Новейшие тенденции в развитии дизайна в 90-ые, )00 годы.

На основании исследования Чарльза Дженкса. « Новая парадигма в архитектуре»

 

Можно ли сегодня говорить о появлении абсолютно новых идей и концепций (парадигмы) в архитектуре и дизайне. Отличается ли принципиально, сущностно все то, что создается сейчас от 20-30-60-70 годов. Если бы появилось нечто абсолютно новое – то должно бы появиться новая религия, наука, политика, экономика, стиль, эстетический идеал.

Однако развитие электроники и некоторые локальные изменения в науке, например развитие науки о сложных системах, включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, неокосмологию, теорию самоорганизации позволяют провести достаточно содержательный анализ. Они говорят о том , что на всех уровнях от атома до галактики вселенная находится в процессе самоорганизации.

 

Некоторые ключевые постройки последних 10 -15 лет, которые опираясь на возможности компьютерной техники в какой то степени отразили новый взгляд на мир. Мне же кажется что всю историю человечества архитекторы создав и разработав стоечно балочную систему 1000 лет безрезультатно боролись с вертикалью и горизонталью и наконец экономическое состояния развитых стран, некий хаос и плюрализм в идеологии и культуре + возможности компьютерной техники дали в руки некоторых арх. и дизайнеров совершенно невиданные возможности создания не регулярных не вертикальных и не горизонтальных сложных объемов и поверхностей.

Несколько ключевых зданий построенных Френком Герри Питером Эзенманом, Даниэлом Либерскиндом - выглядят как прямые предвестники новой парадигмы.

 

Есть огромнее количество работ находящихся на самой ее грани – это работы голландцев Рэма Колхаса МВРДВ и др. европейцев испанца Сантьяго Калатравы и авсрийцам Коп Хемельбау. А так тех кто продолжает развивать хай-тек, англичанам Норманом Фостером, Ренцо Пьяно они вместе с теми кто развивает деконструктивизм - иранская англичанка Заха ХадитЮ, американец Эрик Мосс группа Мерхозис австралийцами Аштоном Реггитом, и МакДугалом.

Грамматика этой новой парадигмы всегда провокативна он вариируется от неуклюжих капель до элегантных волнообразных форм, от рваных фракталов до нейтральных «инфопространств» это вызов модернизму, классицизму и всей архитектуры основанной на вере что возможно создать среду обитания больше похожую на самообновляющиеся формы живой природы.

Он вызывают подозрения в поверхностном мышлении оторванным от социума но они явно противостоят колоннадам, коробкам,.стеклянным фасадам доставшимся нам от прошлого.

Политический социальный религиозный плюрализм рождает плюрализм формы. «Теория сложности» выросшая из постмодернистских размышлений 79-х годов книга Роберта Вентури «сложности Ии противоречия архитектуры» до сих пор представляет идею объединяющею все новые направления.

Новая парадигма рождается из представлений о природе и культуре выросшими из единой вселенной – теория новой космологии.