ЛЕКЦИЯ № 9. Делегирование. Рациональное проведение совещаний.

1.Делегирование.

Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно с рабочей задачей для ее выполнения должны также делегироваться необходимая компетенция и функциональная ответственность.

Передача задачи или деятельности может осуществляться: на длительный срок; руководитель поручает подчиненному самостоятельное выполнение задачи), либо ограничиваться разовыми поручениями.

Делегирование является ключевой деятельностью любого руководителя, ее прямой и косвенный эффекты весьма значительны.

Преимущества делегирования:

Делегирование помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для решения важных задач, оно способствует использованию профессиональных знаний и опыта соответствующих сотрудников. Делегирование стимулирует раскрытие способностей и инициативы, самостоятельности и компетентности подчиненных, оно часто позитивно воздействует на мотивацию труда сотрудников, на удовлетворенность работой.

В основном сотрудники реагируют на делегирование положительно. Руководители которые очень много делегируют как правило получают от своих подчиненных оценку "хорошо" или "очень хорошо"

Несмотря на вышеописанные преимущества делегирование редко используется в деловой практике. Причины неудовлетворительного делегирования чаще всего кроются в а) особенностях личности руководителя, б)недооценке делегирования как такового, в)недостаточном владении техникой делегирования.

Сопротивление делегированию со стороны руководителей:

1.Боязнь потерять часть авторитета.

2.Боязнь потерять контроль над делом.

3.Сомнения в способностях о возможностях подчиненных.

4.Опасения того, что подчиненные могут решить задачу лучше чем начальник.

Сопротивление делегированию со стороны подчиненных.

1.Нехватка знаний и умений.

2.Боязнь критики.

3.Страх перед ответственностью.

4.Слабое материальное стимулирование.

Для преодоления этих барьеров желательно поговорить с подчиненным открыто, обсудить проблемы и поискать пути совместных решений.

Основные правила делегирования для руководителя.

1.Подобрать соответствующих сотрудников.

2.Распределить сферы ответственности.

3.Координировать выполнение подчиненными задач.

4.Стимулировать и консультировать подчиненных.

5.Давать оценку своим сотрудникам, хвалить и конструктивно критиковать.

6.Пресекать попытки обратного или последующего делегирования.

Специфические обязанности для подчиненных вытекающих из делегирования.

1.Самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность.

2.Своевременно и подробно информировать руководителя.

3. Ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях.

4.Повышать квалификацию, для того чтобы отвечать предъявляемым требованиям.

Что делегировать?

1. Рутинную работу.

2. Специализированную деятельность.

3. Частные вопросы.

4. Подготовительную работу.

5. Средние и долгосрочные задачи, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать его профессиональному росту.