Франция в последней трети XIX – начале XX века


  1. «Республика без республиканцев».

  2. Оппортунисты и радикалы.

  3. Клерикально-монархический блок.

  4. Экономическое развитие.

  5. Националисты и буланжизм.

  6. Социальные движения.

  7. Прогрессисты.

  8. Дело Дрейфуса.

  9. Перегруппировка политических сил.

  10. Левый блок.

  11. Кабинет Клемансо.

 

Литература


    1. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. – М., 1989.

    2. Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. – М., 1985.

    3. Антюхина-Московченко В.И. Третья республика во Франции. – М., 1986.

    4. Бунаков Е.А. Новые сведения о французских займах 1871-1872 гг. для выплаты контрибуции Германии // Вопросы истории. – 1955. – №12.

    5. История Европы. – Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. – М.: Наука, 2000.

    6. Канинская Г.Н. Истоки французского радикализма // Новая и новейшая история. – 2001. – №6.

    7. Сеньобос Ш. Третья республика 1871-1900 // История XIX века. – Т. 7 / Под ред. Лависса и Рамбо. – М., 1938.

    8. Тарле Е.В. Общий характер внутреннего развития Франции в 1871-1914 гг. // Тарле Е.В. Политика. – М., 2001.

 

1. «Республика без республиканцев». Монархисты составляли подавляющее большинство депутатов, избранных в Национальное собрание 8 февраля 1871 г., — около 400 из 630. Теоретически это давало им возможность «парламентским» путем восстановить во Франции монархию. Однако серьезным препятствием тому являлось отсутствие в их рядах единства. Меньшинство принадлежало к легитимистам — сторонникам династии Бурбонов. Они поддерживали в качестве претендента на трон графа Шамбора, внука Карла X. Большинство же депутатов-монархистов были орлеанистами и выступали в поддержку графа Парижского, внука Луи-Филиппа.

Обе партии состояли главным образом из крупных земельных собственников, среди которых было немало представителей титулованной знати. Но легитимисты являлись по преимуществу партией провинциальных помещиков, а орлеанисты — предпринимателей, владевших крупной недвижимостью, акциями банков, страховых обществ, железнодорожных компаний, крупных предприятий.

Тьер играл на противоречиях борющихся партий, укрепляя личную власть. 31 августа 1871 г. он был избран главой государства — «президентом республики», как официально называлась должность. В первые месяцы Тьер сосредоточил внимание на ликвидации последствий Парижской коммуны и франко-германской войны. Благодаря двум внутренним займу удалось в кратчайшие сроки выплатить контрибуцию и уже в марте 1873 г. подписать с Германией конвенцию об освобождении всей оккупированной территории.

В ноябре 1872 г. Тьер неожиданно для монархистов заявил «Республика существует; она является законной формой правления в этой стране». Его поддержала часть орлеанистов. Большинство 24 мая 1873 г. отправило Тьера в отставку. Президентом республики был избран маршал П. Мак-Магон убежденный легитимист.

Большинство Национального собрания решило не медлить с реставрацией монархии. Его представители заручились согласием графа Парижского признать старшинство графа Шамбора при условии наследования трона после его смерти. Однако камнем преткновения оказались политико-идеологические притязания графа Шамбора. Ему показалась унизительной процедура избрания на престол депутатами. Тогда монархисты решили потянуть время. С этой целью в ноябре 1873 г. они добились принятия закона, определявшего срок полномочий президента в 7 лет.

Одним из главных направлений своей деятельности Мак-Магон провозгласил восстановление «морального порядка». Главой правительства он назначил герцога де Бролъи, который подверг чистке государственный аппарат. Префекты, прокуроры, другие государственные служащие, заподозренные в республиканских убеждениях, отстранялись от должности и заменялись монархистами. Одновременно власти оказывали по­кровительство католической церкви.

Тем временем усилилось влияние бонапартистов, которые добились некоторых успехов на дополнительных выборах в Национальное собрание. Угроза восстановления империи, хотя и довольно призрачная, заставила дотоле непримиримую часть орлеанистов пойти на компромисс с республиканцами. Плодом этого компромисса явились три конституционных закона, принятые в течение 1875 г. Вместе взятые, они составили конституцию Третьей республики.

