Особенности развития искусства периода Просвещения (архитектура, живопись, музыка, театр).

Особенности развития художественной культуры XVII ст. Барокко и классицизм.

 

В XVII в. начала развиваться художественная культура. Углубленное осмысление действительности, выработка и распространение новых жанровых форм характерны для литературы того времени. Век, начало которого связано еще с творчеством Шекспира и Сервантеса, представлен именами знаменитых писателей, поэтов, драматургов: Лопе где Вега (1562-1635) и Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681) в Испании, Джон Мильтон (1608-1674) в Англии, Пьер Корнель (1606-1684), Жан Расин (1639-1699) и Мольер (1622—1673) во Франции. Произведения в тот период, непревзойденные по художественной ценности, можно найти во всех литературных жанрах — высокой трагедии и романе, бытовой комедии и новелле, эпической поэме, лирическом сонете, оде, сатире.

Важную веху оставил XVII в. в истории музыки. Это был период постепенного освобождения от культовых форм, широкого проникновения в музыку светских элементов, зарождения и оформления новых жанров — оперы, оратории, инструментальной музыки. Бурно развивались гомофония, которая зародилась еще в XVI в., а также полифонические формы, которые блестяще воплотились уже в следующем веке в творчестве композиторов Иоганна-Себастьяна Баха (1685 -1750) и Георга-Фридриха Генделя (1685-1759).

Подобные процессы утверждения новых тенденций в условиях господства эстетики позднего Ренессанса характерны также для эволюции пластичных искусств — занятия живописью, скульптуры, графики, архитектуры, декоративно-прикладного. Важную роль на этом этапе сыграл выдающийся итальянский живописец Караваджо (собственно, Микеланджело Меризи, 1573-1610), который считается одним из основателей реалистичного направления в европейской живописи. В начале XVII в. он написал исключительную по драматической силе картину «Возложения во гроб». Караваджо был основателем художественной системы монументализма. будничного мира с помощью контрастов светотеней, что получила название «караваджизм». Среди его последователей были: О. Джантилески в Италии, Х. Тербрюген в Нидерландах, Х. Рибера в Испании. Караваджизмом увлекались П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Же де Латур.

Первая половина XVII в. — время выдающихся достижений в европейском изобразительном искусстве. Во Фландрии в это время работали: Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Антон ван-Дейк (1599-1641)г Якоб Йордане (1593-1678), в Испании — Хусепе Рибера (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598-1664), Диего Веласкес (1599-1660), в Голландии — Франс Гальс (1581-1666 гг.), Рембрандт Гарменс ван Рейн (1606-1669), Якоб Рейсдал (1629-1682), во Франции — Никола Пуссен (1594-1665), Клод Лоррен (1600-1682).

В тогдашней Италии бурно развивались скульптура и архитектура, наивысшие достижения, которых связаны с творчеством Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческа Борромини (1599-1667). Первый — автор колоннады площади св. Петра в Риме, известных скульптурных композиций «Аполлон и Дафна», «Экстаз св. Терезы» и т. п. Второй принимал участие в строительстве палаццо Барберини в Риме, римских церквей Сан Иво, Сан Карло и др.

Своеобразие искусства XVII в. выразительно сказывается в сравнении с предыдущими культурным периодом — Ренессансом, присущим ему пафосом, когда художники стремились воплотить образ гармоничного человека, найти принципы «чистой», абсолютной красоты, идеализировать окружающую среду. Художникам XVII в. присущ трезвый взгляд на вещи, действительность появляется перед ними во всей остроте неразрешенных конфликтов. Потому общая картина развития искусства в этом веке выделяется большей сложностью. Это касается как содержания художественных произведений, так и особенностей художественного языка. В искусстве сосуществовали мятежный разрыв Караваджо с традициями во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-мистическое искусство Бернини, чрезвычайная чувственность образов Рубенса и сложная этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и многозначительность Веласкеса. Однако среди сложных коллизий искусства XVII в. прослеживается общая тенденция: реальная действительность во всем разнообразии проявлений властно вторгалась в художественное творчество. Библейские и мифологические сюжеты еще удерживали позиции в искусстве, но уже приобретали черты большой жизненной конкретности. Появилась и новая художественная тематика — изображение повседневной жизни частного человека, мира вещей, которые окружали его. Если в произведениях мастеров Возрождения реальному окружению человека отводилась подчиненная роль, то в искусстве XVII в. значение среды, в которой находится человек, чрезвычайно возросло. Художники будто пытались отметить ее активный характер, показать влияние на человека. Образы стали более конкретными, более динамическими, более подвижными, для многих из них уже присуща социальная расцветка. Осложняется система жанров. К традиционным библейско-мифологическим сюжетам, парадным портретам и классическим пейзажам прибавляются бытовые картины из жизни бюргеров и крестьян, разные виды натюрмортов и т. п.

В частности, новые поиски в занятии живописью XVII в. ярко воплотили в своем творчестве такие крупные мастера живописи, как фламандец Питер Пауль Рубенс и голландец Рембрандт Гарменс ван Рейн.

В творчестве Рубенса слились воедино художественные традиции юга и севера Европы, итальянской и фламандской живописи. Широко известны его произведения «Союз Земли и Воды», «Персей и Андромеда», «Аллегория мира», «Похищения дочерей Левкиппа», «Сусанна и старцы», «Суд Париса» и много др. Он использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных людей, которым свойственно духовное могущество. Художник известен также тонкими в психологическом аспекте портретами Елены Фоурмен, доктора Тульдена, маркиза Борджиа. Всемирно известен «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», которая хранится в Эрмитаже.

Рубенс владел высокой культурой и широкими знаниями. Глубокий ум, совершенное знание основных европейских языков, чудесная удача помогли ему стать первоклассным дипломатом. Он всегда стремился противодействовать войне, выступая за политику переговоров и взаимопонимание.

Выдающимся и своеобразным явлением культуры было творчество гениального голландского художника Рембрандта Гарменса ван Рейна. Новизна его картин заключалась в реалистичном изображении людей из разных слоев общества, в глубоком отображении их внутреннего духовного мира. Он смело ввел в живопись новые приемы — соединения ярких световых отблесков и широких глубинных теней. Общеизвестны его шедевры «Возвращения блудного сына», «Даная», многочисленные портреты. Отметим, однако, что творчество Рейна было признано как достижение мировой культуры лишь после его смерти.

Мировоззренческие и моральные противоречия эпохи, обострение политической и идеологической борьбы — все это получило отображение в распространении и противоборстве двух господствующих в XVII в. художественно-эстетических течений — барокко и классицизма. Термином «барокко» (с итальянского — странный, причудливый), введенным швейцарским историком и философом Я. Буркхардтом (1818-1897) в конце XIX в., называется направление западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса Возрождения. Для барокко присущ художественный стиль, который характеризуется аффектированной динамичностью, патетикой, ему свойственны театральность, иллюзия, столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремления к экзотике. Барокко вошло в архитектуру и музыку, занятие живописью и литературой, декоративное искусство и т. п. Оно занимало господствующие позиции в культуре Италии, Испании, Фландрии, Германии, распространялось в Польше, Украине, России.

