Социальные проблемы информатизации и подходы к их решению

Остановимся на основных социальных проблемах, а также на теоретико-методологических и методических подходах к их решению в условиях информатизации:

1. Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности — лишь в этом случае новая информационная среда в принципе может снять проблему отклонения отдельно взятого человека от так называемого "стандарта".

Последнее понятие взято нами в кавычки, так как оно не может быть применено к личности и порождено материальной эпохой, усредняющей, стандартизирующей человека и заключающей его в рамки огромных социальных групп, якобы не имеющих внутренней структуры и разнообразия. Одним из наиболее ярких примеров может служить проблема "левшей", их невозможности адекватной адаптации в материальную эпоху как за счет "правосторонней" технологической базы, так и за счет тенденции системы образования, направленной на переучивание "левшей" на "правшей". Данная практика существенно уменьшает как возможности личностной реализации "левшей", так и их потенциальный вклад в интеллект нации.

Точной интерпретации требует в этом контексте само понятие "лицо с ограниченными физическими возможностями". К сожалению, часто это понятие в теории и на практике отождествляется с инвалидами, формально признаваемыми государством через определение так называемой группы инвалидности.

На наш взгляд, упомянутая выше трактовка понятия может быть принята лишь в узком, чисто медицинском смысле слова. В расширительный же, социальный вариант трактовки понятия "лицо с ограниченными физическими возможностями" должны быть включены:

· инвалиды, формально признаваемые государством;

· инвалиды, не признаваемые государством, но имеющие различного рода физические ограничения;

· женщины, имеющие малолетних детей и поэтому не имеющие возможности покидать дом;

· пенсионеры;

· дети и подростки, которые не могут быть приняты на "взрослую" работу в соответствии с нормативными ограничениями, но желающие и имеющие возможность работать по не сколько часов в день.

Подобная трактовка позволяет использовать современные информационные технологии для свободной социализации всех перечисленных социальных групп. Это может быть либо установка службами социальной защиты государства компьютеров на дому (инвалидам, женщинам с малолетними детьми, пенсионерам), либо разработка гибкой, отвечающей современным реалиям государственной политики занятости подростков и молодежи.

В целом, на наш взгляд, проблема "электронного надомничества" не находится в центре внимания теоретиков и практиков социальной работы, социальной информатики, а также государственной социальной политики.

Успешная адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде требует особого подхода к разработке прежде всего устройств ввода и вывода компьютерной и другой информации.