Ступень. Выбор подписчиков для опроса

Ступень. Определение численности внутри выбранных районов

Ступень. Выбор представителей районов

Решено было проводить исследования в разных типах городских поселений – в административных центрах территорий и одном из городов областного и районного подчинения. Этот второй город был выбран путем деления всех городов данного региона на два, то есть n : 2, таким образом попадался средний в списке город. Итак, в 19 районах исследование проводилось в 36 городах. Например, в Узбекской ССР, где я была руководителем исследования, в выборку попали Ташкент – столица республики – и Бекабад.

Объем выборки между административным центром и вторым городом был распределен пропорционально объему подписки в данных городах. Он проводился на месте.

4 ступень. Выбор мест наблюдения в городах

Приехав в город, где предстояло проводить опрос, нужно было выбрать количество доставочных почтовых отделений, исходя из того, что на каждом опрашивалось 25 человек. Таким образом, в Москве было выбрано каждое 55 отделение связи. Если в городах нужно было опросить 50 и более человек, выбиралось жребием три доставочных отделения.

В почтовых отделениях, тоже методом жребия, в зависимости от количества опрашиваемых выбирались доставочные участки. А внутри участка опрашивались все подряд. На тот случай, если по адресу не окажется подписчиков и читателей «ЛГ», формировался запас (25–30 %). Для формирования запаса существует тоже особая методика.

Еще один пример. Предположим, что изучается отношение студенчества Москвы к телепередачам. Как формируем выборку? Мы должны в программе исследования определить свой объект. Например, это будут студенты разных типов вузов: государственных и коммерческих, гуманитарных, технических и естественных. Предположим, что нам важно знать мнение студентов разных курсов. Выборка будет зависеть от того, какое количество групп нам важно изучить. Если число групп будет очень большим (например, нас будут интересовать многопрофильные университеты, институты по разным направлениям: экономические, филологические, литературные, институты культуры, искусства, машиностроительные, текстильные и т. п.), тогда и выборка должна включать группы всех этих типов.

Допустим, таких групп наберется 20. Минимальное количество людей, которых можно считать социологической группой – не менее 25 человек. Следовательно, 20 х 25 = 500 человек.

Если нас будут интересовать не только профили вузов, но разные внутривузовские специализации, разные формы обучения (дневная, вечерняя, заочная), разных уровней обучения (бакалавр, специалист, магистр) и разных курсов, то, естественно, количество групп увеличивается, и выборка – тоже.

В данном случае выборка может быть стратифицированной, то есть во всех типах вузов мы опрашиваем по определенному количеству студентов. Если же мы распределяем выборку в зависимости от реального количества студентов в разных вузах (тогда она будет репрезентативной), то, возможно, число выборки придется увеличить, чтобы в «малонаселенных» вузах, например в художественных, набрать необходимую группу для анализа.

Но, прежде всего, нужно выбрать (путем жребия или систематического отбора) сами вузы. А потом в вузах нужно опять путем жребия или типологического отбора выбрать факультеты, затем на факультетах опросить студентов разных курсов, используя при этом систематический отбор по списочному составу внутри каждого курса.

Вы убедились, что формирование и реализация выборки – это сложное и трудоемкое дело, особенно если речь идет о репрезентативных исследованиях. Поэтому самодеятельно в таких случаях составлять выборку нецелесообразно – этим должны заниматься профессионалы. Но тогда зачем здесь так подробно рассказывается о выборке? Чтобы вы поняли, что это основа социологического исследования. Даже если у вас будет хорошая программа и прекрасные методики, вы можете потратить напрасно время и деньги, но не получить объективных данных, потому что выборка будет сделана неправильно. Знание способов формирования выборки пригодится вам и для того, чтобы профессионально сформулировать заказ социологическим службам, суметь оценить качество их работы.

Но, конечно, знания о типах выборки и способах ее формирования нужны работникам редакций и для того, чтобы провести своими силами конкретное локальное исследование. В этом случае исследование может не претендовать на репрезентативность, но даст кое-какую информацию, например необходимую вам для материала. Если вы пишете про беспризорных, а работаете в одной из региональных газет, то ваша выборка может быть сформирована случайным путем – вы поговорите с теми подростками (можно точно определить границы их возраста, например от 13 до 15 лет), которых встретите на улицах, на вокзалах, на рынках. Но в таком случае вы не будете писать в своей публикации, что это мнение беспризорников города, а назовете количество опрошенных вами подростков и скажете о том, где вы их нашли.

Если вы хотите провести более строгое исследования, нужно обратиться в социальные органы, где есть статистика и адреса таких подростков и тогда постараетесь сделать более репрезентативную выборку. Если для журналистского опроса вы можете ограничиться 20–25 человеками, то для серьезного репрезентативного исследования вам понадобится большее число опрашиваемых. Но это будет зависеть от того, какие группы вы хотите изучать. Если, например, вас интересуют разные возрастные группы (дети до 7 лет, 8–10, 11–13, 14–16 лет), вы должны набрать в каждой группе по 25–30 человек, следовательно, выборка должна быть не менее 100 человек. Если вы еще хотите посмотреть, кто они по полу, кто их родители и т. п., количество выборки увеличится, потому что увеличится количество групп, которые вы хотите исследовать. Хотя при этом надо помнить, что компьютер, посчитав группы по возрасту, снова соберет их в один массив, и разделит по признаку пола, потом и по другим характеристикам.

Общий принцип такой: чем более локально исследование и более однородна группа, тем меньше может быть выборка. Общероссийские выборки обычно строятся на 1,5–2 тысячах опрошенных. При этом оказывается, что увеличение выборки приводит к весьма незначительному уточнению результатов и потому экономически нецелесообразно.

Если же вы решились сами заняться составлением выборки (особенно это касается квотной), то нужно знать процентное соотношение различных групп населения: мужчин и женщин, людей с разным уровнем образования, рода занятий и т. п. Обычно такая статистическая информация есть в статорганах любого региона. На уровне России существуют данные переписи населения, последняя из которых состоялась в 2002 г., или специальные статистические справочники. Соответственно процентному соотношению разных групп в репрезентативном исследовании и следует формировать выборку. Если же вы предпочитаете вероятностную, то нужно обязательно проверить результаты выборки, соотнеся их со статистикой по региону.

Важно не только правильно составить выборку, но и учесть время, когда следует, например, опрашивать население, чтобы застать всю семью в сборе. Если это опрос по месту жительства, нужно правильно рассчитать время опроса. Однажды в Москве по репрезентативной выборке провели опрос населения о проблемах, которые больше всего волнуют москвичей. Но время для опроса выбрали дневное, когда дома были в основном пенсионеры. Естественно, что для них главной проблемой было медицинское обслуживание. Исследователи так и не узнали, какие проблемы реально волнуют москвичей.