Зарождения барокко связывают с творчеством Джованни Лоренцо Бернини, папского архитектора, который разработал проект третьей части величественной колоннады вокруг площади св. Петра в Риме. Строительство колоннады Бернини завершило реконструкцию, которая длилась в соборе св. Петра в 161 год и не прекращалась на протяжении всего периода Контрреформации. Собор св. Петра — не просто сооружение; то был главный храм и символ верности католицизму, против которого восстал Лютер. Барочный стиль в других видах искусства возник именно на волне Контрреформации, а затяжная реконструкция собора св. Петра составляла центральное культурное событие в период церковной реформы.

Для барокко присущие антиномичность, противоречивость в восприятии и отображении мира, способность «совмещать несовместимое» — условность и натуралистическую конкретность, наивную простоту и усложненность. Ярче всего барочный стиль сказался в архитектуре. Пространственные решения барочных сооружений чрезвычайно сложны, в планах преобладают криволинейные очертания. Стены зданий выгибаются, из них будто вырастают карнизы, фронтоны, пилястры, окна окаймлены лиштвами разнообразных форм, ниши украшены статуями. Общее впечатление великолепия и богатства дополнялось скульптурой, росписями, мраморными и бронзовыми украшениями и т. п.

Достаточно много образцов барочной архитектуры сохранились во Львове. Это костел иезуитов, построенный 1610-1630 гг. архитектором Якобом Бриано, Доминиканский костел, построенный по проекту архитектора Яна де Витте в XVIII в., королевский арсенал, сооружение которого началось в 1634 г. под надзором инженера-фортификатора Павла Гродзицкого, и т. п.

Синтез архитектуры, скульптуры, живописи в барочных культовых сооружениях создавал чувственное и эмоциональное напряжение, способствовал подъему религиозного чувства.

Одну из самых первых теоретических оценок культуры барокко дал немецкий искусствовед Генрих Вельфлин, книга которого «Ренессанс и барокко» была издана в 1888 г. Именно он пришел к выводу, который в дальнейшем стал основой для исследования эстетичных особенностей XVII в.: «Существует красота вполне ясной, полностью восприимчивой формы, а рядом с ней красота, которая основывается как раз на неполном восприятии таинственности, которая никогда вполне не раскрывает своего лица, на загадочности, которая ежесекундно приобретает другой вид». Барокко стремилось к «формам, которые заключали в себе определенный элемент необъятного», к «ясности неясного», призывало душу человека «раствориться в высотах непомерного и безграничного».

Формирование и распространение культуры барокко знаменовало утверждение взгляда на жизнь как на драму. Не случайно вход в Амстердамский театр в XVII в. украшал лозунг: «Наш мир — сцена, у каждого здесь своя роль и каждому воздастся по заслуге». «Каждое мгновение жизни — шаг к смерти», — утверждал император Тит в трагедии Корнеля «Тит и Береника». А если это так, то нужно украсить каждое мгновение жизни, сделать его не только духовно, но и чувственно насыщенным. Потому трагизм барочного мировосприятия органически переплетался с гедонизмом.

Рационалистам и прагматикам последующих эпох была непонятна такая склонность к колебаниям между жизнелюбием и аскетизмом — одна из определяющих черт барочного мировоззрения. Земное и духовное, грешное и святое, переплетенные в этой культуре, составляли яркий узор, который привлекал контрастностью и якобы ненормированной эстетичной и моральной свободой. Но, фиксируя двойственность человеческого бытия, наличие в нем добра и зла, барокко уже разграничивает жизненные ценности на элементарные, натуральные, порожденные потребностями тела, и более высокие, связанные с высокодуховными стремлениями и желаниями. Именно духовность провозглашалась единственно надежной основой человеческого существования. Телесное, пусть и внешне привлекательное, — лишь временное, тленное, в конце концов призрачное. В отличие от деятелей Ренессанса, которые отстаивали ценность всех человеческих желаний, доходя иногда к оправданию аморализма (Н. Макиавелли), барокко размежевало в человеке «высшее» и «низшее», направляя его к сознательному самоконтролю и самоограничению. Невзирая на внешний гедонизм, идеалом культуры XVII в. была аскетическая духовность. Барокко будто во второй раз, после Ренессанса, открывает антику. Но это уже была аскетической антика стоиков. По мнению французского исследователя П. Азара, культура барокко была вторым Ренессансом, но аскетичным, более суровым и в известной степени лишенным иллюзий, Ренессансом без Рабле и улыбки.

Теории и практике барокко в XVII в. противостояла доктрина классицизма. Это художественно-эстетическое направление имеет 300-летнюю историю с XVI по 30-е гг. XIX в., но расцвет классицизма приходился именно на XVII в. Термин «классицизм» происходит от латинского слова — образцовый. Одной из его определяющих черт было обращение к образцам и формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Эстетика классицизма возникает еще во время позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система она сформировалась и полнее всего сказался во Франции XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Новый политический период дал мощный толчок к оживлению общественной жизни и расцвету искусств. Распространение классицизма во Франции XVII в. было связано с литературно-драматургическим творчеством Пьера Корнеля (1606-1684), Жана Расина (1639-1699), Мольера (1622-1673). Этот стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Николя Буало (1636-1711), баснях Жана де Лафонтена (1621-1695), прозе Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) и Жана де Лабрюйера (1645-1696), архитектуре версальских дворцов Жюля Ардуен-Монсара (1646-1708), занятии живописью Николя Пуссена (1594-1665), Лоррена (Клода Желе; 1600-1682) и др. Одним из первых представителей классицизма был поэт и языковед Франсуа Малерб (1555-1628), который способствовал выработке норм французского литературного языка. Проведенная им реформа языка была закреплена Французской академией, на которую возлагалась обязанность распространения языкового и литературного канонов.

Европейская культура времени классицизма вступила в фазу, когда национальные языки окончательно перевесили латынь. Французская драматургия Корнеля, Расина, Мольера выработала язык, который целый век был образцом для всех народов.

Теоретическое обоснование эстетичные принципы классицизма содержалось в трудах Николя Буало, прежде всего в трактате «Поэтическое искусство» (1674). Непременным условием высокой поэтики является, по его мнению, соблюдение нерушимых правил античной эстетики (Аристотель, Гораций). Именно они определяют законы художественной формы, которая превращает жизненный материал в логично согласованное произведение искусства. Задание искусств — обнаружить идеальную закономерность Вселенной, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Ум, познавая идеальную закономерность, выступает как гордое начало настоящего искусства. Для классицизма в целом присущие рационализм, нормативность творчества, стремление к завершенным гармоничным формам, монументальности и уравновешенность композиции. Эстетичную ценность для этой культуры имеет лишь нерядовое, неподвластное времени. В каждом явлении классицизм стремится найти и засечь существенные, стойкие признаки. Классический образ тяготеет к образцу, он является торжеством ума и порядка над хаосом. Принцип рационализма выполнял в то же время и общественно-воспитательную функцию, которой классицизм придавал большого значения.

Важным признаком классицизма стала четкая иерархия жанров. Они распределялись на «высокие» — трагедия, эпопея, ода, сферой которых была государственная жизнь, исторические события, мифология, а героями — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники а также «низкие» — комедия, сатира, басня, которые изображали частную, будничную жизнь обычных людей. На первое место в системе искусства выдвигались драматургия и театр, внимание которых сосредоточивалось на проблеме взаимодействия человека и общества.

