Естественный эксперимент

Естественный эксперимент отличается от лабораторного тем, что животное находится в знакомой обстановке и осуществляет свою естественную деятельность по удовлетворению актуальных потребностей. Со стороны экспериментатора в ситуацию вносятся контролируемые изменения, осуществляется направленное воз-

действие на поведение животного, производится фиксация всех поведенческих реакций и т. п. Достоинством такого эксперимента является то, что исследуется целостное поведение животного (а не его отдельные компоненты, как в лабораторном эксперимен­те), соответствующее естественным потребностям и видотипич-ным особенностям испытуемого. Можно выделить три основных типа естественного эксперимента, в каждом из которых существует множество модификаций.

1. Методика открытого поля.Эта методика была предложена еще бихевиористами для изучения ориентировочно-исследовательской деятельности крыс. В настоящее время она широко используется для изучения ориентировочно-исследовательского и территори­ального поведения. Открытое поле — это ограниченное, первона­чально незнакомое для испытуемых пространство (выгородка), в которое выпускается животное (или несколько) на определенное время. Исследуются стратегии освоения нового пространства, а также реакции животных на изменение обстановки. Основным методом регистрации данных является сплошное или выборочное протоколирование с повременной регистрацией активности жи­вотного, часто с использованием графических схем пространства и фиксацией траекторий передвижения испытуемого. Для удоб­ства регистрации и обработки данных пространство может быть разделено на квадранты, представленные в соответствующем мас­штабе на графической схеме. Вариантом методики открытого поля может служить максимально приближенная к естественным усло­виям обитания организация пространства, которое животные вос­принимают как естественное, а со стороны экспериментатора контролируются необходимые для изучения параметры. Такой ва­риант использовался в изучении поведения синантропных грызу­нов (например, домовых мышей), когда моделировалась «жилая комната», в которой содержалась группа животных, по составу осо­бей аналогичная сообществам в естественных условиях (Н. Н. Меш­кова, Е.Ю.Федорович и др.).

2. Использование модификаций лабораторных методик в есте­ственной среде обитания животных.Это широко применяемый в изучении поведения и психики животных прием, который ис­пользуется при работе как с прирученными животными, так и с дикими. В естественную среду обитания экспериментатор вносит изменения, которые полностью повторяют или моделируют ус­ловия лабораторных методик. Причем это может быть та среда, которую животные освоили как естественную, а не обязательно та, которая является для них естественной с точки зрения их про­исхождения. Чаще всего используются различные варианты про­блемных ящиков или обходных путей: запрятывание, подвешива­ние и т. п. приманки, изменение привычных условий на маршру­тах передвижения животных, внесение новых или удаление при-

вычных компонентов окружающей среды. Такой методический при­ем в качестве основной стратегии исследования использовал Л.А.Фирсов при изучении поведения шимпанзе в условиях, при­ближенных к естественным. Группу шимпанзе вывозили на остро­ва озер Псковской области, где они весь теплый период года со­держались свободно. На острове организовывались различные си­туации, в которых использовались как природные объекты, так и специально сконструированные установки. В этих исследованиях Л. А. Фирсов воспроизвел многие классические методики, их мо­дификации, а также предложил ряд оригинальных эксперимен­тальных ситуаций. Такой тип естественного эксперимента позво­ляет с большой достоверностью прогнозировать реальную моти­вацию животных и получать достоверные научные данные.

3. Моделирование естественной деятельности в условиях неволи.Этот тип естественного эксперимента был предложен в 70-е гг. XX в. для оптимизации психического состояния высших живот­ных, содержащихся в неволе, и описан в исследованиях Н.Мар­кович и других американских ученых. Он получил название «Behavioral Engineering» (поведенческая инженерия, или констру­ирование поведения животных). В условиях клеточного или воль­ерного содержания (в первую очередь в зоопарках) конструиру­ются различные приспособления, с которыми животные должны взаимодействовать для добывания пищи, доступа к объектам ма­нипулирования и т.п. Животное может само выбирать режим дея­тельности, время и интенсивность ее осуществления. Например, пищевой рацион медведя делится на небольшие порции, каждую из которых медведь добывает, преодолевая ряд препятствий (мо­дификация методик обходного пути) и производя манипуляции с различными устройствами (модификация методик проблемной клетки). Животное может само выбирать время дня, регулировать количество корма и даже выбирать сложность и длительность марш­рута (цепочки последовательных действий), который может быть разным. Таким образом моделируется естественный ритм актив­ности и способов удовлетворения потребностей животного, оно реализует весь необходимый потенциал физической энергии, по­лучает необходимый для себя уровень эмоционального насыще­ния (так как каждое действие в цепочке является решением локо­моторной или манипулятивной задачи, а сам процесс решения и достигнутый результат сопровождаются эмоциональным реагиро­ванием). Удовлетворение потребности насыщается необходимыми промежуточными этапами, что принципиально отлично от не­контролируемого со стороны самого животного процесса пище­вого поведения в условиях неволи, из которого исключена не толь­ко естественная ориентация на динамику своих потребностных состояний, но и вся действенная часть: поиск необходимых сти­мулов, преодоление препятствий, добывание пищи и т.п.

Эти исследования показали, что животные варьируют способы поведения, выбирают разные по сложности и последовательно­сти маршруты и вовсе не стоят в позиции «сделать как можно быстрее и с наименьшей затратой сил». Соответственно прихо­дится иначе расценивать и результаты лабораторных эксперимен­тов, в которых как раз и предполагается такая установка под­опытного животного. Подобный подход используется также для оптимизации психического состояния высших приматов, для чего используются не только и не столько модели пищедобывательной деятельности, сколько моделирование конкурентного взаимодей­ствия и манипулятивно-исследовательской активности. В помеще­нии обезьян устанавливаются игровые автоматы (обычно вариан­ты выбора правильной последовательности стимулов и скорости ответной реакции). Правильное решение подкрепляется пищей или звуковым сигналом, используется игра с партнером (обычно с посетителем). При игре с посетителями обезьяны ориентируются на факт выигрыша—проигрыша, а подкреплением является эмо­циональная реакция партнера. Для горилл применяются также ва­рианты силовых игр с посетителями (например, перетягивание каната). Основная стратегия организации среды высших обезьян (в частности, понгид) состоит в периодическом изменении обо­рудования помещения: локомоторных приспособлений, объектов для манипулирования и т.п. Помимо эффектов оптимизации пси­хического состояния (исчезновение стереотипии, оптимизации об­щей активности, ритма и интенсивности потребностных состоя­ний и т.п.), индивидуального и группового поведения эти иссле­дования позволяют изучать многие стороны психики и поведения высших животных в условиях неволи.