О структурных составляющих учебно-методического комплекса
Основные характеристики и возможная структура учебно-методического комплекса
УМК можно определить как совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, призванных управлять самостоятельной работой студента в процессе изучения учебного курса.
Если говорить о самых общих подходах к возможным структурным составляющим средств обучения УМК, то последние могут быть представлены следующим образом [4, С. 110-112]:
бумажные издания;
сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);
компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;
аудио учебно-информационные материалы;
видео учебно-информационные материалы;
лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);
тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);
информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;
электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;
средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);
средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);
средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).
Бумажные (печатные) издания – это твердые копии на бумажных носителях учебников, учебных пособий, методических указаний, словарей, справочников и т.п. Доля традиционных учебников, учебно-методических и учебно-практических пособий, рабочих тетрадей и др. весьма широко используются при создании УМК даже в зарубежных образовательных системах (например, в США - 85%, в Германии - 95%), где технический уровень оснащения образовательного процесса высок.
В свою очередь возможным типовым «набором» средств УМК при «бумажной» технологии может быть следующее:
Учебная программа;
Список литературы (основной, дополнительной, факультативной);
Методические указания по изучению курса;
Учебно-практическое пособие (учебно-методический «навигатор», информационно-справочное пособие учебного назначения, опорный конспект, план-конспект лекций);
Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые);
Аудиокассета;
Видеокассета с записями установочных или обзорных лекций, или видеосъемка работы оборудования, опытов по физике, химии и другим дисциплинам;
Обучающие программы на компьютерах в обычном и мультимедийном (СD-RОМ) вариантах исполнения;
Хрестоматия или ксерокопии учебных материалов из статей, учебников, нормативных материалов и др.
Рабочая тетрадь, содержащая как примеры выполнения практических заданий, так и задания для самостоятельного выполнения. Тетрадь содержит свободные листы, куда слушатель может записывать свои решения, создавая свой рабочий документ при освоении дисциплины;
Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателя и план-график его самостоятельной работы, ориентировочные данные о трудоемкости того или иного раздела изучаемой дисциплины.
В случае изучения естественнонаучных дисциплин в состав УМК включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также комплекты лабораторных работ.