Как архитектурный стиль, классицизм достал самое яркое воплощение в резиденции французских королей в Версале — едином ансамбле дворцов, павильонов, аллей, каналов, прудов, фонтанов, статуй. Основные сооружения Версаля напоминали формами древнеримские здания с величественными колоннами, портиками, скульптурами. Над его сооружением работали выдающиеся архитекторы Луи Лево (1612-1670) Жюль Ардуен Мансар, Жак Анж Габриель (1698-1782) и др.

В живописи XVII в. идеи классицизма полнее всего воплотились в творчестве Николя Пуссена и Клода Лоррена.

Невзирая на отличия, барокко и классицизм имеют: общие признаки, учитывая то, что эти системы пришли на смену Ренессанса и были своеобразной реакцией на кризис гуманистических идей Возрождения. Художники барокко и классицизма отбрасывали идею гармонии, которая составляла фундамент гуманистической ренессансной концепции. Вместо гармонии между человеком и обществом искусство XVII в. выдвинуло идею сложного взаимодействия личности и социальной среды, вместо гармонии ума и чувства — идею подчинения страстей велению ума и морали.

Гуманизм культуры XVII в. исходил не из признания гармонии духовного и естественного начал, ума и чувств, а из их противостояния. Это, с одной стороны, гуманизм, который на первый план выдвигал интеллект, ум. С другой стороны, не отказываясь от идеи свободы, автономности индивида, мыслители XVII в. пессимистично оценивали человеческий характер, отрицая его извечную доброжелательность, стремились исследовать личность в ее связях с окружающей средой, заглянуть в тайные области человеческой души. Возможности для реализации гуманистических идеалов представители культурных течений XVII в. видели уже не только в доброй воле и энергии человека, а связывали их с состоянием общества и Вселенной в целом, закладывая тем самым фундаменты для следующего типа культуры — просветительского гуманизма XVIII в.

 

 

4. Просвещение как культурно-исторический феномен, его истоки и основные принципы.

 

Под Просвещением принято понимать общеевропейское идейное движение конца XVII-XVIII в., направленное против закостенелых форм общественной, культурной и духовной жизни. Особенностью Просвещения является перенесение акцента со сферы познания и исследования природы, которое было характерным для предыдущего отрезка Нового времени — периода Рационализма, на социальные, политические, экономические, правовые, религиозные, духовные интересы людей.

Термин «Просвещение» получает статус самостоятельной лексической единицы в том же XVIII в. Его использовали Ф.М. Вольтер, Й. Гердер, но окончательно он был закреплен после выхода статьи И. Канта «Что такое Просвещение» (1784). Кант определил Просвещение как «выход человека из состояния собственного несовершеннолетия». Основная цель Просвещения по Канту — свободное использование человеческого ума для прогрессивного преобразования общества.

Носителям идеологии Просвещения было присущее преклонение перед умом, вера в его безграничные возможности и преобразовательную силу. Просветители имели широкое мировоззрение, в котором выделялась идея перестройки всех общественных отношений на основе ума, «вечной справедливости», равенства, что выплывали, по их мнению, из самой природы, неотъемлемых «естественных прав» человека. В концепции «естественного права» просветители обосновывали основные принципы цивилизованной жизни личности, нации: право на достойную человека жизнь, свободу и собственность. Отстаивая эти принципы, Просвещение положило в Европе начало формированию гражданского демократического общества.

Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшения морального состояния общества. Они стремились раскрепостить ум людей и тем самым способствовали их политическому раскрепощению. Этим «просветители» отличаются от «просвещенных», которыми являются все носители образования и прогресса. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. В этом они продолжали гуманистические традиции периода Возрождения. Большого значения просветители уделяли воспитанию и самовоспитанию человека, видя в этом универсальное средство усовершенствования общества. Характерной для Просвещения была идея «просвещенного абсолютизма». Просветители считали, что пребывание на троне «просвещенного и добропорядочного монарха» приведет к мудрому правлению, которое будет способствовать установлению справедливости и общественного благосостояния.

Одним из направлений духовной жизни эпохи Просвещения стало стремление к секуляризации культуры, максимальному увеличению в ней удельного веса светских принципов. По-разному определяя свое отношение к религии, просветители сходились в критических оценках церкви как социального института. Так, Вольтер — опаснейший противник католической церкви и клерикализма — отбрасывал атеизм, который угрожал общественному порядку основанному на частной собственности. Религию же он считал полезной для морального воспитания молодежи.

Вместо этого П. Гольбах критиковал и решительно отрицал не только церковь, но и саму религию. Достаточно много просветителей, придерживаясь принципов рационализма, видели в Боге гаранта разумности мироздания и способности познавать его рациональным путем.

Антиклерикальная борьба просветителей за веротерпимость, право свободного выбора религии имела конкретные последствия — провозглашение свободы совести Великой французской буржуазной революцией в 1789 г.

Идеи Просвещения вызревали и формировались в условиях роста и укрепления национальных государств Европы, бурного развития промышленности, перехода от мануфактуры к более сложным и более прогрессивным технологиям, использования новых видов сырья и энергии. В развитии науки, основу которой составляло рациональное миропонимание, исследование и эксперимент, все более заметными становились новые тенденции. Монополия механико-математического знания уступила место опытным и описательным наукам: физике, химии, биологии, географии и др. XVIII в. ознаменован новыми научными открытиями, которые осуществили: крупный философ и математик И. Кант (1724—1804), естествоиспытатели П.С. Лаплас (1749-1827), П.Л. Мопертюи (1698-1759), Ж.Л. Бюффон (1707-1788), А.Л. Лавуазье (1743-1794), К.Л. Бертолле (1748-1822), Н. Леблан (1742—1806) — в отрасли химии. Натуралисты Д. Геттон (1726-1797) и К. Линней (1744-1829) положили начало систематизации явлений и образований природы. Ж.Б. Ламарк (1744—1829) разработал основы эволюционного учения. Происходило последующее накопление информации о явлениях природы, формировались представления, понятия и методы, направленные на создание единственной картины мира.

Новые черты приобрело массовое сознание: она стала более гибким, способным шире воспринимать и глубже понимать явления и процессы окружающей среды. Важным стало осознание возможности плюрализма взглядов на мир, философию, искусство, толерантное отношение к убеждениям других людей. Изменялись и общественные идеалы. Для массового сознания идеал прагматичного предприимчивого человека, любознательного ученого стал привлекательнее, чем идеал рыцаря или аскета.

Изменения произошли и на уровне самосознания. Например, расширение жизненного пространства в результате географических открытий и колонизации новых земель привело жителя Европы к осознанию себя именно европейским человеком, признание за европейцами приоритетных позиций относительно остального мира, пренебрежительного отношения к неевропейским народам.

Просветители были выходцами из разных социальных прослоек и сословий: аристократии, духовенства, чиновников, представителей торгово-промышленных кругов, врачей, военных и др. Но всех их объединяла вера в ум, знание, высокое назначение человека, нетерпимость к любому виду притеснения.

В соответствии со становлением в Западной Европе промышленной цивилизации, идеи Просвещения получили развитие сначала в Англии, позже во Франции, а затем и в других странах. Специфические условия исторического развития западноевропейских стран во время Просвещения, художественные традиции, которые сложились в предыдущие века, были причиной того, что культура и искусство каждой из них имели особенности и отличия. В то же время в культуре западноевропейских стран можно выделить и общие черты, которые дают основание говорить о периоде Просвещения как об определенном целостном этапе в истории европейской духовной культуры.

