О дидактических характеристиках компьютерной образовательной средыWebСТ

О возможностях использования компьютерных образовательных сред в учебно-методических комплексах

Учебно-методический комплекс и компьютерные образовательные среды

 

Развитие сетевых информационных технологий дало новый толчок в процессе использовании компьютерных технологий в образовании. Появились специализированные компьютерные образовательные среды, созданные на основеWorldWideWeb технологии. Разработчиками такого типа сред предлагаются различные направления их использования: от поддержки реального курса до автономной системы дистанционного образования. В основу данного типа сред заложены идеи коммуникации и сотрудничества, обеспечивается опосредованный диалог между обучаемым и преподавателем, обучаемым и обучаемым и т.д.

Предлагаемый ниже в рамках возможного построения УМК аналитический материал основан на экспертизе двух компьютерных образовательных сред: WebCT 1.3 [разработка университета Британской Колумбии в г. Ванкувер (Канада)] и LearningSpace [разработка фирмы IВМ], проведенной с 1 июня по 20 июля 1999 г. с целью определения целесообразности возможного применения их в рамках реализации Программы информатизации учебного процесса в БГУ [5, С 11-22].

В экспертном исследовании участвовали представители Центра проблем развития образования БГУ, Республиканского института высшей школы БГУ, факультета прикладной математики и информатики, химического факультета и исторического факультета БГУ.

Компьютерные образовательные среды (КОС) рассматриваются как инструментальный компонент УМК, разрабатываемых в БГУ для повышения эффективности организации и проведения учебного процесса в условиях реформирования высшего (университетского) образования и перехода на многоступенчатую систему подготовки. Вследствие этого КОС должна обеспечить

–единые правила подготовки и электронные форматы данных информационных материалов, определяющих содержательную часть учебного процесса, максимально адаптированные к существующим освоенным технологическим приемам в работе с электронными текстами в БГУ;

–снижение нагрузки на преподавателя в процессе проведения учебного процесса за счет увеличения и повышения самостоятельной работы студента; акцент преподавательской работы должен быть смещен в область качественной подготовки учебных курсов;

–эффективные механизмы актуализации учебных курсов;

–действенные механизмы контроля самостоятельной работы студентов и самих преподавателей.

 

Можно отметить следующие дидактические возможности и достоинства КОС WebCT при разработке и создании предметных УМК:

WebCT является развитой интегрированной модульной системой, позволяющей создавать различные виды методических материалов, объединенных в одном курсе в виде Web-страниц.

Поддержка большого количества форматов текстовых, графических, аудио- и видео данных, их накопление и хранение централизованно на сервере;

Возможность представить текст лекций с использованием изображений (графики, гравюр, картин, карт, фотографий и т.д.), звуковых и видео-файлов, что чрезвычайно важно при дистанционном обучении.

Четкое структурирование лекционного курса, что дает возможность довести до студента каждое определение.

Наличие полнотекстового поискового механизма.

Возможность выступления преподавателя в роли дизайнера курса.

Наличие развитой системы контроля процесса обучения каждого студента с отличной системой статистики.

Система тестов и контроля результатов хорошо проработана. Используются три типа тестовых заданий:

1 выбор правильного ответа из предложенных вариантов — закрытая форма;

2 соответствие между множествами;

3 самостоятельное написание правильного ответа — открытая форма.

 Имеется возможность вставки графических объектов в любой тип вопроса, вставка комментариев преподавателя при ответе на каждый вопрос.

 Возможность организовать телеконференцию со студентами, находящимися в разных уголках республики, по определенной теме (например, «Французская революция и ее роль в истории»). Подобные компьютерные «круглые столы» способны значительно активизировать познавательные способности студентов. Кроме того, студенты могут общаться между собой по Chaty, обсуждая разные проблемы.

 Возможность организации группы студентов по специализациям и по интересам.

