История этикета

Этикетные правила приветствия.

Порядок представлений и знакомств.

История этикета.

План

Этикет знакомств, представлений и приветствий

Лекция 1. История этикета.

 

Толковый словарь русского языка В.Даля:

«Этикет –чин, порядок, светский обык внешних обрядов и приличия; принятая условная, ломливая вежливость; внешняя обрядчивость».

Человек - уникальное творение природы. Имеет собственную «территорию проживания» и не желает, чтобы бесцеремонно ее пересекали. Такие же «границы проживания» имеют и близлежащие члены общества. Личностные «границы» людей чаще всего не совпадают.

Право на «неприкосновенность» - неотъемлемое право личности. Однако, как член цивилизованного общества, человек не вправе физической силой обеспечивать «безопасность» своих «границ». Человек – не Робинзон, который живет на безлюдном острове, а живет он в современном «зажатом» мире, и поэтому вынужден то временно, то надолго уступать «свою территорию», заключать соглашения, идти на компромиссы.

Тысячелетняя история человечества произвела «правила игры» в этом «скученном» мире. Они дают возможность людям разного социального статуса вступать в общение друг с другом, ввиду окружающих, идти на ограничение.

Таким регулятором отношений выступают проверенные временами правила, названные «этикетом».

Этикет –свод правил, которые определяют наиболее оптимальные способы проживания в человеческом обществе. Эти правила – своеобразные соглашения между людьми разного правового, социального, интеллектуального статуса, своеобразный язык общения людей.

Правила этикетавоплотили в себе вечные ценности человеческого общения. Правила этикета сложились и развиваются во всех сферах и проявляются во всем разнообразии.

Этикет — часть моральной культуры и ассоциируется с категорией прекрасного, а также связанный с понятием вежливости, культуры, интеллигентности. Моральные ценности — главное содержание сферы действия этикета Выбор же «етикетного знака» — тактические приемы реализации этих ценностей.

Этикет будто соединяет внутренний мир человека с ее внешним проявлением. В основе этикета лежит уважение к людям.

В развитии науки об этикете каждый народ внес свой вклад. Так, из Древнего Рима пришел обычай гостеприимства; из Скандинавии — почетные места за столом; из Кавказа — почтенное отношение к людям преклонных лет Этикет разных народов имеет свои существенные особенности. Они обусловлены историческими, национальными, религиозными и другими традициями, обычаями, нормами и ценностями.

Этикет имеет свои разновидности, специальные особенности. Среди них:

Этикет конкретного слоя или «титулованный» этикет — нормы поведения королей, князей, графов, правила обходит при монархах;

Ранговый этикет — сановников и чиновников разных уровней иерархической градации;

Этикет определенных социальных прослоек — дворян, купечество, предпринимателей;

• «Национальный» (этнический) этикет;

• «Религиозный» этикет — христиан, мусульман, буддистов;

Профессиональный этикет — военный, дипломатический, врачебный.

Семейно-бытовой этикет - взаимоотношения родителей, супругов, детей, соседей.

Правила этикета определяют оптимальные нормы человеческого общения в конкретной ситуации. При этом каждый помнит: без здравого смысла все правила ненадежные.

Для культурного человека соблюдения правил хорошего тона — дело естественное. Человек идет на незначительное самопожертвование, чтобы окружающим было удобнее. И получает от этого «психологический комфорт». Воспитанный человек обязателен, точен, сдержан, умеет избрать этикетный знак, перейти от одной тональности к другой, (откорректировать свое поведение). Он всегда тот же: на работе, дома, в общественном транспорте.

Обычай вручать почетным гостям символические ключи от города возник еще тогда, когда в европейских городах на ночь запирались городские ворота. И самым высоким знаком уважения и доверия к гостю было вручить ему ключи от этих ворот.

Допустим, мало кто знает, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь лет двести—триста назад мужчины носили на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. И чтобы оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Оружие теперь носят разве что военные, а обычай тем не менее сохранился.

Первоначально правила этикета были едины и регламентировали одновременно юридические, экономические, родственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет не выступал в древние времена самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял часть этих правил. Разумеется, все эти правила были неписаными.

Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами. Египетские фараоны, в частности Рамзес и теттский царь Хаттушиль Третий, в 1273 году заключили письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке. Возможно, что политический письменный этикет появился ранее других.

Огромное значение межгосударственным делам придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке, в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы как представители государств. В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительной миссии, — «жезлы Гермеса». На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птиц и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность.

В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Устраивались празднества в честь иностранных послов.

В Средние века, богатые всевозможными трактатами, не обошлось и без трактата о поведении, то, чего требовалось от каждого воспитанного человека. Позднее возникает придворный этикет, написанный испанцем Петроусом Альфоронси.

После Французской революции придворный этикет был существенно переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты».

В Германии Эразм Роттердамский написал правила для детей «Гражданство обычаев детских».

Этикет как социальное явление возник во времена короля Людовика ХІV. Здесь впервые на приеме были предложены карточки «этикетки» с содержанием правил поведения на приеме у короля. В карточках указывался: время приема, место за столом, форма одежды, а также поведение на официальной части.