 

 

5. Философия рационализма. Энциклопедизм.

 

Период Просвещения нередко называют также веком философии. В этот период сильно возрос социальный статус философии, получили большое распространение философские знания. Философия Просвещения стала новым типом философии прежде всего потому, что выдвигала перед собой практические задачи и цели. Она служила для выражения неотложных общественно-исторических и политических потребностей, была выразителем передовых идей, несла огромный потенциал. Философы-просветители стремились улучшить жизнь, изменить устоявшийся способ мышления, пытались дать людям знания и освободить их от невежества, суеверий. Во время Просвещения значительно вырос объем философской литературы, увеличилось количество людей, которые занимались философией, количество публикуемых философских трудов. Философия стала настолько популярной, что даже произведения художественной литературы и искусства были по большей части насыщенны глубоким философским содержанием и содержали общественно значимую идею.

Господствующей философской идеей культуры XVII в. стал разум. Философы-рационалисты были убеждены, что природа упорядочена «разумно», поэтому может быть познана средствами рационализма. В то же время отрицались другие «орудия» познания мира, в частности, религиозный опыт, традиционная мудрость. Успехи естественных наук способствовали распространению мысли, что научно эмпирическими методами можно изучать не только природу, но и человека, общество.

Учитывая требования времени, просветители заменяли старые представления о человеке, считая его существом естественным, а чувство и ум провозглашали продуктами телесной организации. То, что люди — естественные существа, делает их равными. Отсюда, любые кастовые привилегии должны быть упраздненные. По мнению просветителей, необходимо помочь людям понять истину и перестроить общество в соответствии с человеческой природой. Именно такое понимание человека и человеческих отношений они считали разумным. С точки зрения просветителей, разумным провозглашается соответствие между индивидуальной и общественной природой, между собственными и общественными потребностями. Следовательно, «естественный эгоизм» заменился «умным эгоизмом». Взгляды просветителей постоянно колебались между индивидуальным и общественным. Здесь содержалось противоречие просветительской концепции человека, что впоследствии приведет к переосмыслению понятия человека, — он никогда не бывает лишь естественным существом, а является также существом общественным, духовным. Следовательно, появляется проблема воспитания новой личности. Просветители призывали к созданию надлежащих общественных условий, благоприятных для формирования целостной личности.

Просветительские идеи в философии впервые появились в Англии. Английских философов и деятелей Просвещения, прежде всего, интересовали вопросы о соотношении знания и религиозной веры, отношения научного мировоззрения к сверхприродным событиям и явлениям, описанным в Священном Писании. Не отбрасывая окончательно идею Бога, значительная часть английских просветителей переосмысливала ее в контексте деизма с его ведущим тезисом «Закон природы является законом Божьим», их интересовали также проблемы морали, воспитания, политического строя общества и т. п.

На развитие английского Просвещения большое влияние имела философия Дж. Локка (1632-1704). В философском труде «Опыт о человеческом уме» он доказывал, что весь духовный мир человека, чувства, понятия, научные и морально-этические идеи являются продуктом его опыта, основу которого составляет чувственное созерцание объективной действительности. До опыта человеческая душа, по мнению Дж. Локка, похожа на «чистую доску», и только в процессе чувственного созерцания и работы мышления человек приобретает определенные знания о внешнем мире.

В экономических трудах Дж. Локк исследовал главный вопрос денег и денежного обращения, интересные идеи он выдвинул в областях языкознание, педагогики, в политической деятельности активно участвовал как сторонник буржуазной конституционной монархии. К неотъемлемым правам человека философ относил право на жизнь, свободу и собственность.

От деизма к материализму эволюционировали философские взгляды английского ученого Дж. Толанда (1670-1722). В труде «Христианство без тайн» он признал христианские откровения Бога, однако доказывал, что они не могут быть ни надразумныими, ни против разумными. В другом произведении «Письма к Серены» ученый утверждал, что мир как целое является вечным, однако постоянно изменяется. Он одним из первых сформулировал положение о том, что движение — существенное свойство материи. Материя же содержится и в основе мышления.

Среди английских просветителей были достаточно популярными взгляды А.Е.К. Шефтсбери (1671-1713). Выступая, как философ-моралист, ученый обосновал идеал гармонично развитого лица — калакагатоса XVIII в. Это — человек, наделенный разнообразными добродетелями и способностями, которая утверждает в жизни единство истины, добра и красоты. Шефтсбери считал, что нравственность — врожденное качество человека, которое не зависит от веры в Бога и внешних влияний, а критерий добропорядочности — содействие общему благу («Исследование о добропорядочности, или Заслуге», «Моралисты»). Шефстбери придерживался позиций деизма, резко выступал против религиозного фанатизма.

Представителем английской философии периода Просвещения был Д. Юм (1711-1776) — философ, экономист, историк, основатель новоевропейского агностицизма. Задачу знания он видел не в адекватном изображении действительности, а в его способности быть руководством для практической ориентации. В философских взглядах Юм выступал также с позиции скептицизма. Сомневаясь в достоверности человеческих знаний о мире, Юм признавал бездоказательным существование Бога и душ как духовной субстанции. Отрицая церковные догмы, критикуя религиозную мораль и нетерпимость, Юм выступал за создание естественной религии («Трактат о человеческой природе», «Опыты моральные и политические»). Скептицизм Юма выступает как обоснование утилитарного и рассудочного умонастроения буржуа.

Английская философия открыла путь к развитию философской и общественно-политической мысли французских просветителей. Самыми яркими мыслителями и деятелями Просвещения были Ж. Мелье (1664-1729), М.Ф. Вольтер (1694-1778), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), К.А. Гельвеций (1715-1771), Ж.О. Ламетри (1709- 1751), П.А. Гольбах (1723-1789), Е.Б. Кондильяк (1715-1780.), Ж.Л. Д’аламбер (1717-1783).

Философские взгляды французских просветителей нельзя считать вполне однородными, однако у многих из них ведущими чертами мировоззрения были материализм и свободомыслие.

Своеобразным символом французского Просвещения стали творческая деятельность, активная общественно-политическая позиция М.Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо и Д. Дидро.

Ф.М. Аруе, известный под псевдонимом Вольтер, вошел в историю культуры как один из самых выдающихся мыслителей и писателей Франции, физик и психолог, полемист и сатирик. Он одним из первых направил острие своего таланта против засилья церкви, невежества и своеволия правителей, крепостничества и феодальных порядков, выступал за просвещенную монархию и свободное развитие каждого.

В философии Вольтер выступал с позиции деизма и материализма. Он исследовал природу религиозной веры и знания, интересовался вопросами психологии и этики, стремился познать закономерности развития истории человечества, пропагандировал натурфилософию Ньютона и эмпирические взгляды Локка в психологии («Философские письма», «Основы философии Ньютона»). Достаточно много передовых мыслей Вольтера отразились в идеологии Великой французской революции.

Значения Ж.Ж. Руссо в истории Просвещения заключается в тех идеях, которые он выдвинул как философ, политик, психолог и педагог. Политическим радикализмом Руссо способствовал победе буржуазии в революции. В трудах «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципах политического права» Руссо выступает против социального неравенства и деспотизма, отрицает любое насилие над природой и личностью, обосновывал право народа на борьбу против монархии. Ж.Ж. Руссо известен как многоплановый философ. Достаточно много важных, интересных мыслей и положений, выраженных Руссо, касаются сути и содержания естественных и общественных процессов, их влияния на человека, а также проблем морали, воспитания и образования.