 Поддержка механизма ведения глоссария и индекса, как для всего курса, так и для отдельной темы курса.

 Реальная возможность снижения аудиторной нагрузки преподавателей.

 Рациональная организация расписания занятий студентов (особенно заочников), а также заблаговременное предоставление вопросов к зачетам и экзаменам.

Функционально система WebCT может быть оценена как одна из наиболее развитых среди систем подобного типа.

 

К некоторым недостаткам функциональных возможностей системы WebCT можно отнести:

–Отсутствие русификации версии. Все кнопки программы, помощь выполнены на английском языке, что может вызвать трудности у преподавателя, недостаточно им владеющего, а также отсутствует проверка орфографии и грамматики.

–Необходимость знания для преподавателя языка HTML. Возможность редактирования только текстовых файлов и файлов HTML. Таким образом, преподавателю необходимо знать также графические пакеты, электронные таблицы, базы данных.

–Преподаватель имеет ограниченные средства по созданию, управлению и контролю работы всей группы студентов. Система рассчитана в основном на индивидуальный процесс обучения и контроля на уровне каждого студента. Из возможностей групповой работы можно отметить механизм реализации совместного группового проекта и его презентацию. Он может быть оценен преподавателем, но не ранжируется системой. Группе студентов не может быть назначен адрес электронной почты.

–Преподавателю предоставлены недостаточно развитые возможности по четкому планированию последовательности учебного процесса. Он не может установить даты и время изучения конкретных информационных материалов по курсу. Он может задать только последовательность их изучения, но отсутствуют механизмы, ограничивающие свободу обучаемого в обращении к этим данным. В тоже время, для контрольных и проверочных работ такой механизм существует. Можно установить не только время на выполнение теста, но дату доступности теста.

–Перечень типов тестовых вопросов достаточно хорошо проработан, но не полон. Слабо развит тип вопросов с поддержкой формул.

–Все вопросы во время тестирования отображаются сразу, а не последовательно по одному по мере ответов

–Система поиска проработана недостаточно — не поддерживаются логические выражения в запросе.

–Отсутствуют механизмы импорта текстов из файлов формата текстовых процессоров типа MSWord, что требует предварительной конвертации в форматHTML внешними средствами и вызывает необходимость описания в методических рекомендациях по подготовке данных для системы WebCT.

–Невозможность работы с формулами, что особенно важно для естественных и точных наук и спецкурсов по гуманитарным дисциплинам с использованием количественных методов.

 

Выводы:

1. КОС WebCT строится полностью по технологии Internet, хорошо переносима, разработана в соответствии с требованиями открытых стандартов и соответствует современному уровню развитию информационных технологий, требует минимальных затрат на установку и сопровождение.

2. Сама система WebCT является бесплатно распространяемой для режима разработки курсов и требует приобретения лицензии для функционирования в режиме обучения студентов. Стоимость лицензии на неограниченное количество студентов составляет 250 - 300$, что вполне приемлемо.

3. Обеспечиваются достаточно развитые функциональные возможности по компьютерной поддержке учебного процесса и формирования УМК. Накопленные в системе информационные материалы, благодаря принятой системе хранения, могут быть легко перенесены в другую информационную систему, функционирующую на принципах Интернет, с минимальными изменениями.

Таким образом, WebCT представляет собой универсальную среду для создания УМКкурсов по различным темам. В системе предусмотрен доступ 3-х уровней: администратор, преподаватель, студент (в порядке возрастания возможностей). Различие в правах доступа между преподавателем и администратором в том, что администратор задает пароли доступа. Администратор и преподаватель имеют возможность настраивать внешний вид страницы, которую увидит студент, создание Welcome страниц, тестов, словарей терминов календарь работ, список студентов с отражением посещения курсов и их успеваемости, разбиение студентов по группам и т.д. Студент имеет возможность вести записи во время самостоятельного прохождения курса, общаться с другими студентами по Chat’у, участвовать в форумах.