Соединенные Штаты Америки в последней трети XIX – начале XX века


  1. Стабилизация двухпартийной системы в США после Реконструкции.

  2. Демократическое движение в США: грейнджеры, гринбекеры, популисты, маккрейкеры.

  3. Антитрестовское законодательство в США, реформы Т.Рузвельта и В.Вильсона.

  4. Рабочий класс и интеграция в политическую систему США.

Литература


  1. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. – М., 1989.

  2. ^ Сборник документов по истории рабочего и социалистического движения стран Европы и США. – М., 1985.

  3. Бимба А. История американского рабочего класса // Под ред. Л. Мартенса. – М., 1930.

  4. Галкин И.С., Печатнов В.О. Двухпартийная система в политической истории США // Вопросы истории. – 1987. – №9.

  5. Гарбузов В.Н. Философия «сострадательного консерватизма» XIX - XX вв. (Эволюция Республиканской партии США) // США. Канада: Экономика. Политика. Культура, 2002. – №3.

  6. Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. – М., 1975.

  7. История США: В 4 т. – Т. 2. 1877-1918. – М.: Наука, 1985.

  8. Королева А.П. Пасынки американской демократии (конец XIX - начало XX вв.) // Вопросы истории. – 1987. – №3.

  9. Краткая история США. – М., 1993.

  10. Маныкин А.С., Никонов В.А. Некоторые итоги изучения двухпартийной системы США // Новая и новейшая история. – 1988. – №2.

  11. Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. – М.: Международные отношения, 1989.

  12. Уткин А.И. Теодор Рузвельт. Политический портрет. – Свердловск, 1969.

  13. Фостер У. Очерк политической истории Америки. – М., 1953.

  14. Юровская Е.Е. Практикум по новой истории. 1871-1917. – М., 1979.

 

В новый век США вступили как динамично развивающаяся страна, задававшая тон во многих отраслях экономики. Несмотря на периодические всплески острых социальных конфликтов, рост активности рабочего движения и движения за независимые политические действия, двухпартийная система достаточно уверенно контролировала ситуацию, а в ее рамках ведущей силой по-прежнему оставалась республиканская партия, одержавшая на выборах 1900 г. очередную убедительную победу. Президентом страны вторично был избран У. Маккинли, представитель «старой гвардии» республиканцев, противник любых новаций. Правда, в партии была группировка «молодых реформаторов» во главе с Т. Рузвельтом, активно лоббировавшая в пользу внесения серьезных корректив в программно-целевые установки республиканцев, но их влияние было ограниченным. Более того, оппоненты Т. Рузвельта в ходе предвыборной кампании смогли переиграть его, задвинув на формально вторую, но фактически мало, что значащую в реальной политике должность вице-президента.

Однако случай перечеркнул все расчеты стратегов республикой партии. 6 сентября 1901 г. в Буффало во время посещения Панамериканской выставки У. Маккинли был смертельно ранен террористом. Через несколько дней он скончался, и его место в Белом доме согласно Конституции занял вице-президент, т.е. Рузвельт. Уже давно во главе страны не оказывался столь яркий, колоритный и динамичный человек. Первоначально новый президент уделял основное внимание укреплению позиций своей фракции в иерархии республиканской партии и внедрению в общественное сознание мысли о необходимости перемен, осуществляемых по рецептам реформаторов.

Напомним главные идеи Теодора Рузвельта. Прежде всего, новый президент и его окружение решительно высказывались за увеличение роли государства в сфере социально-экономических отношений. Вторая главная идея Т. Рузвельта заключалась в том, чтобы утвердить в отношениях между различными социальными группами принцип сотрудничества и закрепить за государством роль арбитра, защищающего общественное благо. И, наконец, президент стремился превратить экспансию в некую общенациональную доминанту, без которой немыслимо развитие американского общества.

Большую популярность новому лидеру принесла борьба с трестами, своекорыстная политика которых вызывала широко довольство в самых различных слоях населения и создавала серьезные проблемы для динамичного развития экономики. Первый конфликт между властью и «некоронованными королями» Америки возник в 1901 г. Опираясь на закон Шермана, представители правительства потребовали роспуска одной из крупнейших железнодорожных компаний — «Нозерн секьюритес», контролируемой могущественным банкирским домом Морганов, обвинив ее в монополистической практике. Разбирательство затянулось до 1903 г., но в итоге победа осталась за правительством. Вслед за этим состоялось еще несколько подобных процессов, принесших президенту славу «разрушителя трестов» и резко увеличивших его популярность.

В 1904 г. он, уже опираясь на собственные силы, добился переизбрания на пост президента и теперь мог действовать более решительно. В 1906 г. был принят закон Хэпберна, расширявший полномочия Комиссии по междуштатной торговле в плане регулирования железнодорожных тарифов, а следовательно, и возможности правительства влиять на ситуацию в сфере экономики. Затем были одобрены еще два популярных закона: о контроле за изготовлением лекарств и пищевых продуктов и о контроле над условиями труда и введении санитарной инспекции на скотобойнях. Правительство регулярно вмешивалось во все крупные забастовки, причем иногда оно принимало сторону рабочих. Наконец, необходимо сказать, что США, пожалуй, первыми из великих держав на государственном уровне занялись охраной природы.