Философскими и социальными взглядами прославился Д. Дидро. В своих знаменитых трудах «Письмо о слепых на науку зрячим», «Разговор Д’аламбера и Дидро», «Мнения об объяснении природы» Дидро выразил идеи о единстве органической и неорганической природы, эволюцию естественных форм и т. п. Дидро верил в возможность построения общества, жизненным принципом которого должны стать естественная доброта, самопожертвование и бескорыстность. Достаточно много сделал Дидро и относительно развития эстетичной теории.

Важна роль в формировании новых представлений и распространении идей французского Просвещения принадлежала изданию многотомной «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел», которая вышла в 1751-1783 гг. Основателями этого издания были Д. Дидро и Ж.Л. Д’аламбер. Цель авторов «Энциклопедии» — ученых, художников, военных, церковных служителей заключалась в том, чтобы не просто связать воедино существующие знания, но и направить читателей к пониманию того, какими должны быть новые общественные отношения. Труд, который охватил в 35 томах весь фонд знаний в отрасли естественных, социальных и технических дисциплин, стал настоящей академией науки. Издание способствовало тому, что все французы и даже все европейцы, по словам Вольтера, стали энциклопедистами.

Во Франции, где противоречия общественной жизни чувствовались особенно остро, выводы энциклопедистов о роли и значении просветительства, факторы общественного прогресса и другие стали теоретической и духовной предпосылкой Великой французской буржуазной революции 1789-1793 гг., а затем и широкого реформаторского движения на континенте.

Рух Просвещения был распространен и в Германии. В экономически разъединенной и политически раздробленной стране объективные условия для широкомасштабных социальных преобразований отсутствовали. Однако передовые деятели немецкой культуры, которые были преимущественно выходцами из бюргерской среды, смогли с большой силой выразить характерный для Просвещения протест против феодального гнета, деспотизма, засилья клерикализма.

Немецкое Просвещение вело борьбу за права человека, философию, которая опирается на разум, стремилось разрешить конфликт между верой и разумом. Характерная черта немецкого Просвещения — компромисс между знанием и верой, наукой и религией. И. Кант (1724—1804) — основоположник немецкой классической философии считал первоочередными заданиями Просвещения освобождения людей от «опекунства» духовенства, обеспечения свободного пользования своим разумом, без любых препятствий выражать взгляды в устной или печатной форме перед самой широкой общественной аудиторией. Лишь так, по его мнению, можно дать действительное просвещение людям. Единственными носителями просветительского свободомыслия Кант считал философов. Кантовская концепция Просвещения впервые в немецкой философии четко выразила и глубоко обосновала антифеодальную и антиабсолютистскую суть этого движения.

Одним из самых ярких представителей немецкого Просвещения считают Г.Е. Лессинга (1729-1781) — величайшего писателя, драматурга, критика, философа. Он настойчиво боролся против реакции, феодальной идеологии, мракобесия и религиозной нетерпимости. Так, в драме «Натан Мудрый» Ґ.Е. Лессинг отстаивал право людей на свободомыслие, в философском произведении «Воспитания человеческого рода» обосновал мысль, что со временем религия уступит место просветительскому умственные. В то же время Лессинг считает Бога «душой мира», источником морали. Исследователи определяют эстетичную концепцию Лессинга как кульминацию в развитии немецкого Просвещения. Лессинг доказывал высокое назначение искусства, способного воспитать свободную личность («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»).

Важная роль в развитии немецкого Просвещения принадлежит величайшему поэту и мыслителю Й.В. Гете (1749-1832), крупному поэту И.Ф. Шиллеру (1759-1805), философу и писателю И.Г. Гердеру (1744-1803), революционным демократам Г. Форстеру (1754-1794) и К. Шубарту (1739-1791) и др. Все они утверждали тенденцию реабилитации человеческой чувственности, совмещая с этим понятием идеал гражданской страсти. И.Г. Гердер, в частности, отмечал эмоциональное начало в искусстве как краеугольный камень эстетичной теории. Немецкие просветители впервые противопоставили литературу, театр, музыку традиционно господствующему изобразительному искусству, рассматривая их как жанры динамического искусства. Это положение вошло в европейскую эстетичную мысль.

В Италии одним из ведущих представителей Просвещения был Ч. Беккария (1738-1794). В трактате «О преступлении и наказании» он выразил правовые взгляды буржуазии периода ее борьбы с феодализмом как противницы пыток, формальной системы доказательств инквизиционного процесса. Рационализму философии западноевропейского Просвещения принадлежала значительная роль в развитии прогрессивной общественной мысли и духовной культуры многих других стран мира.

 

 

6. Рост роли литературы в жизни общества.

 

Социально-экономические и культурные преобразования периода Просвещения повлияли на духовный мир людей, изменили их духовные запросы и идеалы. Новый читатель с особенным доверием относился к книгам, требуя и ища в них абсолютной правды.

Для литературного творчества периода Просвещения был свойствен поиск новых сфер изображения. Чрезвычайно выросло значение публицистики, возникла популярная пропагандистская литература, развивалась памфлетная литература, популярным стал жанр эссе, способный быстро реагировать на любые общественные события. Эволюционировала и художественная литература. Большое значение имело воплощения в ней новых общественных действий.

Вместе с философами-просветителями прогрессивные писатели призывали к развитию общества, основанного на частной собственности, свободе торговли и промышленности. Самые радикальные авторы выдвигали идеи равенства людей в правах, поднимались выше сословной ограниченности и нередко выражали идеи, популярные в широких народных массах. Художественная литература приобрела морализующий и дидактичный характер. Утверждаются новые формы изложения материала — диалоги, заметки, дневники и т. п.

Англия — первая страна, где идеи Просвещения отобразились в художественной литературе.

Известным английским писателем этого периода был Д. Дефо (1660-1731), автор памфлетов, в которых осуждались преследования передовых людей, высмеивались суеверия и напыщенность английской аристократии. Невиданную славу принес ему роман «Робинзон Крузо». Большая ценность произведения заключается в прославлении смелого поиска и открытии новых земель, восхвалении мужества, настойчивости, человеческого труда и изобретательности, отважной борьбы с опасностью. В образе Робинзона автор воплотил самую главную ценность буржуазного сознания: человек во всем благодарен сам себе.

Достаточно много передовых идей выразил в произведениях крупный английский писатель-сатирик Дж. Свифт (1667—1745). Хоть Свифт и был настоятелем наибольшего в Ирландии собора, он не признавал религиозных суеверий, критиковал церковные порядки («Сказка бочки»). Действительным призванием Дж. Свифта была политика. Его знаменитый роман «Приключения Гулливера» — это глубокое и сложное философско-сатирическое произведение. Под видом сказочных путешествий героя автор высмеял изъяны современного ему общества: торопливость, жадность, подозрительность, своеволие, несправедливость, политические интриги и т. п. Свифт выразил мысль о ничтожестве тогдашней жизни, аллегорически перенес воплощение человеческой воспитанности на животных.

