Естественный эксперимент
Естественный эксперимент отличается от лабораторного тем, что животное находится в знакомой обстановке и осуществляет свою естественную деятельность по удовлетворению актуальных потребностей. Со стороны экспериментатора в ситуацию вносятся контролируемые изменения, осуществляется направленное воз-
действие на поведение животного, производится фиксация всех поведенческих реакций и т. п. Достоинством такого эксперимента является то, что исследуется целостное поведение животного (а не его отдельные компоненты, как в лабораторном эксперименте), соответствующее естественным потребностям и видотипич-ным особенностям испытуемого. Можно выделить три основных типа естественного эксперимента, в каждом из которых существует множество модификаций.
1. Методика открытого поля.Эта методика была предложена еще бихевиористами для изучения ориентировочно-исследовательской деятельности крыс. В настоящее время она широко используется для изучения ориентировочно-исследовательского и территориального поведения. Открытое поле — это ограниченное, первоначально незнакомое для испытуемых пространство (выгородка), в которое выпускается животное (или несколько) на определенное время. Исследуются стратегии освоения нового пространства, а также реакции животных на изменение обстановки. Основным методом регистрации данных является сплошное или выборочное протоколирование с повременной регистрацией активности животного, часто с использованием графических схем пространства и фиксацией траекторий передвижения испытуемого. Для удобства регистрации и обработки данных пространство может быть разделено на квадранты, представленные в соответствующем масштабе на графической схеме. Вариантом методики открытого поля может служить максимально приближенная к естественным условиям обитания организация пространства, которое животные воспринимают как естественное, а со стороны экспериментатора контролируются необходимые для изучения параметры. Такой вариант использовался в изучении поведения синантропных грызунов (например, домовых мышей), когда моделировалась «жилая комната», в которой содержалась группа животных, по составу особей аналогичная сообществам в естественных условиях (Н. Н. Мешкова, Е.Ю.Федорович и др.).
2. Использование модификаций лабораторных методик в естественной среде обитания животных.Это широко применяемый в изучении поведения и психики животных прием, который используется при работе как с прирученными животными, так и с дикими. В естественную среду обитания экспериментатор вносит изменения, которые полностью повторяют или моделируют условия лабораторных методик. Причем это может быть та среда, которую животные освоили как естественную, а не обязательно та, которая является для них естественной с точки зрения их происхождения. Чаще всего используются различные варианты проблемных ящиков или обходных путей: запрятывание, подвешивание и т. п. приманки, изменение привычных условий на маршрутах передвижения животных, внесение новых или удаление при-
вычных компонентов окружающей среды. Такой методический прием в качестве основной стратегии исследования использовал Л.А.Фирсов при изучении поведения шимпанзе в условиях, приближенных к естественным. Группу шимпанзе вывозили на острова озер Псковской области, где они весь теплый период года содержались свободно. На острове организовывались различные ситуации, в которых использовались как природные объекты, так и специально сконструированные установки. В этих исследованиях Л. А. Фирсов воспроизвел многие классические методики, их модификации, а также предложил ряд оригинальных экспериментальных ситуаций. Такой тип естественного эксперимента позволяет с большой достоверностью прогнозировать реальную мотивацию животных и получать достоверные научные данные.
3. Моделирование естественной деятельности в условиях неволи.Этот тип естественного эксперимента был предложен в 70-е гг. XX в. для оптимизации психического состояния высших животных, содержащихся в неволе, и описан в исследованиях Н.Маркович и других американских ученых. Он получил название «Behavioral Engineering» (поведенческая инженерия, или конструирование поведения животных). В условиях клеточного или вольерного содержания (в первую очередь в зоопарках) конструируются различные приспособления, с которыми животные должны взаимодействовать для добывания пищи, доступа к объектам манипулирования и т.п. Животное может само выбирать режим деятельности, время и интенсивность ее осуществления. Например, пищевой рацион медведя делится на небольшие порции, каждую из которых медведь добывает, преодолевая ряд препятствий (модификация методик обходного пути) и производя манипуляции с различными устройствами (модификация методик проблемной клетки). Животное может само выбирать время дня, регулировать количество корма и даже выбирать сложность и длительность маршрута (цепочки последовательных действий), который может быть разным. Таким образом моделируется естественный ритм активности и способов удовлетворения потребностей животного, оно реализует весь необходимый потенциал физической энергии, получает необходимый для себя уровень эмоционального насыщения (так как каждое действие в цепочке является решением локомоторной или манипулятивной задачи, а сам процесс решения и достигнутый результат сопровождаются эмоциональным реагированием). Удовлетворение потребности насыщается необходимыми промежуточными этапами, что принципиально отлично от неконтролируемого со стороны самого животного процесса пищевого поведения в условиях неволи, из которого исключена не только естественная ориентация на динамику своих потребностных состояний, но и вся действенная часть: поиск необходимых стимулов, преодоление препятствий, добывание пищи и т.п.
Эти исследования показали, что животные варьируют способы поведения, выбирают разные по сложности и последовательности маршруты и вовсе не стоят в позиции «сделать как можно быстрее и с наименьшей затратой сил». Соответственно приходится иначе расценивать и результаты лабораторных экспериментов, в которых как раз и предполагается такая установка подопытного животного. Подобный подход используется также для оптимизации психического состояния высших приматов, для чего используются не только и не столько модели пищедобывательной деятельности, сколько моделирование конкурентного взаимодействия и манипулятивно-исследовательской активности. В помещении обезьян устанавливаются игровые автоматы (обычно варианты выбора правильной последовательности стимулов и скорости ответной реакции). Правильное решение подкрепляется пищей или звуковым сигналом, используется игра с партнером (обычно с посетителем). При игре с посетителями обезьяны ориентируются на факт выигрыша—проигрыша, а подкреплением является эмоциональная реакция партнера. Для горилл применяются также варианты силовых игр с посетителями (например, перетягивание каната). Основная стратегия организации среды высших обезьян (в частности, понгид) состоит в периодическом изменении оборудования помещения: локомоторных приспособлений, объектов для манипулирования и т.п. Помимо эффектов оптимизации психического состояния (исчезновение стереотипии, оптимизации общей активности, ритма и интенсивности потребностных состояний и т.п.), индивидуального и группового поведения эти исследования позволяют изучать многие стороны психики и поведения высших животных в условиях неволи.