Рабочая память

Рабочая память— это временно актуализированная система сле­дов памяти, которая оперативно используется во время выполнения Различных когнитивных действий (перцептивных, мыслительных и др.) и Реализации целенаправленного поведения.

^SMi


Рабочая (реже употребляется «оперативная») память (РП) по­зволяет обрабатывать информацию «на линии» (on-line) во время мыслительной и исполнительной деятельности. Термин «рабочая память» был введен, чтобы избежать путаницы с КП, которая от­носится к кратковременному сохранению следов сенсорных сти­мулов, оставшихся после их восприятия. Термин «рабочая память» применяется исключительно для следов, извлеченных из памяти.

Удобной экспериментальной моделью для изучения РП стали опыты с формированием отсроченного инструментального реф­лекса. Они позволили тестировать способность животного управ­лять своим поведением, ориентируясь на представления об экспе­риментальной среде, сохраняя их в РП.

На рис. 24 (слева) показано принципиальное различие опыта для изучения рабочей (оперативной) памяти от опыта с выработ­кой обычного инструментального рефлекса (справа). При изуче­нии РП обезьяне на короткое время предъявляют кусочек пищи, но получить его животное может только после некоторого периода отсрочки. В это время экспериментатор на виду у обезьяны может поменять место пищи и затем прикрыть оба места коробками. По завершении периода отсрочки в несколько секунд животное полу­чает сигнал, что может взять пишу. Правильная реакция — безо­шибочный выбор коробки, прикрывающей кусочек пищи, — ука­зывает, что в кратковременной памяти обезьяны сохранился зри­тельный образ пищи и места ее нахождения. При выработке обычного инструментального рефлекса коробка, прикрывающая пищу помечена, например, крестом, и свое место она меняет вместе с пищей. В таком опыте после периода отсрочки обезьяна должна запомнить ассоциацию «пища — крест» и всякий раз выбирать «крест» независимо от его местоположения.

П. Голдман-Ракич (1992) исследовала участие нейронов пре-фронтальной коры в рабочей памяти обезьяны при выработке гла-зодвигательного инструментального рефлекса — появления отстав­ленной саккады на зрительную фигуру, предъявляемую в опреде­ленном участке зрительного поля. Обезьяна обучалась фиксировать взор на кресте в центре телевизионного экрана. Затем в одном из 8 участков экрана на короткое время появлялся зрительный стимул (квадрат). В конце отсрочки (3—6 с) центральный крест отключа­ли, что служило сигналом к необходимости перевести взор на ту часть экрана, где перед отсрочкой появлялся целевой зрительный раздражитель — квадрат. Правильный ответ подкреплялся глотком виноградного сока.

В префронтальной коре были обнаружены нейроны, которые переходили в активное состояние и генерировали ПД с удвоенной

114 4

Тест для оценки оперативной памяти

Тест для оценки ассоциативной памяти

Раздражи­тель

Раздра­житель и ответ

НеправильноПравильно

Неправильно

Правильно