Правила этикета были такие строгие, что даже сам монарх не имел права их нарушать. Вот исторически достоверный факт. Испанский король Филипп III сидел возле камина. Часть дров, которые занялись, выпала на пол. Придворного, обязанного следить за камином, на месте не оказалось. Никому из придворных король не позволил поставить заслонку. Самому же королю это сделать означало нарушить правила этикета и свою королевскую честь. Пламя охватило одежду. От полученных ожогов король Филипп III вскоре умер.

Время определяло правила этикета. Вскоре этикет становится синонимом рыцарства. С его потребностями в доброте, такте, приличии, гостеприимстве, обожании женщины. Особенную страницу в истории этикета занимает явление рыцарства средних веков. Рыцари — привилегированная социальная прослойка в странах западной и центральной Европы.

В деяниях рыцарства проявлялись высоконравственные идеалы: беспокойство о сиротах, слабых вдовах, преклонения перед женщиной и защита ее чести. Наибольшая ценность для рыцаря — сохранение своей чести. Классический образ рыцаря воплощен в литературном герое Дон Кихоти.

На Руси бразды этикета исходят из глубокой древности. Обычай, ряд, т.е. сам собственно этикет, говоря по-французски, бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге,при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах... Жрец, волхв, кудесник — слова синонимические. Слово жрец было избрано для именования языческих священнослужителей, так как яснее других указывало на сожжение жертвенных приношений. Тем более огонь, очаг — у славян бог, пожирающий древесину, постоянно жрущий. А потому тот, кто священнодействует при особом жертвоприношении Богу, — есть жрец.

Хранителями правил поведения, обрядов и т.д. были в древности во всех странах старейшины, жрецы, на Руси — обрядихи, волхвы или домовладыка — огнищанин.

В российском дворянском обществе Российской империи этикет состоял из правил королевских дворов европейских стран и носил подражательный характер. Что делалось в Париже на Елисейских полях, то происходило и в Петербурге на проспекте Невы, и в Москве на Тверскому бульваре. В этикете преобладала внешняя показательная сторона.

Карьера молодого российского дворянина обеспечивалась умением вести себя в светском обществе, искусством которого он овладевал в кадетском корпусе. Женщины — в институте благородных девушек. Светский человек обязан была ревниво придерживаться своей чести, давать решительный отпор попытке унизить ее достоинство. Однако в кодексе чести от дворянина требовалось снисходительно относиться к людям низшего слоя — горничных, поваров, конюхов.

Складывались правила этикета и в крестьянских семьях. Главным правилом жизни и поведения простого человека на селе — честный производительный труд на родной земле.

Привилегированное общество царской России и Украины свыше двух столетий руководствовалось сводом правил поведения, собранных в книге под емким названием — «Домострой». Книга написана священником Силиверстом в эпоху Ивана IV (XVI век). «Домострой» внес вклад в развитие этикетных правил среди российского и украинского дворянства. Примером светского поведения для дворян был императорский двор. Великолепие, импозантность, богатство олицетворяли знатность дворянина.

Правила «Домостроя» содержали советы относительно поведения в семье, селе, городе, в государстве в целом. Они охватывали и воспитание детей, ведения хозяйства, приготовления еды, приема гостей, свадебные ритуалы.

В «Домострое» определялась и роль родителей. Единоличная власть в семье принадлежит отцу. Он ее обладатель, имеет неограниченные права: может нагайкой полосовать лукавую жену; за огрехи сурово карать сына. Как видно, часть жизненных правил несет в себе рутину. Однако «Домострой» появился энциклопедией домашней жизни зажиточных семей России ХУІ-ХУІІ веков.

Фиксироваться письменно этикет начал в римских рукописях, например в гомеровской «Одиссее». О культуре поведения в обществе, за столом, как одеваться, говорить, пить и знакомиться с женщинами блестяще написал в своей поэтической поэме «Искусство любить» Овидий. Со временем появился этикет политический. Влияние церкви на этикет было всегда ощутимым. Родиной светского этикета считают Италию. Россия до XVI века в принципе была в изоляции, хотя некоторые новшества этикета из западных стран доходили и до нее.

Письменные правила поведения на Руси были напечатаны в книге «Правила поведения» в 1204 году. Как вести себя в жизни, поведал своим сыновьям князь Владимир Мономах («Поучения Владимира Мономаха»).

В 1717 году по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». По указу Петра І она трижды переиздавалась.

В 20-х годах XX столетие в советской стране к правилам приличия и светского общения установился стойкий этикетный нигилизм. Книга «Домострой», как книга мещанской морали, была отброшена. Засуживалась галантность мужчин по отношению к женщинам; критическое отношение к модной одежде, ношению галстука, шляпе, ювелирным изделиям. Дальше — пожатие руки, как форма приветствия, отменялось.

Нужные были годы, чтобы вернуться к нормам общения и правил хорошего тона. Этикет в обществе стал выполнять социально-культурную функцию, содержал в себе особенности национальной культуры.

Все многочисленные правила хорошего тона и кодексы поведения отражают на свой лад различные эпохи, моральные воззрения господствовавших классов, ушедших в прошлое общественных формаций.