Другим величайшим английским писателем и драматургом был И. Филдинг (1707—1754). Самым известным его произведением стал роман «История Тома Джонса, найденыша», а в связи с его острополитическими пьесами «Судья в ловушке», «Дон Кихот в Англии» английское правительство ввело театральную цензуру.

Рассматривая историю английской литературы XVIII в., нельзя не вспомнить шотландского поэта Р. Бернса (1759-1796). В поэзиях он изображал образы крестьян («Был бедный фермер отец мой»), выступал против социального и национального гнета («Веселые попрошайки»). Революционными настроениями проникнуты его произведения, написанные под воздействием Французской революции (1789 г.), — «Дерево свободы», «Честная бедность».

Полнее всего и наиболее выразительно идеи Просвещения отображены во французской литературе, прежде всего в творческом наследстве Вольтера, Руссо, Дидро. Их произведения насыщенны глубоким философским содержанием, гражданским пафосом, утверждают высокие моральные и общественные идеалы.

С едкой иронией и сарказмом Вольтер высмеивал все, что тормозит стремление общества к прогрессивным преобразованииям, общественные порядки, которые унижают достоинство человека. Человеческая жизнь оценивается им с точки зрения разумной целесообразности («Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм», «Простак» и т. п). Вольтера считают также творцом просветительского классицизма. Об этом свидетельствуют его драматичные произведения. Автор, политизируя тематику, наполнял содержание острыми философскими проблемами, активизировал деятельность персонажей («Эдип», «Смерть Цезаря», «Фанатизм, или Пророк Магомет»). В исторических поэмах Вольтера прошлое приобретало выразительные черты современности («Генриада», «Орлеанская дева»).

Широкий общественный резонанс получили произведения Ж.Ж. Руссо, где рассматривались проблемы воспитания и духовного развития личности («Эмиль, или О воспитании», «Юлии, или Новая Элоиза»). Прежде всего, Руссо предоставлял преимущество моральной позиции героя, которая закалялась в столкновении с реалиями жизни. Основным критерием в оценке характера Руссо сделал чувство. Новаторская позиция автора, выраженная в изображении человека как арены борьбы противоречий добра и зла, стала эпохальным достижением европейского сентиментализма.

Литературное наследие Д. Дидро охватывало самые разнообразные области мысли, знания и искусства. Его художественные произведения «Монашка», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист и его господин» внесли весомый вклад в развитие европейского романа. Д. Дидро пропагандировал взгляды, направленные на утверждение достоинства человека, его всестороннее развитие; выступал против всех сил реакции. Вместе с другими мастерами прозы он заложил основы реалистичного стиля во французской литературе. Глубоким социальным содержанием преисполнены произведения французского драматурга и публициста П.О.К. Бомарше (1732-1799). Самые известные среди них — комедии «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро», где автор высмеял ничтожество и разврат аристократов, создал образ сообразительного и умное слуги Фигаро. Он не только веселый человек и мастер хитрой интриги, но и человек огромного ума и энергии. Пьесы содержали много острых выпадов против злоупотребления властью, наследственных привилегий, которыми так кичились аристократы. Сюжеты комедий Бомарше использовали великие композиторы Моцарт и Россини для создания опер.

Демократические настроения отображены в творчестве ряда немецких писателей. В 70-х гг. XVIII в. в Германии возникло литературное и общественное движение «Буря и натиск». Представители этого направления И.В. Гете, И.Ф. Шиллер, Г. Бюргер, Я. Ленц и другие выступали против деспотизма, за справедливость и свободу, воспевали сильных, смелых людей, которым присущи яркие глубокие чувства. Именно такие черты характера свойственны героям произведений великого поэта и драматурга И.Ф. Шиллера (1759—1805). В драме «Вильгельм Телль» возвеличен швейцарский народный герой, борец за независимость и свободу страны из-под австрийского гнета; драма «Орлеанская дева» посвящена героине освободительной борьбы французского народа Жанне Д’Арк.

Самым выдающимся представителем немецкой литературы конца XVIII — начала XIX в. был поэт и мыслитель И.В. Гете — один из самых образованных людей своего времени. Глубоко поняв значение Французской революции, он, однако, негативно отнесся к революционному насилию, потому что был убежден, что больше пользы даст воспитание народа и реформы сверху. Гете как большой гуманист верил в гениальные творческие возможности человека. Это ярко отображено во всемирно известной драматичной поэме «Фауст». Над этим произведением он работал почти всю жизнь. В средневековую легенду о докторе Фауста, который продал душу дьяволу и за это получил возможность реализовать все свои желания, Гете вложил новое философско-моральное содержание. Его героя тревожит вопрос: в чем заключается смысл жизни? Что такое счастье? И только в конце трагедии, уже погибая, Фауст приходит к выводу: смысл жизни заключается в труде, деятельности и борьбе. На сюжет гетевского «Фауста» французский композитор Ш. Гуно (1818-1893) создал одноименную оперу, которая пользуется огромной популярностью.

Страстно разоблачал моральный упадок итальянской аристократии сатирик Дж. Парини (1729-1799), какой выступал против любых проявлений тирании.

Творчество многих талантливых писателей, драматургов, поэтов, публицистов времени Просвещения остается примером борьбы независимой свободной мысли за торжество общечеловеческих духовных ценностей.

 

 

В период Просвещения вырос социальный статус искусства как сосредоточение духовной жизни, которая сделала его одним из ведущих факторов развития общества. Искусство приблизилось к науке, социально-философской мысли, политике, активно приобщилось к процессу формирования общественных и моральных идеалов. Как и в других сферах духовной культуры, просветительское движение в искусстве также не было однородным. Постоянно продолжалась бурная полемика по поводу общественной и воспитательной роли искусства, эстетических вкусов, идеалов.

Для XVIII в. характерен ряд художественных направлений, которые нередко взаимопереплетаются, — сохраняются барокко и классицизм, возникают рококо и романтизм. Они отразились в разных жанрах искусства и, в первую очередь, нашли воплощение в изобразительном искусстве и в архитектуре.

Расцвел английской национальной школы живописи, которая вобрала в себя ведущие идеи Просвещения, связан с именем У. Хогарта (1697-1764). Гравюры и жанровые полотна художника изображали тогдашнюю жизнь Англии, высмеивали ее отрицательные черты («История проститутки», «Модный брак»). Наибольшим достижением английской живописи XVIII в. считается портретный жанр. У. Хогарт создал в этом жанре ряд известных произведений, таких, как «Семья Строуд», «Епископ Хоудан», «Автопортрет с собакой» и др.

В 1768 г. в Англии была открыта Королевская Академия искусства, ее первым президентом стал выдающийся живописец, глубокий теоретик эстетики, выразитель идей классицизма Д. Рейнолдс (1723-799). Он чутко реагировал на новые веяния времени, отображая их в произведениях. Основное внимание художник акцентировал на духовном содержании, личных качествах персонажа. Рейнолдс известен также общественной просветительной деятельностью.

Выдающимся английским портретистом был Т. Гейнсборо (1727-1788). Его персонажей выделяют глубокая одухотворенность, мечтательность, интеллигентность. Все внимание он сосредоточивает на эмоциональном состоянии, внутренних переживаниях героев. Важную роль в картинах Гейнсборо выполняет пейзаж, который создает атмосферу лиризма и обворожительности («Миссис Грэхем», «Утренняя прогулка»).

Тенденции Просвещения в английском изобразительном искусстве нашли последующее развитие во Франции, которая длительное время становится центром художественной жизни Европы, законодателем художественных нововведений. Побеги Просвещения во Франции всходят на почве рококо (с французского — черепашка) художественного стиля, который возникает в первых десятилетиях XVIII в. Рококо — подчеркнуто светское искусство по сравнению с барокко, оно более камерное, интимнее, искреннее и более изысканно, теснее связанно с бытом. Рококо будто передает ощущение мгновенности существования, неуверенности, обескураженности, чувствительное к самым тонким душевным переживаниям человека. Возможно, поэтому этот стиль тяготеет к малым формам и проявился, главный образом, в бытовом искусстве: мебель, посуда, декоративные ткани, бронза, фарфор и т. п. Ведущая тема художественных произведений — любовь, а среди их сюжетов преобладают исторические, мифологические, жанровые, аллегории.

Природа рококо достаточно глубоко отображена во французской живописи, прежде всего в творчестве Ж.А. Ватто (1684-1721). На его полотнах жизнь разворачивается подобно театральному действию. Главным сюжетом произведений Ватто стали «галантные праздники» — утонченные и беззаботные развлечения аристократов на фоне пышной природы («Праздник любви», «Общество в парке»). Все нюансы любви переданы в цвете оттенками тонов, а живописная манера мастера — легкая, изысканная. Еще одним сюжетом произведений Ватто стала жизнь настоящего театра, которая он достаточно хорошо знал («Жиль»).

Другим известным представителем рококо в изобразительном искусстве был Ф. Буше (1703-1770). В его разносторонней творческой деятельности господствуют идиллические и пасторальные мотивы, в которых откровенно выражено чувственное наслаждение жизнью («Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Туалет Венеры», «Купания Дианы»).

Идеалы рококо воплощены в произведениях прекрасного живописца Ж.О. Фрагонара (1732-1806). Он работал во многих жанрах, изображая преимущественно галантно-любовные сцены — поцелуи, ухаживания, флирт («Поцелуй крадучись», «Счастливые возможности качалок»). Свет и воздух, нежные и изысканные соединения тонов, точность деталей, богатство фантазии, реалистичная манера изображения присущи его произведениям.

Портретный жанр, который во Франции был очень распространен, также испытал влияние рококо. Знатных аристократок показывали в образах богинь, муз, нимф (Л. Токке, Ж.М. Натье).

Стиль рококо отразился также и нв архитектуре — в экстерьере и интерьере дворцов, замков, церквей, гостиниц, других сооружений общественного назначения. Внешне они украшивались множеством мелких и причудливых лепных и резных украшений со многими завитками, деликатных, однако изобретательных и манерных. Внутри — позолота и лепной декор, шелк обоев и хрусталь люстр, декоративные панно и зеркала, живопись и скульптура малых форм — безудержная роскошь, за которой угадывается тонкий и изысканный вкус.

Накануне и в период Французской революции XVIII в. архитектура во Франции снова вернулась к классицизму — подражанию архитектуре древних Греции и Рима. Этот стиль особенно утвердился в годы империи Наполеона I. Здания, портики, мемориальные колонны и триумфальные арки сооружались в четких, величественных пропорциях, как во времена императорского Рима. Везде можно было видеть военную атрибутику: пушки, щиты, римских орлов, боевые колесницы. В таком же духе оформляли многочисленные площади, парки, фасады и интерьеры многих крупных общественных зданий. Все это отмечало военное и политическое могущество наполеоновской империи. Стиль французской архитектуры, связанный с периодом империи Наполеона I, принято называть ампиром (империя).

Шедевром французского классицизма второй половины XVIII в. является Площадь Согласия (Пляс де ля Конкорд) в Париже, созданная по проекту выдающегося архитектора Ж.А. Габриеля (1698-1782). Классицизм как основное направление архитектуры широко использовалось и в Англии. В его становлении весомая роль принадлежала в XVII в. крупному английскому архитектору И. Джонсу (1573-1652), а наивысшего расцвета классицизм достиг в конце XVII — начала XVIII в., что связано с творчеством архитектора К. Рена (1632-1723). Во время большого пожара в 1666 г. в Лондоне сгорело 13200 домов. Весь лондонский центр (Сити) нужно было отстраивать заново. Во главе с К. Реном была проведена большая работа по планированию лондонского центра, построено множество сооружений. Однако наибольшим его достижением стал собор св. Павла, какой сооружался с 1675 по 1710 гг. и считается шедевром мировой архитектуры.

Модным стал английский ландшафтный парк, который в отличие от французского культивированного, будто и никогда не испытывал вмешательства человеческих рук и фантазии.

В конце XVIII в. острая политическая борьба французской буржуазии против дворянства отразилась и в живописи. Вместо мифологических сюжетов, развлечений дворян и «галантных» сцен художники начали изображать героев Древней Греции и Рима, которые боролись за республику. Художники создавали картины с образами реальных людей из «третьего сословия», отходили от манерности, свойственной «галантной» живописи, писали портреты выдающихся просветителей XVIII в. В таком направлении работал талантливый художник Ж.Б. Грез (1725-1805), который написал портрет Дени Дидро.

Самым выдающимся представителем классицизма стал Ж.Л. Давид (1748-1825). Еще до Великой французской революции он написал картину «Клятва Горациев». На ней изображен отец, который благословляет сыновей на бой с врагами республики в Древнем Риме. Во время революции художник голосовал за казнь короля и внес в Конвент предложение о превращении королевского собрания картин и статуй в Лувре в национальный музей. Общеизвестная его картина «Смерть Марата» в истории живописи стала шагом к реализму. В дальнейшем, в период империи, Ж.Л. Давид писал пышные, официально-холодные, придворные картины, которые возвеличивали Наполеона и созданную им новую знать.

На последнюю четверть XVIII в. приходится возникновение сложного, внутренне противоречивого духовного движения, которое получило название романтизм. Ярче всего романтизм, обращенный к внутреннему духовному миру человека, сказался в философии и искусстве. Для романтизма свойственный духовный порыв, подъем над реальностью, что предопределенно нежеланием смириться с противоречиями действительности. Культ личности и культ искусства как сферы свободы творчества объясняют особенности искусства романтизма.

Романтизм, показ героики национально-освободительной борьбы характерны для творчества крупного испанского художника Ф. Гойи (1746-1828). Широко известен групповой портрет королевской семьи, в котором он не побоялся реалистично изобразить лица короля с признаками вырождения, отталкивающее, спесивое и злобное лицо королевы. В то же время картины, посвященные простым людям Испании, Ф. Гойя писал с огромной любовью. Революционным пафосом овеяны его офорты, в частности картина «Расстрел мадридских повстанцев».

Итальянская живопись XVIII в. представлена преимущественно венецианской школой. С. Летии, Д.Б. Пьяцетта продолжали традиции барокко; А. Каналетто, Ф. Гварди были прекрасными мастерами городского архитектурного пейзажа («ведуты»), выдающиеся жанровые полотна создавал П. Лонги.

На развитие музыкального искусства периода Просвещения оказали влияние господствующие в то время такие художественные стили, как барокко и классицизм. Отметим такую особенность, как увеличение потребности в светской музыке, усиление ее роли. Церковная хоровая и органная музыка, как и раньше, была распространенной, однако она иногда наполнялась светским жизнеутверждающим содержанием. Большое количество музыкальных пьес писались для исполнения в домах и дворцах знатных и богатых людей. Большое значение имело создание сначала при дворах знати, а позже и в больших городах оперных театров и концертных залов.

Рост техники способствовал совершенствованию музыкальных инструментов, прежде всего органа, скрипки, клавесина. Орган был обязательной принадлежностью всех крупных католических и протестантских церквей. Популярность приобрел клавесин, появилось новое современное фортепиано, которое обогатило возможности музыкального творчества и исполнительского мастерства. Ноты музыкальных произведений начали печататься в типографиях.

Основоположником классицизма во французской музыке был композитор Ж.Б. Люлли (1632-1687), автор 15 опер, среди каких «Альцеста», «Тесей», «Армида». Известный представитель этого направления — композитор и музыкальный теоретик Ж.Ф. Рамо (1683-1764), автор пьес для клавесина, опер, балетов. Они выступали за приближение искусства к жизни, за простоту и естественность, выдвигали требование соответствия музыки смысловому и эмоциональному движению речи, характерам и психологии персонажей. При этом французские просветители обращались к итальянской комичной опере-буфф. Автором ряда таких опер был итальянский композитор Д.Б. Перголези (1710-1736). Гастроли итальянской оперы-буфф в Париже в 1752 — 1754 гг. положили начало резвой полемике между лагерем энциклопедистов и защитниками музыкального классицизма (так называемая война буффонов).

В этот период бурно развивались народное песенное творчество, а также музыкальный комедийный театр. Его представления можно было слышать и видеть на улицах и площадях, особенно в дни праздников. В годы революций создавались революционные песни, достаточно много их было создано в годы Французской революции, в частности знаменитая «Марсельеза» Г. де Лилля и антимонархическая песня «Карманьола».

Примером нового подхода к музыкальному искусству служит творчество великого немецкого композитора и органиста И.С.Баха (1685-1750). Он создал сотни музыкальных произведений для церковного хора и индивидуального пения, концертов для оркестров, пьесы для органа, скрипки, флейты, клавесина. Композитор использовал и переделал огромный материал из немецких, французских, английских народных хоров, песен и танцев. В частности, в прелюдии и фуге ми-бемоль минор из сборника «Хорошо темперируемый клавир» ощутимы интонации народных песен. Даже свои церковные произведения во многих случаях он наполнял светским могучим, оптимистичным звучанием. И.С. Бах широко использовал в творчестве многоголосие (полифонию) или соединение нескольких самостоятельных голосов, каждый из которых четко и выразительно ведет свою мелодию, чередуясь и переплетаясь с другими. Его произведения выделяются глубиной и силой чувств, непрерывным и целеустремленным движением.

Выдающимся музыкантом периода Просвещения был великий австрийский композитор, представитель венской классической школы В.А. Моцарт (1756-1791). Его гениальный талант развился слишком рано. Этому способствовали редкие естественные данные, а также семейная среда (отец был известным музыкантом). Произведения композитора жизнерадостны: прозрачность и ясность в них совмещается с неисчерпаемым богатством и разнообразием содержания, совершенством формы. Оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро» доныне исполняются на лучших сценах многих стран, как и концерты, сонаты, симфонии и другие произведения.

Рассматривать музыкальное искусство периода Просвещения невозможно без упоминания гениального композитора, новатора в музыке И. Гайдна (1732-1809). Его справедливо считают «отцом» симфоний и квартетов, основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра. П.Чайковский писал о нем: «Он обессмертил себя усовершенствованиям прекрасной, идеально разумной формы сонаты и симфонии. Не будь его — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена». Самыми знаменитыми произведениями И. Гайдна является опера «Неожиданная встреча», симфонии «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ля пассиона», «Парижские симфонии» и «Лондонские симфонии», оратории «Сотворение мира» и «Времена года» и т. п.

На службу Просвещения было поставленное и театральное искусство. Открытием XVIII в. стала мещанская драма как ответ на процесс демократизации театра. Большого расцвета достигла комедия, выросло моральное значение трагедии. Содержание действия начало разворачиваться в реальном, а не в идеальном обществе, на сцене как герои появились простые люди. Особенного развития театральное искусство достигло в Италии. Реформатором итальянского театра стал К. Гольдони. Он создал «комедию обычаев», целью которой была критика общественных порядков и обычаев, утверждение моральных добродетелей, раскрытие человеческого характера, основанного на контрастах и неожиданностях. Герои Гольдони — представители социальных низов, остроумные и находчивые, ловкие и внутренне благородные («Слуга двум господам», «Хозяйка заезда»).

Творчеству Гольдони будто противостоит деятельность другого крупного театрального мастера — К. Гоцци (1720-1806). Он не разделял идей Просвещения, был противником нововведений, выступал за возобновление старых порядков. Однако в театре Гоцци создал новый жанр, хотя и связанный с комедией масок. В его фьябах (театральных сказках) присутствуют фантазия и реализм, гротеск и аллегория, мораль и воспитанность, высокие образцы героической любви («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот», «Король-олень»).

Таким образом, эпоха Просвещения может быть названа революционной не только в понимании социально-экономических и политических преобразований, но и преобразований в сфере духовной культуры. В результате творчества ученых, философов-просветителей, литераторов, художников человечество получило принципиально новые подходы к пониманию философских, этических и эстетичных проблем, которые не потеряли актуальности доныне.

 

 

Литература.

 

Основанная.

 

1. Абрамова С.Д., Чікарькова М.Ю. Світова та українська культура: Навчальний посібник. – Львів: Світ, 2004. – 344 с.

2. Бокань В.А., Польовий Л.П. Історія культури України. Навчальний посібник. – К.: МАУП, 2001.

3. Історія української та зарубіжної культури: Навчальний посібник. – К.: Вища школа: Т-во «Знання», 2000.

4. Клапчук С.М., Остафійчук В.Ф. Історія української та зарубіжної культури. – К.: Вища школа, Знання, 2000.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под редакцией проф. А.Н. Макаровой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

6. Культурология: Ученое пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001.

7. Полікарпов В.С. Лекції з історії світової культури. – К.: Знання, 2000.

8. Українська та зарубіжна культура: Навчальний посібник. – К.: Т-во «Знання», 2000.

 

Дополнительная.

 

1. Всеобщая история искусств: В 4 т. — М., 1963. — Т.4.

2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — М, 1996.

3. Гуревич А.Я. Западноевропейская музика в лицах и звуках: XVII первая половина XX века. — М., 1994.

4. Ильина Т.В.Западноевропейское искусство. — М., 1983.

5. КервшанЛ.Е.История культуристран Европн и Америки. — М., 1987.

6. Культура зпохи Просвещения. — М., 1993.

7. Ліндсеи Дж. Коротка історія культури: У 2 т. — К., 1995.

8. Норман Дейвіс.Європа. Історія. — К., 2000.

9. Полікарпов В.С.Лекції з історії світової культури. — X., 1990.

10. Поліщук С. Історія культури: Короткий довідник. — К., 2000.

11. Скуратівський В. Історія і культура. — К., 1996.

12. Соколов В.В.Европейская философия XV —XVII вв. — М, 1984.

13. Татаркевич В. Історія філософії: У 2 т. Філософія Нового часу до 1830 року. — Львів, 1999. — Т. 2.