В отличие от прежних республиканских конституций Франции, являвшихся во многом политико-идеологическими декларациями, новая конституция лишь определяла устройство высших органов власти и их компетенцию. По конституции 1875 г. высшая власть в государстве принадлежала президенту, палате депутатов и сенату. Президент избирался на 7 лет. Он считался главой исполнительной власти, назначал и отстранял от должности министров, председательствовал на их заседаниях, но были лишены права принимать какие-либо важные решения без их ведома и согласия. Министры, в руках которых находилась реальная исполнительная власть, образовывали правительство, несшее солидарную ответственность перед палатами.

Двухпалатному Национальному собранию принадлежала законодательная власть. Палата депутатов избиралась на всеобщих выборах каждые четыре года, сенат — специальными коллегиями выборщиков на 9 лет с переизбранием трети его состава каждые 3 года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Сенату принадлежала еще и высшая судебная власть (он мог конституироваться и принимать решения в качестве верховного суда страны). На совместных заседаниях палат, которые назывались Конгрессом, избирался президент республики и принимались поправки к конституции.

Конституция закрепила такие принципы демократического устройства государства, как представительное правление, разделение властей, ответственность правительства перед пар­ламентом. Но в ней отсутствовала традиционная Декларация прав человека и гражданина. Соответствующие законы о печати, профессиональных ассоциациях, общественных объединениях были приняты позднее.

На выборах Национального собрания в 1876 г. места в сенате распределились почти поровну между монархистами и республиканцами. В палате депутатов республиканцы добились убедительного перевеса в 360 мандатов против 170.

Сначала президент Мак-Магон назначил правительство из республиканцев, но затем привел к власти правительство монархистов, с согласия сената распустил палату депутатов и назначил новые выборы. Подготовка к ним сопровождалась беспрецедентным со времен Второй империи давлением правительства и государственных чиновников на оппозицию и избирателей. Республиканцы образовали предвыборный блок, выдвинувший общую платформу и единых кандидатов во всех избирательных округах. Эта тактика блестяще себя оправдала. На выборах 14 октября республиканцы получили 335 депутатских мест против 208, доставшихся монархистам.

Мак-Магон, исчерпав все законные методы борьбы за сохранение власти монархистов, уступил. Он отправил в отставку кабинет меньшинства, а в январе 1879 г. досрочно оставил свой пост. Президентом был избран Жюль Греви. Таким образом, республиканцы овладели всеми тремя ветвями государственной власти.

^ 2. Оппортунисты и радикалы.В последней трети XIX в. наибольшие политические разногласия среди французов вызывал вопрос о форме правления. Но Третья республика, родившаяся под знаком разгрома Коммуны и компромисса 1875г., не исключала возможности сотрудничества между монархистами и значительной частью республиканцев на основе социального консерватизма и борьбы с «анархией» Идеолог этого компромисса орлеанист Тьер говорил: «Республика — это такая форма правления, которая нас меньше всего разделяет».

На рубеже 70—80-х годов успехи республиканцев перечеркнули планы монархической реставрации. На всеобщих выборах 1881 г. монархисты получили всего лишь 90 мест. Дух монархистов подорвала и смерть графа Шамбора в 1883 г. Легитимисты после этого раскололись, и значительная их часть влилась в ряды орлеанистов. Эти события способствовали превращению монархистов в конституционную оппозицию. Многие из них если не формально, то фактически признали существующую форму правления и сосредоточили усилия не на борьбе с ней, а на защите традиционных ценностей — религии, церкви, собственности, армии.

