Представление о душе в анимистических культах

Лекция 2 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИЯХ

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ

 

 

Основоположником анимистической теории происхождения религии является выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Э.Б.Тайлор (Tylor E.B.1832-1917)

По определению Э.Б.Тайлора, анимизм это первобытное представление о душе и духовных сущностях. Верование в духовных существах, определяющих жизнь, смерть, существование, приспособление в окружающему миру обнаруживается у всех примитивных обществ.

Э.Б.Тайлор под анимизмом понимает верования племен, стоящих на весьма низких ступенях развития. В последующем эти верования переходят в более высокие уровни, глубоко видоизменяются при переходе к современной культуре. В связи с этим Э.Б.Тайлор делает выводы, что анимизм составляет основу философии не только дикарей, но и цивилизованных народов. И хотя на первый взгляд он представляет как бы сухое и бедное определение минимума религии, однако его практика, необходимая для выживания является вполне достаточной.

Теория анимизма, по мнению Э.Б.Тайлора распадается на два главных догмата, составляющих части одного цельного учения.

Первый догмат касается души отдельных существ, способной продолжать существование после смерти или уничтожения тела.

Второй догмат дает представление об остальных духах и могущественных богах.

Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом.

Анимисты думают, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие. В связи с этим вера в их существование должна привести, рано или поздно, к действительному почитанию их или желанию их умилостивить.

Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь, верования, которые переходят на практике в действительное поклонение.

При этом Э.Б.Тайлор отмечает, что нравственные аспекты, являющиеся весьма важным элементом и самой жизненной ее частью более развитых религий, весьма слабо выражены в анимизме примитивных племен. Это не означает отсутствия у них нравственного чувства или нравственного идеала — и то и другое есть у них, хотя и не в форме определенных учений, а в виде того традиционного сознания, которое мы называем общественным мнением.

Э.Б.Тайлора, как культуролога, интересовал вопрос, почему появились представления о душах и духовных сущностях у примитивных народов. Он выдвигает предположение, что мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять:

во-первых, что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти?

во-вторых, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях?

Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего, сделали само собой напрашивавшееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе «я». И то и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него.

Дикарям-философам нетрудно было сделать и второй шаг - соединить жизнь и призрак. Если то и другое присуще телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Следовательно, их можно рассматривать как связанные между собой. В результате и появляется общеизвестное понятие, которое может быть названо призрачной душой, духом-душой, которое позднее у цивилизованных народов трансформировалось в прдставление о психике и дало основание формирования науки «психология».

Понятие о личной душе, или духе, у примитивных обществ Э.Б.Тайлор определил следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя в прошлом и в настоящем. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантасм, как призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

При этом он отмечает, что первобытный анимизм настолько удовлетворительно объясняет факты, что он сохранился в мировоззрениях более развитых слоев культуры. Хотя классическая и средневековая философия во многом изменила его, а современная философия обошлась с ним еще более беспощадно, он сохранил так много следов своего первоначального характера, что и в психологии современного цивилизованного мира отчетливо просвечивает наследие первобытных времен. Из огромной массы фактов, собранных из наблюдения за жизнью самых разнообразных и наиболее отдаленных друг от друга человеческих обществ, можно выбрать типические подробности, позволяющие проследить древнейшее учение о душе, отношения отдельных частей этого учения к целому и процессы отбрасывания, видоизменения или сохранения этих частей при дальнейшем развитии культуры. Э.Б.Тайлор предлагает, рассмотреть воззрения примитивных народов о человеческой душе, чтобы понять современные расхожие представления об этом понятии.

Душа как невещественная субстанция. В анимистических учениях дух, или призрак, являющийся спящему или духовидцу, имеет вид тени, и, таким образом, слово «тень» вошло в употребление для выражения души. Так, человеческая душа, по мнению тонганцев, есть более тонкая или воздухообразная часть тела, которая оставляет его внезапно в минуту смерти. Гренландские духовидцы описывали душу так, как она обыкновенно являлась им в видениях. По их словам, она бледна и нежна, и те, которые стараются схватить ее, не чувствуют ничего, потому что душа не имеет ни мяса, ни костей, ни нервов. Караибы не считают ее настолько невещественной, чтобы быть невидимой, но представляют ее как нечто тонкое и нежное, подобное просветленному телу.