Все эти акции исполнительной власти оказывали сложное в действие на партийно-политическую систему США. «Старая гвардия» республиканцев не думала складывать оружие. Изощренные маневры развернулись вокруг кандидатуры на пост президент республиканской партии на выборах 1908 г. В итоге боссы республиканцев сошлись на У. Тафте, который и был избран очередным президентом. Т. Рузвельт полагал, что новый лидер партии будет послушно следовать в фарватере намеченного им курса. Однако жизненные реалии оказались много сложнее.

Очень быстро осложнились отношения У. Тафта со многими конгрессменами. Поводом для обострения ситуации стало обсуждение в конгрессе вопроса о тарифах, что являлось одним из главных предвыборных обещаний республиканцев. Этот вопрос затрагивал интересы самых различных групп. Естественно, и в конгрессе, и в Белом доме развернулась активная лоббистская деятельность. Консерваторам в 1909 г. удалось с большим трудом провести свою версию этого законодательства. Однако если на Уолл-стрит праздновали победу, то по западным штатам прокатилась волна возмущения. Президент подлил масла в огонь, назвав новый тариф «самым лучшим законом, принятым когда-либо республиканской партией». С этого момента отношения Тафта с республиканцами западных штатов неуклонно ухудшались.

Среди сторонников реформ росло убеждение в том, что президент отошел от либерально-реформистского курса. Этот стереотип оказался настолько прочным, что переломить его Тафт не смог. Республиканская фракция в конгрессе практически раскололась на прогрессистов (Лафоллет, Камминз, Бристоу, Норрис, Бора и др.), требовавших углубления и радикализации реформ, и консерваторов (Пейн, Олдрич, Кеннон и др.), которые были в принципе против либеральных новаций. Отношения между ними обострились до предела, и в этом конфликте симпатии Тафта были явно на стороне консерваторов. Это, однако, не помешало его внутрипартийным оппонентам начать атаку на позиции приверженцев президента в конгрессе.

Уже в 1909 г. по инициативе Дж. Норриса в палате представителей был поднят вопрос о полномочиях спикера. Этот важный пост тогда занимал Д. Кеннон, видный деятель консервативного крыла республиканской партии. В то время он пользовался огромными правами, позволявшими ему во многом контролировать и ход дебатов, и порядок рассмотрения важнейших вопросов в палате представителей. Власть спикера базировалась на его праве назначать членов постоянных комитетов палаты, где, по сути, и решалась судьба ключевых законопроектов. Борьба, продолжавшаяся два года, увенчалась успехом прогрессистов. По новым правилам полномочия спикера в области кадровой политики были существенно урезаны. Теперь он в гораздо большей степени вынужден был считаться с мнением рядовых членов фракции. Престижу Кеннона был нанесен настолько существенный урон, что в 1910 г. он проиграл промежуточные выборы малоизвестному демократу Фоссу и покинул конгресс.

Масла в огонь конфликта внутри республиканской партии подлило т.н. «дело Баллинджера», занимавшего пост министра внутренних дел в администрации Тафта. По роду своей деятельности он, в частности, отвечал за природоохранную деятельность. Именно он, вопреки действовавшим законам, санкционировал продажу угольному магнату Гугенгейму государственных угольных месторождений на Аляске. Однако эта незаконная сделка стала достоянием гласности, и конгресс вынужден был назначит специальную комиссию для расследования выдвинутых против Баллинджера обвинений. Мнения членов комиссии разделились. Однако под давлением общественности президент вынужден был отправить Баллинджера в отставку.

Все это, с одной стороны, накаляло обстановку внутри «великой старой партии», увеличивало число недовольных президентом и его окружением, а с другой — подрывало общий имидж партии. В результате на промежуточных выборах 1910 г. республиканцы потерпели поражение и потеряли контроль над палатой представителей. А это, в свою очередь, еще больше обострило отношения между прогрессистами и ориентировавшимися на президента консерваторами.

К 1911 г. прогрессисты пришли к выводу, что внутрипартийной компромисс практически невозможен, и создали Национальную прогрессивную республиканскую лигу, одобрившую собственную «Декларацию принципов», положения которой существенно расходились с официальными установками Белого дома. Влияние новой организации быстро росло, и она всерьез пыталась оспорить у консерваторов право выдвигать кандидата на пост президента от «великой старой партии» на предстоявших в 1912 г. выборах. Все это сулило напряженнейшую избирательную кампанию, в которой и правящей элите, и рядовым американцам предстояло сделать принципиальный выбор того, каким курсом пойдет далее государственный корабль.