Социальным консерватизмом отличалась в эти годы и политика республиканцев, которые после выборов 1881 г. располагали в палате депутатов 467 местами. Придя к власти, они ограничились тем, что приняли ряд мер, направленных главным образом на легитимацию Третьей республики, устранение явных пробелов в конституции и модернизацию гражданских отношений. Правительство и парламент переехали из Версаля в Париж, день 14 июля стал национальным праздником, а коммунары получили амнистию. В 1881 г. были приняты законы о свободе собраний и печати, в 1883 г. разрешен развод, в 1884 г. легальный статус получили профессиональные объединения предпринимателей и рабочих.

Весьма важной была серия законов об обязательном, бесплатном и светском начальном обучении детей, принятых в основном благодаря усилиям Жюля Ферри, занимавшего посты министра народного образования и премьер-министра в кабинетах того времени. Был упразднен институт пожизненных се­наторов, проведена «чистка» магистратуры от лиц, вызывавших недоверие республиканских властей.

«Отцы-основатели» Третьей республики — президент Греви, министры и премьер-министры — стремились успокоить деловые круги, которых тревожила возможность общественных потрясений, в прошлом сопровождавших правление республиканцев. Этому настроению поддался даже Леон Гамбетта. В годы империи он именовал себя «радикальным демократом» и охотно подписывался под требованием «экономических реформ, касающихся социального вопроса». Теперь же Он сделал упор на политических реформах, призывая при этом не спешить с их проведением, пока они не получат поддержки большинства граждан. За это Гамбетту называли оппортунистом. Это слово стало синонимом умеренного республиканца.

Социальный консерватизм и оппортунизм общепризнанных вождей республиканского большинства вызвал разочарование значительной части избирателей. Их взоры обратились к небольшой группе политиков, называвших себя радикалами и заявлявших о верности старой программе демократических и социальных реформ, от которой отказались оппортунисты. После выборов 1881 г. радикалы впервые отделились от республиканского большинства и образовали в палате депутатов собственную фракцию в составе 46 человек. Их лидерами были молодые журналисты Камилъ Пелътан и Жорж Клемансо. Вскоре они заслужили репутацию непримиримых критиков оппортунистической политики. На выборах 1885 г. радикалы получили в палате депутатов 180 мест — почти столько же, сколько оппортунисты.

Республиканцы, которые и раньше не представляли собой монолитного целого, окончательно раскололись на две соперничающие группировки — оппортунистов (умеренных республиканцев) и радикалов. Их называли партиями, но по существу это были аморфные политические течения, идейными и организационными штабами которых служили соответствующие парламентские группировки. Они легко распадались на мелкие автономные образования, которые именовали себя «левыми», «республиканскими», «демократическими» и даже «социалистическими» (что не всегда соответствовало действительности и даже не обязательно свидетельствовало о больших Различиях в программе и идеологии), и так же легко вновь объединялись впоследствии.

^ 3. Клерикально-монархический блок. Разногласия среди республиканцев неблагоприятным образом отбились на устойчивости министерских кабинетов, которые работали в постоянном страхе утраты парламентского большинства.

Республиканцы были недовольны деятельностью много численных религиозных конгрегации (монашеских объединений), содержавших больницы, приюты и учебные заведения. В 1880 г. Ферри добился закрытия учебных заведений Ордена иезуитов и обязал все другие конгрегации получить разрешение правительства на свою деятельность (многим в этом было отказано). Церковь не подчинилась тому, что считала ущемлением своих прав, и правительству пришлось силой закрывать непокорные конгрегации.

Этими мерами республиканские власти восстановили против себя духовенство и значительную часть верующих. Образовалась мощная антиправительственная католическая партия которая нашла союзника в лице консервативной оппозиции и усилила ее избирательную базу. На всеобщих выборах 1885 г. клерикально-монархический блок выдвинул единых кандидатов и сумел серьезно потеснить республиканцев, получив свыше 200 депутатских мест.

^ 4. Экономическое развитие.В середине 70-х годов французскую экономику поразил глубокий кризис. Его отправной точкой послужил приток в Европу дешевого зерна из США и Канады. Для Франции это стало особенно чувствительным ударом, поскольку зерновое хозяйство было основной отраслью ее аграрного сектора. От падения цен (только с 1879 по 1887 г. — на 1/3) пострадали не только производители зерна — крестьяне и фермеры, но и земельные собственники. Кризис усугубила эпидемия филоксеры, в считанные годы уничтожившая виноградники — сырьевую основу виноделия Франции.

Падение покупательной способности большинства населения сократило спрос на промышленную продукцию, в результате чего вслед за сельскохозяйственными упали и промышленные цены (между 1865—1869гг. и 1895—1899 гг. -- на 29%). Среднегодовой темп роста промышленности, достигавший в середине XIX в. 3—4%, упал в 80-е годы до 1,5%, а экс порта — до 0,8%. Над многими предприятиями — не только отсталыми, т. е. заведомо слабыми.

В условиях депрессии дивиденды сократились вдвое. С падением земельной ренты перестали казаться надежными и капиталовложения в недвижимость. Поэтому вкладчики все чаще отдавали предпочтение облигациям государственных займов, которые внушали больше доверия. Держатели облигаций не боялись инфляции: золотой паритет франка, установленный Наполеоном I в 1803 г., оставался неизменным вплоть до 1914 г. Вкладчики охотно покупали облигации займов не только французского, но и иностранных государств, прежде всего тех, с которыми Франция была традиционно связана тесными отношениями, — Испании, Турции, Австро-Венгрии. В 1888 г. впервые была заключена сделка консорциума французских банков с Россией, гарантированная французским правительством. За ней последовали новые, и к 1914 г. государственный долг России французским вкладчикам достиг 10 млрд. фр.

Депрессия побудила правительство перейти к протекционизму. В 1892 г. был принят закон об общем повышении таможенных тарифов. В дальнейшем таможенные тарифы неоднократно — в 1897 и 1910 гг. — повышались.

В середине 90-х годов наметилось постепенное ускорение промышленного роста, которое в период с 1905 по 1914 г. до­стигло темпа, ранее отмеченного лишь в период Второй империи, — в среднем почти 5% в год. Сыграла свою роль активная инвестиционная политика, проводившаяся в годы кризиса. Важным фактором ускорения экономического развития было то, что в начале XX в. французы в своей массе были более образованны, чем когда-либо прежде. Стали приносить плоды усилия правительств Третьей республики по развитию начального, среднего и высшего образования. Франция в начале XX в. заняла лидирующее положение в развитии тех отраслей промышленности, которые предъявляли повышенные требования к знаниям, квалификации и конструкторской смекалке работников, — в велосипедной, автомобильной, авиационной, электроэнергетической, алюминиевой. Франция выпустила в 1913 г. 45 тыс. автомобилей, заняв второе место в мире по их производству (после США), первое — по экспорту.

^ 5. Националисты и буланжизм. Между тем за спиной у республиканцев выросла и окрепла новая политическая сила — националистическое движение. Его подъем был Отчасти связан с общим усилением политического радикализма. Обусловленного разочарованием широких слоев населения в Результатах политики умеренных республиканцев. Сыграл свою роль и экономический кризис середины 80-х годов, заставивший многих французов потуже затянуть свои пояса.

Но главное — общественное мнение Франции не смирилось с утратой Эльзаса и Лотарингии. Гамбетта и Клемансо не раз напоминали об этом правительству. Умеренные республиканцы стремились избегать конфликтов с Германией. Ферри по крайней мере не считал эту задачу первоочередной, будуЧи уверен, что гораздо больше пользы Франции принесет успешная колониальная экспансия. В этом духе он и действовал на посту главы правительства. При нем французы захватили Тунис, Тонкий и Аннам, расширили свои владения в Юго-Западной и Экваториальной Африке, начали завоевание Мадагаскара. Но по мере роста масштабов колониальной экспансии все громче звучали и голоса критиков, обвинявших Ферри в чрезмерном распылении сил, в экономическом и военном ослаблении Франции перед лицом агрессивной Германии. Опасения подобного рода в особенности усилила военная тревога 1886— 1887гг., связанная с мелким пограничным инцидентом. Это вызвало во Франции всплеск реваншистских и милитаристских настроений, на почве которых выросло националистическое движение. Немало французов разделяли чувства героя одной из популярных пьес Шовена, ненавидевшего всех людей другой (не французской) национальности. С того времени ненависть к другим нациям, проповедь национальной и расовой исключительности называют шовинизмом.

Начав с критики внешней политики республиканских правительств, националисты постепенно перешли к отрицанию конституционных основ Третьей республики. В особенности они осуждали парламентаризм, усматривая в нем фактор ослабления государственной власти и национального единства. Они стали требовать пересмотра конституции с целью усиления исполнительной власти по образцу президентской республики 1848 г.

На роль «сильной личности», способной укрепить государственную власть, националисты прочили генерала Буланже. Ветеран многих войн, борец с армейской рутиной, республиканец по своим взглядам, он пользовался поддержкой радикалов. В 1886 г. по протекции Клемансо генерал Буланже получил пост военного министра. А его твердые заявления по адресу Германии в 1887 г. окончательно сделали его кумиром толпы — «генералом реванша». Умеренные республиканцы добились его отставки с министерского поста и отправили командовать армейским корпусом в Клермон-Ферран. Провожать его на вокзал пришли несметные толпы парижан.

На амбициях популярного генерала стремились сыграть различные политические силы. Радикалы рассчитывали с его помощью прийти к власти. Но их вскоре отпугнули авторитарные замашки Буланже, его стремление к личной власти. Монархисты собирались руками военного диктатора восстановить монархию.

Главной опорой Буланже было националистическое движение, ведущую роль в котором играла Лига патриотов. Основанная в 1882 г. писателем Полем Деруледом и историком Анри Мартэном, она ставила целью «развитие физических и моральных сил нации», прежде всего в интересах победоносной войны против Германии. В середине 80-х годов Лига патриотов насчитывала свыше 180 тыс. членов.

В марте 1888 г. Буланже был уволен из армии и включился в политическую борьбу. Избранный в парламент он внес предложение о пересмотре конституции. Под лозунгами роспуска парламента, пересмотра конституции и созыва учредительного собрания Буланже принял участие во всех дополнительных выборах, которые проводились во второй половине 1888 г. И практически везде обходил своих соперников. В январе 1889 г. толпы националистов были готовы совершить государственный переворот. Дерулед умолял Буланже брать власть немедленно, не дожидаясь всеобщих выборов, намеченных на осень. Однако Буланже не последовал его совету.

Промедлением генерала воспользовались республиканцы. Они изменили закон о выборах, отменив голосование по партийным спискам и запретив многократное выдвижение одной и той же кандидатуры. Правительство распустило слух о якобы готовящемся аресте генерала. И 1 апреля 1889 г. С этого момента буланжизм резко пошел на спад. В августе сенат, заседая в качестве верховного суда, заоч-0 приговорил его к изгнанию. Преследованиям в судебном порядке подверглись и вожаки националистического движения, ига патриотов была распущена, а Дерулед приговорен к штрафу. На всеобщих выборах в сентябре 1889 г. буланжисты провели в палату всего лишь 38 кандидатов. Точку в истории буланжизма поставило самоубийство генерала в 1891 г.

^ 6. Социальные движения. К концу 80-х год0в конфликт между монархистами и республиканцами из-за ф0рмы правления исчерпал себя. Во время буланжистского кризиса решался вопрос о путях конституционного развития самой республики (демократическая и парламентская или авторитарная и президентская).

Одновременно вопрос о характере республики поставили и разнообразные социальные движения. Вследствие ряда крупных забастовок промышленных рабочих — 1884 г. в Анзене, 1886 г. в Деказвилле — и создания массовых рабочих организаций снова встал «социальный вопрос».

После разгрома Коммуны рабочее движение Франции медленно восстанавливало силы. На съезде рабочих в 1879 г. большинство пошло за социалистами — сторонниками борьбы за власть. В 1880 г. в Гавре они добились создания Рабочей партии. Спустя два года эта партия раскололась на две части, одна из которых сохранила старое название, другая взяла новое - Федерация социалистических трудящихся. Разногласия между ними носили теоретический характер. Рабочая партия, руководимая Жюлем Гедом и Полем Лафаргом, приняла революционную программу. Федерацию социалистических трудя­щихся возглавили Поль Брусе и Бенуа Малой, которые стояли на реформистских позициях. Задачи своей организации они ограничивали пределами «возможного» (отсюда ее другое название — поссибилисты) и считали, что двигаться к социализму лучше постепенно, начиная с преобразований на местном уровне (так называемый «муниципальный социализм»). С 1881 г. действовала партия, образованная вернувшимися по амнистии домой коммунарами-бланкистами, — Центральный революционный комитет. Эта партия строилась по типу тайных заговорщических обществ, основывалась на строжайшей дисциплине и первоначально ставила целью подготовку восстания. Однако под руководством Эдуара Вайяна она постепенно отошла от бланкистской тактики и сблизилась с марксистами в теоретическом и политическом плане. Наконец, немало журналистов, писателей, политиков объявили себя «независимыми социалистами».

Параллельно с социалистическим движением и отчасти по, его влиянием развивалось профсоюзное, действовавшее на основании закона 1884 г. Ему также не удалось избежать идейного и организационного раскола. Одно из основных направлений профсоюзного движения было связано с деятельностью бирж труда. Их задачей первоначально был лишь учет спроса и предложения рабочей силы. Однако постепенно они стали тем местом, где регулярно встречались руководители местных профсоюзов, чтобы выработать общую позицию по вопросам их отношений с хозяевами. Особенностью движения бирж труда, образовавших в 1892 г. свою федерацию, было то, что они ревностно оберегали свою независимость от партий. В 1894 г. федерацию бирж труда возглавил Ф. Пеллутье, объявивший себя «непримиримым врагом любой диктатуры, включая и диктатуру пролетариата», сторонник анархизма. Напротив, федерация синдикатов, созданная в 1886 г., стремилась к сотрудничеству с социалистическими организациями.

Между обеими разновидностями синдикализма велись острые дискуссии, в центре которых стоял вопрос о всеобщей стачке. Идея такой стачки, перерастающей в антикапиталистическую революцию, приобрела большую популярность в рабочем движении Франции. Ее поддерживал Жан Аллеман, отделившийся со своими сторонниками от поссибилистов и в 1890 г. возглавивший Революционно-социалистическую рабочую партию. Он отвергал парламентские методы борьбы и уп­вал на спонтанные массовые выступления рабочих («прямое действие»).

В 1886 г. в палате депутатов возникла «рабочая группа» из 18 человек, отделившихся от фракции радикалов, но социалисты прошли туда лишь в начале 90-х годов. А всеобщие выборы 1893 г. ознаменовались крупной победой социалистов: они получили около 50 мандатов.

7. Прогрессисты. Появление в парламенте большого числа депутатов-социалистов вызвало перегруппировку политических сил. Большинство радикалов стало искать соглашения с умеренными республиканцами. Не видели альтернативы сотрудничеству с умеренными республиканцами и многие монархисты.

Волну «присоединения» монархистов к республике вызвал переворот в политике Ватикана по отношению к Франции, осуществленный папой Львом ХШ. В ноябре 1890 г. кардинал Лаэкери призвал французских католиков «без задней мысли признать нынешнюю форму правления».

В результате консолидации либерально-консервативных групп в парламенте сложилось весьма многочисленное правительственное большинство, которое позволяло умеренным республиканцам удерживать в своих руках бразды правления страной вплоть до конца 90-х годов. Их девиз в это время был: «успокоение, терпимость, практические реформы». Они нормализовали отношения с католической церковью и позволили ей во многом вернуть те позиции в обществе, которые она утратила в результате антиклерикальных мер начала 80-х годов. Кроме упомянутых выше социальных реформ, умеренные республиканцы осуществили важную корректировку экономической политики в интересах предпринимательских кругов — поворот от свободы торговли к таможенному протекционизму. Крупного прорыва они добились в области внешней политики, установив тесные отношения с Россией и заключив с ней в 1891 г. договор о взаимных консультациях, а затем, в 1892 г., и военную конвенцию.

Все эти мероприятия создали умеренным республиканцам репутацию сторонников постепенного прогресса, за что, в отличие от радикалов и консерваторов, их стали называть прогрессистами. Заметную роль среди прогрессистов играли представители молодого поколения умеренных республиканцев — Раймон Пуанкаре, Луи Барту.

В начале 90-х годов прогрессисты столкнулись с небывалым разгулом политического терроризма. Его развязали анархисты, которые прибегли к индивидуальному террору, чтобы расшатать государство и ускорить революцию. В ответ на эти действия палата депутатов приняла в 1893—1894 гг. репрессивные законы. С помощью судов и полиции удалось сбить волну терроризма.

^ 8. Дело Дрейфуса. Прогрессистская партия, стремившаяся к консолидации либерально-консервативны сил, не пережила жестокого политического кризиса. Его отдаленным поводом послужил приговоренного трибунала капитану генерального штаба Альфреду Дрейфусу к пожизненному заключению за шпионаж. Впоследствии удалось доказать, что дело было сфабриковано. Однако военный трибунал не пересмотрел дело Дрейфуса. Сыграли роль и антисемитские настроения.

Когда дело Дрейфуса получило огласку, страсти разгорелись с необыкновенной силой. Дело о неправосудном приговоре, поначалу юридическое, приобрело политический характер. Большую роль сыграла публикация статьи писателя Эмиля Золя «Я обвиняю», в которой он обличал действия правительства, чинов генерального штаба и военных судей. Его выступление всколыхнуло страну, по отношению к делу Дрейфуса как бы расколовшуюся на два враждующих лагеря.

В защиту «чести» армии и против пересмотра дела поднялось большинство консервативно-католической партии, а таксе часть прогрессистов, включая президента республики Фора. Ударной силой лагеря антидрейфусаров, как называли противников пересмотра дела Дрейфуса, являлось национа­листическое движение.

Националисты утверждали, что человек другой крови или веры не может считаться «в полной мере» французом, на которого родина могла бы положиться в минуту опасности. Для разжигания антисемитизма они использовали громкую аферу века — финансовые злоупотребления и подкупы должностных лиц, в результате которых обанкротилась Компания Панамского канала и 85 тыс. акционеров потеряли свои сбережения. Было скомпрометировано около 140 депутатов парламента. Панамский скандал дал толчок небывалому в истории Франции разгулу антисемитизма. Его главными виновниками счи­тали евреев — барона Рейнаха и Герца. В 1898 г. одновременно возникло несколько массовых организаций националистического толка. Они насчитывали сотни тысяч человек (например, одна только Лига французской родины — до полумиллиона) и оказывали сильный нажим на власти, чтобы не допустить пересмотра дела Дрейфуса.

В борьбе с националистами сторонники пересмотра дела — дрейфусары — выдвинули лозунг защиты демократических прав и свобод, гарантированных законами. Под этим лозунгом объединились представители различных политических сил, общественных движений, конфессий — радикалы, часть социалистов, руководимых Жоресом, франкмасоны, протестанты, антимилитаристы, антиклерикалы. В начале 1898 г. ими была основана Лига прав человека, сыгравшая важную роль в истории и правозащитного движения. Во многом благодаря усилиям масонства удалось обеспечить единство столь пестрых в политическом и социальном отношении сил, оказавшихся в лагере.

Летом 1898 г. начальник военной разведки полковниц Анри, признавшийся в подлоге документов дела Дрейфуса покончил жизнь самоубийством. Пересмотр дела стал неизбежным. Помешать ему мог только государственный пере, ворот, который тщетно пытались совершить националисты Со смертью Фора и отставкой правительства летом 1899 г. открылась возможность дать делу законный ход. Но военный трибунал снова вынес капитану Дрейфусу обвинительный приговор. Лишь в 1906 г. кассационный суд полностью реабилитировал Дрейфуса.