О структурных составляющих учебно-методического комплекса

Основные характеристики и возможная структура учебно-методического комплекса

УМК можно определить как совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, призванных управлять самостоятельной работой студента в процессе изучения учебного курса.

 

Если говорить о самых общих подходах к возможным структурным составляющим средств обучения УМК, то последние могут быть представлены следующим образом [4, С. 110-112]:

 бумажные издания;

 сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);

 компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;

 аудио учебно-информационные материалы;

 видео учебно-информационные материалы;

 лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);

 тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);

 информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;

 электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;

 средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);

 средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);

 средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).

Бумажные (печатные) издания – это твердые копии на бумажных носителях учебников, учебных пособий, методических указаний, словарей, справочников и т.п. Доля традиционных учебников, учебно-методических и учебно-практических пособий, рабочих тетрадей и др. весьма широко используются при создании УМК даже в зарубежных образовательных системах (например, в США - 85%, в Германии - 95%), где технический уровень оснащения образовательного процесса высок.

В свою очередь возможным типовым «набором» средств УМК при «бумажной» технологии может быть следующее:

 Учебная программа;

 Список литературы (основной, дополнительной, факультативной);

 Методические указания по изучению курса;

 Учебно-практическое пособие (учебно-методический «навигатор», информационно-справочное пособие учебного назначения, опорный конспект, план-конспект лекций);

 Тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые);

 Аудиокассета;

 Видеокассета с записями установочных или обзорных лекций, или видеосъемка работы оборудования, опытов по физике, химии и другим дисциплинам;

 Обучающие программы на компьютерах в обычном и мультимедийном (СD-RОМ) вариантах исполнения;

 Хрестоматия или ксерокопии учебных материалов из статей, учебников, нормативных материалов и др.

 Рабочая тетрадь, содержащая как примеры выполнения практических заданий, так и задания для самостоятельного выполнения. Тетрадь содержит свободные листы, куда слушатель может записывать свои решения, создавая свой рабочий документ при освоении дисциплины;

 Рекомендации по организации самостоятельной работы слушателя и план-график его самостоятельной работы, ориентировочные данные о трудоемкости того или иного раздела изучаемой дисциплины.

В случае изучения естественнонаучных дисциплин в состав УМК включаются задания и материалы для выполнения лабораторного практикума, а также комплекты лабораторных работ.