Взаимозависимые вмешательства
Независимые вмешательства
Зависимые вмешательства
- выполняются на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медсестра несет ответственность за выполняемую работу и выступает в роли сестры-исполнителя. Например, выполнение инъекций, ФЗТ, процедур и т.д.
- предусматривают действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, без прямого требования врача или других специалистов. Например, обучение навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы относительно здоровья пациента, организация досуга и т.д.
- предусматривают совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами. Например: реанимационные мероприятия.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей.
Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.
Постоянная помощь требуется на протяжении всей жизни, реабилитирующая - процесс длительный.
Методы сестринских вмешательств.
- оказание ежедневной помощи.
- выполнение технических манипуляций;
- оказание психологической помощи и поддержки;
- советы, обучение и консультирование пациента и членов его семьи;
- профилактика осложнений и укрепление здоровья;
- меры по спасению жизни;
- создание благоприятной среды для удовлетворения основные потребностей.
Проводя IV этап сестринского процесса, медсестра осуществляет два стратегических направления:
- наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;
- наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрации полученных результатов в сестринской истории болезни.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.
V этап сестринского процесса - оценка эффективности и качества сестринской помощи.
Задача пятого этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекции в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться и в начале, и в конце смены, а в отношении другого – каждый час.
Аспекты оценки:
1. Достижение целей по проблемам пациента.
2. Появление новых проблем, требующих внимания сестры.
3. оценка реакции пациента на вмешательство и факт пребывания в стационаре;
4. оценка качества оказанной помощи, влияние вмешательства на пациента.
Источники и критерии оценки:
При оценке результатов ухода медсестра использует те же методы, что и при сборе информации о больном. Это осмотр пациента, выяснение причин болевых ощущений, дискомфорта и т.д. Источниками информации является:
- сам пациент;
- члены его семьи;
- окружающие;
- мед. документация;
- отметки медперсонала в сестринской истории болезни.
Цель этапа: оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медсестрами постоянно и самой сестрой в порядке самоконтроля в конце и начале каждой смены, а также самим пациентом и его семьёй.
Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медсестра должна сделать соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись. При необходимости план мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется.
Оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медсестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дать определение понятию «сестринский процесс». Цель сестринского процесса.
2. Сколько этапов сестринского процесса Вы знаете? Назовите их.
3. Изложите краткое содержание I этапа СП. Какие источники информации о пациенте Вы знаете?
4. Изложите краткое содержание II этапа СП. Дайте определение понятию «проблема». Раскройте суть существующих и потенциальных проблем.
5. Изложите краткое содержание III этапа СП. Перечислите требования к постановке целей ухода.
6. Изложите краткое содержание IV этапа СП. Какие типы сестринских вмешательств Вы знаете? Расскажите о каждом из них.
7. Изложите краткое содержание V этапа СП.
Литература.
Основная:
1. Мухина С.А., Тарновская И.И.Теоретические основы сестринского дела:учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 368с.:ил.116-148с.
2. Лекция преподавателя.
3. Обуховец Т.П. основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, О.В.Чернова;под ред.Б.В.Кабарухина._Изд.19-е,стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 766с.;ил. – (Медицина для вас) 143-192 с.
Дополнительная:
1. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г модуль №7-8 стр.147-161.
[1] Стандарт – перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме.