СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Идея создания систем автоматизации процесса обучения и более эффективного использования времени преподавателей не нова, однако при реализации подобных систем, как правило, возникает ряд проблем, связанных с возможностью сохранения, в удобном для преподавателя виде, результатов тестирований и контрольных заданий, а также статистику результатов, полученных студентами в процессе обучения.

Появление и бурное развитие в обществе новых информационных технологий позволяет решить задачи управления вузом на качественно новом уровне, обеспечить информационную поддержку принятия решений на основе сетевых компьютерных технологий, собственно компьютерных сетей и современных инструментальных программных средств, предусмотреть сопряжение с системами управления.

Задача повышения эффективности управления вузом может быть решена и даст необходимый социальный и экономический эффект только при переходе от локальных подсистем управления вузом к интегрированной информационноаналитической системе. Такая информационная система позволит охватить различные стороны учебного процесса и обеспечит информационную поддержку принятия решений.

Современные информационные технологии и средства связи позволяют и обязывают пересмотреть традиционный подход к разработке автоматизированных курсов обучения и контроля.

На сегодняшний день как никогда актуальны вопросы разработки интегрированных технологий обучения, а точнее, технологий организации и методической поддержки самообучения. Проникновение во все сферы деятельности мирового сообщества такой мощной системы общения, как Интернет, предоставляющей возможности получения информации по самому широкому кругу вопросов, не могло не отразиться на самой технологии обучения.

Необходимы не только разработка комплекса программ и методик самообучения по конкретному плану или теме, но также изучение самого технологического цикла поиска новых сведений по интересующему вопросу, отработка основных приемов этого поиска и построение своего индивидуального маршрута и плана самообразования, что особенно важно в послевузовском непрерывном повышении квалификации.

Рассмотрим задачи очередного этапа развития информатизации обучения на основе использования ранее выполненных наработок и возможностей современных компьютерных и сетевых информационных технологий работы:

· Расширить функциональные возможности и границы применимости разработанных ранее и широко используемых авторских сетевых инструментальных сред и подготовки обучающих курсов с использованием мультимедиа и электронных гиперссылочных материалов и сетевых технологий обучения

· Расширить возможности выхода обучающегося в более широкое адресное географическое информационное пространство и снять зависимость обучения от конкретного рабочего места

· Повысить уровень информационного кругозора как студентов и аспирантов, так и преподавателей университета, используя возможность подключения через Интернет к информационным потокам других вузов нашей страны и за ее пределами

· Привлечь внимание всех преподавателей и студентов к вопросам интернационального общения и необходимости повышения языковой культуры всех обучающихся

· Разработать технологию и методику дистанционного обучения и контроля, ориентированные в первую очередь на непрерывное повышение квалификации, возможность использования разработанных технологий в самоподготовке студентов всех форм обучения, для предоставления возможности повышения культурного, образовательного, профессионального и коммуникативного уровня, в том числе для лиц, имеющих определенные трудности в передвижении и общении

Выделенные задачи должны решаться на основе новой модели образования, основными знаковыми компонентами которой должны быть:

· переход от авторитарного, директивного стиля обучения к совместному сотрудничеству педагогов и обучающихся;

· самоуважение, самоопределение, целеустремленность к повышению своего уровня образования и развития, самооценка и самоконтроль;

· индивидуальный план обучения с учетом потребностей не только государства, но особенностей и интересов личности обучающегося;

· свободный доступ к информации и право ее использования;

· информационная культура и потребность к саморазвитию;

· выбор места и времени обучения самим обучающимся.

Как видим, из неполной выборки необходимых условий для построения современной модели образования определяющее значение отводится самой личности, следовательно, необходимо обратить внимание на то, что четко очерченные границы довузовского, вузовского и послевузовского образования, одноуровневое образование для всех сдерживают воспитание и развитие самостоятельной, целеустремленной, критически мыслящей личности.

Одним из подходов к решению проблем системы образования являются развитие современных технологий обучения и создание условий для их реализации. В нашем представлении развитие образования должно комплексно включать в свою систему современные формы обучения, технологии дистанционного обучения и самообразования. Необходимо создание современной среды обучения. Один из концептуальных подходов к построению интерактивной информационнообразовательной среды университета, его филиалов и представительств видится в развитии следующих основных направлений:

· Выделение определенного времени на телеканале области (города) для чтения установочных лекций, постановки обучающих и контролирующих заданий для всех обучающихся в университете, желающих воспользоваться именно таким принципом организации занятий. Затраты здесь не очень большие, но этот вид обучения доступен всем, у кого есть телевидение. Разумеется, предложенный вариант имеет ряд недостатков и ограничений, поэтому такой подход может быть использован не как самостоятельный способ реализации модели обучения, а лишь как компонентный

· Разработка сетевой технологии обучения через создание корпоративной сети университета и серии специализированных аудиторий его филиалов, которые должны иметь связь с аудиторией головного вуза, оборудованной для трансляции видеоконференций, лекций и семинарских занятий ведущих преподавателей как нашего университета, так и других вузов страны один из вариантов создания виртуального университета. Разумеется, сетевые технологии обучения имеют огромные возможности, но достаточно дорогостоящие и требующие значительных первичных вложений средств. Для университетского образования это одно из перспективных, на наш взгляд, направлений построения современной модели образования. Но и сетевые технологии, используемые самостоятельно, имеют границы применимости, которые особенно ярко просматриваются при подготовке и повышении квалификации специалистов, для которых важно непосредственное участие в производственном цикле

· Подготовка тематических страниц на университетском Webузле, на котором можно представить определенные обучающие и контролирующие, творческие задания, вопросы для контроля и самоконтроля, различный методический и иллюстративный материал по соответствующим направлениям подготовки специалистов и конкретным предметам

· Кроме этого, на Webстранице могут быть адреса электронной почты преподавателей, которым студенты могут отправить контрольные работы, рефераты, курсовые для проверки. Использование Webстраниц позволит преподавателям проводить тематические консультации по заранее подготовленным, собранным и систематизированным вопросам

Таким образом, через проработку ряда последовательных этапов развития различных направлений организации обучения должна быть создана автоматизированная интерактивная среда обучения, которая даст положительный вклад в формирование информационной культуры всех пользователей и создаст основу для формирования единого информационнообразовательного пространства университета, его филиалов, представительств, системы непрерывного повышения квалификации и самообразования.

В настоящий период в университете идет разработка именно такого проекта с целью повышения эффективности обучения, разработки и внедрения сетевых технологий обучения как основного компонента комплексной информационнообразовательной среды университетского округа.

Основным направлением деятельности является повышение качества подготовки дипломированных специалистов за счет:

· разработки и апробации новой модели учебного процесса подготовки инженерных кадров на основе органичного сочетания производственной, научной и учебной составляющих;

· внедрения современных сетевых информационных технологий;

· профильнотехнологической подготовки и повышения квалификации специалистов;

· внедрения новых наукоемких технологий и научных разработок ученых университета.

Особая роль подобных учебнонаучнопроизводственных комплексов системы образования определяется влиянием последних на решение ряда проблем социальноэкономического и технологического преобразования в регионе.

Решение задач информатизации учебного процесса любого вуза требует широкого внедрения современных технических средств обучения (ТСО). На современном этапе информатизации высшего образования это в первую очередь мультимедиапроекторы, позволяющие отображать на больших экранах видеоинформацию и изображение с компьютера. Такая аппаратура особенно незаменима при изучении технологических процессов, требующих широкого обзора учебного и научного материалов по различным направлениям подготовки.

Развитие новых технологий обучения, использующих дидактические возможности современной компьютерной техники, средств связи и телекоммуникаций, дает основу для решения проблем существенной модернизации системы образования.

Организация учебного процесса может быть достаточно разнообразной. Была выбрана реализация в форме создания автоматизированной интерактивной информационной среды, учитывающей возможности технического оснащения обучающихся. Кроме того, среда не только предоставляет материал и ведет контроль степени выполнения необходимых работ, но и позволяет автоматизированное ведение всей информации о ходе процесса обучения и его обеспеченности.

Несмотря на то, что Интернет приобретает все большее значение для обучения, критическая масса пользователей, желающих обучаться через Интернет, еще не достигнута, поэтому на сегодняшний день основной упор в развитии системы дистанционного образования в нашем университете делается на владельцев локальных компьютеров или имеющих доступ к ним на работе, дома, в учебных заведениях. Анализируя имеющийся опыт разработок, ориентированных на решение подобных задач, был сделан вывод о необходимости разработки своей системы, обслуживающей учебный процесс, менее отягощенной различными настройками, которые делают систему достаточно громоздкой и дорогостоящей.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПОРТАЛА