Конструирование и технологии создания теоретической модели необходимой в научном проектировании.

1. Требования и принципы построения модели

2. Параметры оценки модели

3. Уровень использования модели

4. Виды моделей

5. Технологические компоненты теоретической модели

Существуют определенные правила создания теоретической модели: она должна быть полной, соответствующей заявленной проблеме и работоспособной; модель должна быть абстрактной, чтобы допускать возможность варьировать определенным количеством переменных; должна проявляться ограниченность во времени, которое необходимо для решения проблемы.

В модели должны использоваться теоретические модели, позволяющие её реализовать на данном этапе развития.

Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации об объекте исследований.

Необходимым условием для создания теоретической модели является использование общепринятой терминологии. Также модель должна предусматривать возможность её проверки.

В модели должен быть указан перечень условий, при которых данная модель будет верна ( какие условия необходимы, территория, организационная структура).

Принципы построения теоретической модели ( здесь и далее Т. модель): теоретическая модель имеет свою конкретную содержательную структуру и соответствует следующим техническим компонентам:

1. Название ( Оптимальная модель развития личности в условиях социальных перемен)

2. Объект исследования

3. Предмет исследования

4. Цели исследования ( теоретическая, аналитическая и практическая направленность)

На основе анализа теорий, концепций, опыта необходимо осуществить разработку Т. модели, обосновать условия её реализации и разработать практические рекомендации.

Задачи, решаемые в теоретической модели для достижения цели исследования:

· Изучить теоретические основы развития личности

· Выявить особенности развития личности в условиях социальных перемен

· Определить особенности организации развития личности в условиях социальных перемен

· Разработать теоретическую модель или программно-целевое обеспечение развития личности в условиях социальных перемен

· Обосновать условия реализации Т. модели развития личности в условиях социальных перемен

· Разработать практические рекомендации субъектам, обеспечивающим процесс развития личности в условиях социальных перемен

Данная Т. модель будет эффективной, если будут созданы следующие условия:

· Разработана структура

· Создана программа или модель

· Определены критерии и показатели новообразований в личности

· Методология и методы исследования

· Выявления особенностей, нормативно – правовые условия

· Опыт зарубежной и отечественной практики

· Научная новизна исследования

· Теоретическая значимость исследования

· Практическая значимость исследования

· Положения, выносимые на защиту

· Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение

При построении Т. модели необходимо использовать следующие принципы:

· Компромисса ( между точностью результатов и сложностью модели)

· Наглядности ( таблицы, графики)

· Специализации модели

Содержательная основа моделей: этапы, критерии и показатели, ресурсы модели и прогнозы.

Параметры оценки модели:

· Прогрессивность. Уровень использования модели определяют оценочные характеристики, разрабатываемой модели.

· Новизна отражения, т.е. интуитивное представление о новизне исследования, качественное описание модели

· Системное воспроизведение

· Масштабность, т.е. сфера изучения проблемы, отраслей научного знания, социальной группы, микрогруппы, т.е. на кого рассчитана модель.

· Уровень разработанности ( идея, схемы, алгоритм)

· Уровень творческого решения проблемы (степень выполнения моделью гносеологической функции( дополнение понятия, классифицирования понятий, методов, функций, методов, принципов)).

· Степень выполнения моделью эвристической, прогностической, творческой функций.

· Уровень использования модели ( показатели: обоснование разрабатываемой автором модели)

· Определение триединой цели

· Использование модели в системе научного знания и в процессе профессиональной подготовки

· Моделирование социальной деятельности ( использование сущности системно-функционального подхода: представление процесса моделирования в форме или виде отдельных, относительно самостоятельных структурно – функциональных блоков ( СФБ), исходя из внутренней логики процесса моделирования).

Предмет моделирования представляет собой любой аспект социальной действительности, алгоритм решения проблемы или создания модели состоит из 5 блоков, имеющих вход ( разработка проблемы) и выход (решение проблемы).

· Первые блок: установочно – методологический или целевой, в котором осуществляет предварительная ориентация решения заявленной проблемы, уточняются исходные цели и задачи, формируется общий информационный банк данных, решаются организационные вопросы, направленные на устранение рассогласований существующих методик, техник, инструментария механизмов и необходимости выработки подходов, определяющих более эффективный результат решения проблемы на выходе исследования.

· Информационный и оценочно – аналитический (обработка, классификация, анализ, сравнение, обобщение и формализация полученной информации).

· Моделирующий ( построение исходной модели и её анализ; в созданной модели должны прослеживаться функциональные подсистемы:

- поведенческая, с функцией адаптации

- личностная, с функцией целедостижения

- социальная, с функцией интеграции

- культурная, с функцией поддержания образца поведения

· Экспертно - рекомендательная ( анализ экспертами качества, достоверности, разработанных вариантов модели, исходя из динамики изменения, исследуемых объектов, а также полноты, полученных выводов и реальности предполагаемых практических рекомендаций).

· Управленческий (выбор наиболее приемлемого решения поставленных задач).

 

Виды моделей:

Модель развития личности и динамическая модель какого – либо процесса или деятельности, предполагающих изменение личностной структуры, поведенческих характеристик, приобретение новых качеств в результате реализации моделей.

Модель социального института предполагает экономические, политические, социальные, культурные, религиозные и иные виды моделей. По содержанию модели имеют устойчивые связи, обеспечивающие совместную деятельность людей, нормы и ценности.

Ключевая идея такой модели заключается в оптимальном обеспечении деятельности .

Модель социальной системы предполагает простые и сложные, устойчивые и неустойчивые, функциональные и структурные виды моделей. Их содержание заключается в выработке целевых установок, элементов, структуры или взаимосвязей субъектов деятельности, функции и исполнители деятельности, среда, в которой функционирует идея.

Ключевая идея – согласованность и целостность.

Модель личности ( содержание модели определяется целостностью, деятельностью, активностью, информированностью через систему знаний, т.е. тезаурус ( парадигма личностного развития индивида: развитие личности средствами обучения).

Модель социального процесса – технологии функционирования и развития по содержанию, она простирается во времени, пространстве, содержании и результатах деятельности. Ключевой моделью реализации социального процесса является операционное содержание, где есть механизм исполнения и эффективность результатов использования инструментариев.

Модели социально – преобразовательной деятельности:

Одноцелевые

Многоцелевые

Субъект – субъектные

Субъект – объектные

Эффективные и неэффективные

Ресурсосберегающие

Ресурсопотребляющие

Их содержательной основой являются: цель, субъект, объект, предмет, принципы, методы, средства, условие, содержание, ресурсы, эффективность и результат.

Ключевой идеей являются происходящие преобразования.