Душа – жизненная функция. В понятие о душе, или духе, вкладываются атрибуты и других жизненных проявлений. Так, караибы, связывая пульсацию сердца с духовными существами и признавая, что душа человека, предназначенная для будущей небесной жизни, живет в сердце, вполне логично употребляют одно и то же слово для обозначения «души, жизни и сердца». Тонганцы полагали, что душа распространена во всем теле, но, главным образом, заключена в сердце. Связь между душой и кровью, признаваемая каренами и папуасами, ярко выражена в еврейской и арабской философии. Акт дыхания, столь характерный для высших животных при жизни, прекращение которого совпадает так тесно с прекращением этой последней, много раз, и весьма естественно, отождествлялся с самой жизнью или душой. Западные австралийцы употребляют одно и то же слово «вауг» как «дыхание, дух и душа», а на языке нетела в Калифорнии «пиутс» значит: «жизнь, дыхание, душа».

Душа и состояния человека. Э.Б.Тайлор делает заключение, что древняя анимистическая теория жизни, рассматривает я ее как действие души и объясняет многие из физических и умственных состояний теорией «отлетания» всей души или некоторых из составляющих ее духов. Эта теория занимает очень значительное и прочное место в биологии диких народов.

Южные австралийцы говорят о человеке, находящемся в бесчувственном или бессознательном состоянии, что он «вильямарраба», т. е. «он без души». Мы слышим у алгонкинских индейцев в Северной Америке, что болезнь происходит оттого, что «тень» больного отделена от его тела и что выздоравливающий не должен подвергать себя опасностям, прежде чем эта тень не утвердилась в нем прочно. Туземцы Фиджи говорят, что, если кто-нибудь умрет или упадет в обморок, его душа может вернуться на зов. По понятиям негров северной Гвинеи, умопомешательство происходит оттого, что больные преждевременно покинуты своей душой, причем удаление ее во время сна бывает только временным. Туранские или татарские народы Северной Азии строго придерживаются теории отлетания души при болезни, и у буддийских племен ламы совершают обряд возвращения души с большой торжественностью. Когда у человека его разумная душа похищена каким-нибудь демоном, у него остается только животная душа, его органы чувств и память слабеют, и он начинает хиреть.

Душа и сон. По мнению Э.Б.Тайлора, вера в подобное временное отлетание души сформировала и представления о сне и сновидениях. Некоторые гренландцы, полагают, что душа покидает тело ночью и отправляется охотиться, плясать и посещать друзей. У североамериканских индейцев распространено мнение, что душа спящего оставляет его тело и ищет предметы, которые для нее привлекательны. Эти предметы должны быть непременно приобретены человеком, когда он проснется, для того чтобы его душа не тосковала или не тревожилась и окончательно не покинула бы тела. Новозеландцы думают, что душа спящего покидает его тело и заходит в странствованиях даже в область умерших, чтобы побеседовать с друзьями. Тагалы острова Люсона не будят спящего человека, так как предполагается, что его душа отсутствует в это время.

Душа и призрак. Обозревая бесконечные истории о снах, Э.Б.Тайлор проследил постепенное развитие представлений о призраках. Отношение к видениям соответствует отношению к снам, поскольку с ними связаны первобытные теории о душе. Видя тогда вокруг себя призраки человеческих форм, первобытный человек, как пишет Э.Б.Тайлор, не может не верить своим органам чувств. Таким образом, на низкой ступени цивилизации люди всегда верят в объективность человеческих призрачных образов, являющихся им в сновидениях, в болезни или при утомлении, под влиянием умственного возбуждения и при употреблении наркотических средств.

