РИМ ЭПОХИ БАРОККО.

Благодаря творчеству мастеров Ренессанса выявились наиболее важные центры города, получившие новый арх. облик и более монументальный масштаб нежели рядовая средневековая городская застройка.

Площадь св. Марка

В конце XV - нач.XVI вв построено здание Старых прокураций, надстроена колокольня св. Марка до высоты 100 м. В 30-50-е гг. – строительство монетного двора –цекки, библиотеки и лоджетты (арх. Якопо Сансовино), здание Новых прокураций (Виценцо Скамоцци).

В результате – площадь св. Марка и Пъяцетта создали единый архитектурно-пространственный ансамбль.

Ансамбль площади св. Марка имеет сложное композиционное построение – выявляются черты ренессансного градостроительного мышления. Арх. сооружения подразделяются на главные и второстепенные элементы. Ведущий элемент в композиции – пятикупольный собор св. Марка.

Сложность композиции плана связана с наличием нескольких координатных систем, расположенных под углом друг к другу. В одну вписывается собор и палаццо Дожей, в другую – библиотека, Новые прокурации и колокольня. Взаимодействие этих систем создаёт остроту регулярной композиции и требует объединяющих элементов – ритмические фасады палаццо Дожей и библиотеки на Пьяцетте и Старых и Новых прокураций объединяют эти городские пространства в единое целое.

Отличительные черты ансамбля площади:

- колористическое богатство ансамбля - цвет играет активную роль:

золотые мозаики, разноцветный мрамор фасадов - цвета слоновой кости каменная галерея и нежно – розовый цвет фасадов палаццо Дожей, красная колокольня, зелёная крыша, ярко – синяя вставка на башне с часами, пёстрое «ковровое» покрытие мостовых.

- пространственное раскрытие в сторону лагуны. Вид, раскрывающийся с Пьяцетты на канал св.Марка и монастырь Сан Джордже Маджоре – как бы продолжение художественного воздействия ансамбля далеко за пределами его территориальных границ.

Рим XV - XVII вв был малонаселённым городом. Доходы Рима были связаны с казной католической церкви, в отличие от Флоренции и Венеции, которые зависели от международной торговли и в XV-нач. XVI в. испытывали экономические трудности в связи с завоеванием турками Византийской империи. Рим превратился в крупный центр культуры Возрождения. В XVI в в Рим в поисках заказов приехали архитекторы, скульпторы, художники, которые пытались графически выразить идеализированную модель «Вечного города» (во Флоренции и в Венеции – решали конкретные локальные градостроительные задачи). Геометрическим центром являлся холм Капитолий. Перестройку района Ватикана – дворца и базилики св.Петра – поручили арх. Браманте.

В 1547 г. к работам по строительству собора был привлечён Микеланджело. Завершали купол по модели Микеланджело (к моменту его смерти собор был возведен до барабана) архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана.

В 1538 г. Микеланджело было поручено благоустроить центральную часть Капитолийского холма. В том же году зодчий поставил в центре пустыря античную конную статую Марка Аврелия. Пропорциональное соотношение больших и малых ордеров в зданиях, формирующих площадь, близко к соотношению абсолютных размеров античного монумента с реальными размерами человеческого тела.

Площадь Капитолия была окружена тремя зданиями. Центральное – палаццо Сенаторов– было отмечено более крупным ордером, парадной лестницей и башней. Два боковых – палаццо Консерваторов и Капитолийский музей – фланкировали площадь. Трапециевидная площадь имела небольшие размеры 40 – 60 м – основания трапеции, а высота трапеции – 80 м.

Насыщенность площади античной скульптурой, особый рисунок её замощения, подчёркивающий повышение рельефа к центру – аллегорическая форма, воссоздающая древнее значение Капитолия, как центра античного Рима и бескрайней Римской империи (столб, служивший точкой отсчета в Древнем Риме).

Площадь Капитолия раскрывалась в сторону города и была рассчитана не столько на осевое, сколько на восприятие её по мере движения по овальной траектории. Огромное значение в развитии градостроительства имела реконструкция уличной системы архитектора Доменико Фонтаны ( 1543 – 1607 гг).

Население города увеличилось до 100 тыс.человек. Для заселения свободных территорий в восточной и южной частях города необходимо было проделать большие работы по очистке, обводнению и строительству городских дорог.

Для водоснабжения города был построен новый акведук Аква Феличе.Прокладывались прямолинейные магистрали. В наиболее важных градостроительных узлах расставлены египетские обелиски. Обелиски были извлечены из руин большого цирка Д.Фонтана – архитектор позднего Возрождения видел в улицах не только городские коммуникации, но и важные элементы городского ансамбля.

 

Новые научные открытия вызвали большие изменения в пространственном мышлении архитекторов и градостроителей, а также в понимании ими человеческого масштаба. Галилей, не отвергая привычного представления о том, что человек является «мерой вещей», показал подлинное «масштабное» положение человека в окружающем его мире.

Основной темой XVII в была тема городской площади. В Риме было 225 церковных площадей.Постепенно выработались архитектурные приёмы их решения. (пример – площадь Санта Мария дела Паче). В городе было много уличных перекрестков, требующих своего решения, а также многочисленные монументальные фонтаны, с необходимой организацией площадей.

Рядовая застройка города велась сплошным фронтом вдоль улиц, однако почти в каждом доме или церкви имелись внутренние дворы, которые были проходными.

В XVII в. в Риме под руководством Лоренцо Бернини велось строительство площади св. Петра. Овальная часть площади по большой оси – 200 м, по короткой – 130 м. Трапециевидная часть (у собора) – имела глубину 125 м. Рельеф поднимался к собору, овальная часть имела свою вертикальную планировку. В центре стоял на приподнятой площадке обелиск. Два декоративных фонтана, высотой 14м, фланкировали центральный обелиск, установленный арх. Д.Фонтаной в 1586 г. Грандиозная сквозная галерея создавала иллюзию «обнимающего» пространства. Овальная форма и грандиозный масштаб заимствованы у Колизея. Как и все площади эпохи барокко, Соборная площадь рассчитана не на осевое восприятие, а на обход её по периферии. При этом движении создавалось бесконечное множество картин, каждая из которых имела своё композиционно законченное построение. Интересным эффектом была также «игра масштабов», отдельных элементов площади (фонтаны).

Бернини создал большое число малых фонтанов, украсивших многие площади Рима (фонтан «Четырех рек» на площади Навона). Их живописные очертания как бы заменяли собой отсутствующую живую природу.

Особенностью ансамблей Рима XVII в было гармоничное сочетание античных монументов с архитектурой барокко.

Общие черты, присущие городским ансамблям в стиле барокко :

1) изысканность архитектонической структуры городских пространств в сочетании с пластическим решением архитектурных фасадов,

2) стремление к усложнению геометрических построений планов и фасадов зданий,

3) широкое использование иллюзорных эффектов при сохранении чёткости основной композиции,

 

4) динамическое восприятие ансамбля и обилие видовых картин, образующих в сумме целостное художественное впечатление,

5) широкое использование символики и аллегорий в основном в скульптурном убранстве площади.