О структуре учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс и комплект. Функциональные характеристики УМК

Авторы учебно-методического пособия [3], ссылаясь на Д.Д. Зуева, проводят важное, на наш взгляд, различение между понятиями учебно-методического комплекса и комплекта: “Мы вводим термин учебный (учебно-методический) комплекс, – пишет Д.Д. Зуев, – для обозначения открытой системы дидактических средств в отличие от термина комплект, который означает полный набор: комплект учебников такого-то класса, т.е. закрытую систему” (Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. С. 215). Таким образом, УМК как система средств обучения имеет непреходящее значение – это инвариант самых различных модификаций и вариантов УМК, что необходимо учитывать при их разработке [3,C. 8].

Но при всем возможном многообразии, функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы

1. Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.

2. Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.

3. Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.

4. Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов [3, C. 9].

Важно отметить также, что модульный подход к разработке УМК позволит кафедрам и факультетам создать корпус собственных учебных и учебно-методических средств, дефицит которых наблюдается в настоящее время, по крайней мере, на многих факультетах и кафедрах.

 

УМК состоит, как правило, из нескольких учебных модулей (УМ), соответствующих основным разделам конкретного предметного курса [2, С. 231-236].

Логика выделения учебных модулей соответствует логике преподавания учебного курса. При этом учитываются временные затраты студента на проработку и усвоение раздела. Представляется разумным, исходя из опыта организации модульного обучения за рубежом, в частности в Хагенском заочном университете (Германия), чтобы затраты времени на изучение одного учебного модуля равнялись в среднем 20 часам. (Количество часов устанавливается эмпирически и является приблизительным).

Самая общая структурная блок-схема УМК может быть отражена следующим образом:

 

 

Различные учебные модули (и сами УМК) могут компоноваться в новые УМК, в том числе поли- и междисциплинарные, или входить составными частями в другие УМК.

Ядерной единицей учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е. пособие, содержащие необходимую и достаточную информацию для управления самостоятельной учебной деятельностью студента.