Тема 1. ПРЕДМЕТ И ПРИНЦИПЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с успехами изучения активности отдельных нейронов мозга животных и в условиях клинического обследования у человека пси­хофизиология стала наукой изучающей физиологические и нейрон­ных механизмы психических процессов, состояний и поведения.

Совре­менная психофизиология ставит перед собой ряд задач:

1. Исследование нейрона и ней­ронных сетей;

2. Изучает основные закономерности работы мозга;

3. Изучает основные механизмы формирования психических процессов человека.

На процесс психофизиология как наука повлияло несколько принципиальных моментов.

1. В 20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась силь­ная школа электрофизиологов во главе с А Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрической активности нейронов и в общую теорию ЭЭГ.

2. Значительное влияние на развитие психо­физиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахом и У. Питсом. Исследователями впервые был описан особый тип нейро­нов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физичес­кие свойства зрительных стимулов. Для обозначения этих нейро­нов они ввели новый термин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько групп нейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы.

3. На развитие детекторной теории сильное влияние оказали работы Д. Хьюбела и Т. Визеля, которые в 60-х годах сформули­ровали модульный принцип организации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» — объединения ней­ронов в группы со сходными функциональными свойствами (Хью-бел Д.,1990).

Открытие нейронов с детекторными свойствами, избиратель­но реагирующих на определенные физические параметры стиму­лов, имело принципиальное значение для развития психофизио­логии. Это стимулировало изучение функциональных характеристик нейронов и их роли в реализации различных этапов поведенческо­го акта. Были открыты многие новые классы нейронов, специфи­чески связанных с различными психическими процессами. Среди них — особый тип сенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы.

Концепция гностических единиц принадлежит Ю. Конорскому, который предположил, что узна­ванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомого голоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста и т.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов, отвечающих отдель­ным восприятиям.

Описан особый класс нейронов, получивший название нейро­нов цели к которым были отнесены:

Нейроны моторных программ. Активация отдельных групп этих нейронов предшествует выполнению различных фрагментов слож­ного инструментального двигательного рефлекса, обеспечивающего получение определенного двигательного действия.

Изучена функция многих ко­мандных нейронов, запускающих определенные двигательные акты.

Нейроны, которые реагируют на тоническое мотивационное возбуждение, были исследованы К.В. Судаковым и получили название нейронов «ожидания».

Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стиму­лов и снижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе, неспецифическом таламусе, ретику­лярной формации среднего мозга и других структурах.

В гиппокам­пе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые (многократно повторяющиеся), стимулы.

В.Б. Швырковым выде­лена группа нейронов поискового поведения, которые становятся активными только во время ориентировочно-исследовательского поведения кролика.

Особую группу составляют нейроны среды, избирательно воз­буждающиеся при нахождении животного в определенном пространстве.

Нейроны среды в коре сходны с нейронами места. Нейроны места также активируются лишь при определен­ном расположении животного в экспериментальном пространстве.

Е.Н. Соколов, решая проблему переноса результатов исследо­ваний, выполненных на животных, на человека, формулирует прин­цип психофизиологического исследования, который звучит так: чело­век — нейрон — модель. Это означает, что психофизиологическое исследование начинается с изучения поведенческих (психофизи­ческих) реакций человека. Затем оно переходит к изучению меха­низмов поведения с помощью микроэлектродной регистрации нейронной активности в опытах на животных, а у человека — с использованием ЭЭГ и вызванных потенциалов.