ЛЕКЦИЯ № 9. Делегирование. Рациональное проведение совещаний.
1.Делегирование.
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий руководителя. Одновременно с рабочей задачей для ее выполнения должны также делегироваться необходимая компетенция и функциональная ответственность.
Передача задачи или деятельности может осуществляться: на длительный срок; руководитель поручает подчиненному самостоятельное выполнение задачи), либо ограничиваться разовыми поручениями.
Делегирование является ключевой деятельностью любого руководителя, ее прямой и косвенный эффекты весьма значительны.
Преимущества делегирования:
Делегирование помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для решения важных задач, оно способствует использованию профессиональных знаний и опыта соответствующих сотрудников. Делегирование стимулирует раскрытие способностей и инициативы, самостоятельности и компетентности подчиненных, оно часто позитивно воздействует на мотивацию труда сотрудников, на удовлетворенность работой.
В основном сотрудники реагируют на делегирование положительно. Руководители которые очень много делегируют как правило получают от своих подчиненных оценку "хорошо" или "очень хорошо"
Несмотря на вышеописанные преимущества делегирование редко используется в деловой практике. Причины неудовлетворительного делегирования чаще всего кроются в а) особенностях личности руководителя, б)недооценке делегирования как такового, в)недостаточном владении техникой делегирования.
Сопротивление делегированию со стороны руководителей:
1.Боязнь потерять часть авторитета.
2.Боязнь потерять контроль над делом.
3.Сомнения в способностях о возможностях подчиненных.
4.Опасения того, что подчиненные могут решить задачу лучше чем начальник.
Сопротивление делегированию со стороны подчиненных.
1.Нехватка знаний и умений.
2.Боязнь критики.
3.Страх перед ответственностью.
4.Слабое материальное стимулирование.
Для преодоления этих барьеров желательно поговорить с подчиненным открыто, обсудить проблемы и поискать пути совместных решений.
Основные правила делегирования для руководителя.
1.Подобрать соответствующих сотрудников.
2.Распределить сферы ответственности.
3.Координировать выполнение подчиненными задач.
4.Стимулировать и консультировать подчиненных.
5.Давать оценку своим сотрудникам, хвалить и конструктивно критиковать.
6.Пресекать попытки обратного или последующего делегирования.
Специфические обязанности для подчиненных вытекающих из делегирования.
1.Самостоятельно осуществлять делегированную деятельность и принимать решения под свою ответственность.
2.Своевременно и подробно информировать руководителя.
3. Ставить руководителя в известность обо всех необычных случаях.
4.Повышать квалификацию, для того чтобы отвечать предъявляемым требованиям.
Что делегировать?
1. Рутинную работу.
2. Специализированную деятельность.
3. Частные вопросы.
4. Подготовительную работу.
5. Средние и долгосрочные задачи, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать его профессиональному росту.