Душа и смерть. Появление бестелесной души во все времена считалось фактом, связанным с отделением души от тела при смерти. Это видно из допущения не только теории привидений, но и особого учения о «смертной тени». Например, карены говорят, что душа человека, явившись после смерти, дает знать об этом событии. В Новой Зеландии считается дурным признаком видеть образ отсутствующей особы, потому что если он неясен и лица его не видно, то следует вскоре ожидать ее смерти. Если же лицо ясно видно, то это значит, что человек уже умер. Представления о «смертной тени», как пишет Э.Б.Тайлор, имеется и у культурных народов, например, в преданиях христиан, в народных легендах и в современном спиритизме. Святой Антоний видел будто бы душу святого Аммония возносившейся на небо среди хора ангелов в тот самый день, как святой пустынник умер. Когда святой Амвросий умирал накануне светлого воскресенья, то несколько новокрещеных детей видели будто бы святого епископа и указывали на него родителям, но последние своими менее чистыми глазами не могли его видеть и т. д.

Люди не останавливаются на убеждении, что смерть возвращает душу к свободному и деятельному существованию. Они совершенно логично стараются помочь природе, убивая людей, чтобы освободить их души для служения духам. Таким образом, возникает один из наиболее распространенных, определенных и понятных обрядов анимистической религии — обычай погребальных человеческих жертвоприношений на пользу умершего. Когда знатный человек умирает то, согласно совершенно логичному заключению первобытной философии, души его слуг, рабов или жен, убитых при его погребении, должны следовать за господином и продолжать свою службу ему в будущей жизни. Эти логические выводы нередко заставляют приносить в жертву посторонних людей для обращения их в то же духовное рабство.

Арийцы дают поразительные примеры обряда погребальных человеческих жертвоприношений, притом в самой жестокой форме. Предания о них сохранились как в истории, так и в мифах, которые передают не менее верно нравы прошлого. Рассказ о троянских пленниках, поверженных вместе с лошадьми и собаками на погребальный костер Патрокла, об Эвадне, бросающейся на костер мужа, и рассказ Павсания о самоубийстве трех мессенских вдов служат памятниками этих обрядов у греков. В скандинавских мифах Бальдр сжигается со своим пажом, лошадью и седлом, Брунгильда ложится на костер возле любимого ею Сигурда, мужчины и девушки следуют за ними в подземное царство Галлы во времена Цезаря сжигали при торжественных похоронах все, что было дорого покойному,— животных, любимых его рабов и клиентов. Древние рассказы о славянском язычестве описывают сжигание умерших с одеждой и оружием, с лошадьми и собаками, с верными слугами и женами. По словам святого Бонифация, венды так строго соблюдают супружеские обеты, что жены часто отказываются переживать мужей. Великим уважением пользуется женщина, убивающая себя собственноручно, чтобы быть сожженной на одном костре со своим мужем

Литература

1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – 575 с. (Глава 8. Анимизм).

2. Итс Р. Шепот Земли и молчание неба. -М.: Политиздат, 1990. –318 с.

3. Басилов В.Н. Избранники духов. –М.: Политиздат, 1984. – 208 с.

4. Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. –М.: «Совершенство», 1998. –224 с.

5. Смоляк А.В. Шаман: личность , функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). – М.: Наука, 1991. – 280 с.

6. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни и божества айнов. – М.: Наука, 1988. – 208 с.

7. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. – Новосибирск: Наука, 1987. – 165 с.

8. Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. – Ленинград: Наука, 1990. – 233 с.

9. Мiфалагемы i магiя ў беларускiм фалклоры. – Минск: БОФФ, 1997. – 119 с.

 

Контрольные вопросы

1. Какие два главных догмата имеет теория анимизма по мнению Э.Б.Тайлора?

2. Каково содержание первого догмата?

3. Каково содержание второго догмата?

4. Какие верования включает анимизм в его полном развитии?

5. Как Э.Б.Тайлор отвечал на вопрос, почему появились представления о душах и духовных сущностях у примитивных народов?

6. Каково, с точки зрения Э.Б.Тайлора понятие о личной душе у примитивных обществ?

7. С какими физиологическими процессами примитивные народы связывают душу по данным Э.Б.Тайлора?

8. Что такое призрак с точки зрения анимиста?

9. Как связана душа и смерть в анимистических представлениях?

 

2.2 Представление о человеке в индуизме

Индуизм — религия, возникшая на Индии. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма, что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон». Индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований.

Основные представления о психологии человека изложены в учении Упанишад, философии санкхья и йоге.

Упанишады – это произведения, составляющие завершающий цикл канонического свода древних священных текстов, называемых Ведами.