | 50 и ст. | Высш. | Средн. | Ниже ср. | ||||
Регулярно (почти каждый день) читают газеты | |||||||||||
Читают газеты время от времени | |||||||||||
Практически не читают газет | |||||||||||
Не читали и не просматривали за последние 2 месяца ни одной газеты |
Как видно из таблицы, к 1993 г. уже 37 % взрослого населения практически не читали газет, среди сельских жителей этот процент доходил до 44, а среди людей с невысоким уровнем образования – до 55 %.