Действительно, выборы 1912 г. стоят в одном ряду с такими этапными рубежами, как выборы 1800 или 1860 гг. Накал борьбы оказался настолько высоким, что удержать ее в жестких рамках двухпартийности на сей раз не удалось. Главные события проходили в республиканской партии. Там фракционная борьба достигла такого уровня, что идейные соображения перевесили привычный для американских политиков прагматизм. Возмутителем спокойствия оказался все тот же Т. Рузвельт. Разочаровавшись в способности Тафта проводить ту линию, которую сам Рузвельт считал единственно верной и целесообразной, бывший хозяин Белого дома решил бросить вызов действовавшему президенту. Однако его попытка не удалась: на конвенте республиканской партии в упорнейшей борьбе противники Т. Рузвельта смогли заблокировать его выдвижение на пост президента от этой партии.

Т. Рузвельт, однако, не сложил оружие. Он решил использовать для борьбы за власть недовольство большой группы левых республиканцев из западных штатов, выступавших за проведение радикальных реформ. В преддверии выборов они объединились вокруг Национальной прогрессивной республиканской (отсюда название — прогрессисты) и планировали добиваться выдвижения Р. Лафоллета на высший государственный пост. Т. Рузвельт сумел убедить прогрессистов в том, что у него больше шансов на успех, и хотя его программно-целевые установки далеко не во всем совпадали со взглядами прогрессистов, те сочли за лучшее поддержать известного всей стране человека и на своем конвенте проголосовали за его выдвижение кандидатом в президенты от Прогрессивной партии.

Платформа новой партии оказалась противоречивым документом. В ней содержалось немало прогрессивных идей: требование ограничить право Верховного суда толковать Конституцию, запрещение применять судебные предписания (инджанкшенс) в трудовых конфликтах, принятие законодательства, институционализировавшего систему социального страхования, предоставление права голоса женщинам, прямые выборы сенаторов и т.д. Однако по ключевому вопросу — об отношении к большому бизнесу — на съезде выявились серьезные разногласия. Сторонники Лафоллета добивались включения в платформу положения о необходимости роспуска корпораций. Т. Рузвельт сумел не только добиться отклонения этого предложения, но и убедил делегатов включить в предвыборную платформу новой партии пункт, который гласил: «Корпорации являются неотъемлемой частью современного бизнеса».

Говоря об избирательной кампании 1912 г., необходимо также отметить активное участие в ней созданной еще в 1901 г. Социалистической партии Америки. Она выдвинула своим кандидатом видного деятеля рабочего движения США Ю. Дебса. В своей предвыборной платформе социалисты назвали себя «партией современной революции». Никогда ни до, ни после этого социалисты не добивались на выборах такого успеха. Хотя они существенно отстали по количеству набранных голосов и от демократов, и от республиканцев, и от прогрессистов, за их кандидата проголосовало около 1 млн. человек. Для страны, где капиталистические идеи не пользовались особой популярностью, явление весьма симптоматичное, свидетельствовавшее о серьезных сдвигах во всей идейно-политической сфере американского общества.

Борьбу прогрессистов осложняла общая расстановка сил в избирательной кампании 1912 г. Если республиканцы являлись удобной мишенью для критики, то с демократам дело обстояло значительно сложнее. Они выдвинули кандидатом на пост президента известного историка, государствоведа, специалиста по международным отношениям Вудро Вильсона. Он в 1910 г. пришел в большую политику, когда был избран губернатором штата Нью-Джерси. Тем не менее, он уже успел завоевать известность как активный сторонник проведения реформ. Вильсон признавал существование конфликта между «капиталом в концентрированных формах и всеми остальными, менее концентрированными, распыленными мелкими индивидуальными экономическими силами». Тем не менее, его кандидатуру активно поддерживали такие столпы большого бизнеса, как партнер Моргана Дж. Перкинс, «медный король» К. Додж, глава одной из крупнейших компаний по производству сельскохозяйственной техники С. Маккормик, медиамагнат Ф. Мэнси и Дж Харви. Надо отметить, что благодаря искусному маневрированию Вильсону удалось сплотить вокруг себя весьма разношерстную коалицию. Его поддержали и целый ряд реформаторов, и многие видные представители бизнес-элиты северо-восточных штатов, и известные политики-южане, и лидер демократов западных штатов У. Брайан, по-прежнему пользовавшийся большим влиянием.

Такая пестрая коалиция требовала большой гибкости от составителей предвыборной платформы. В целом они исходили из того, что большая часть электората настроена в пользу реформ, ограничивающих всевластие большого бизнеса, расширяющих социальные гарантии для рабочих, фермеров, мелких предпринимателей, укрепляющих демократические начала в политической системе США. Было придумано эффектное название для этого документа — «Новая Свобода». Предполагалось развивать антитрестовское законодательство, усилить контроль за деятельностью железных дорог, осуществить банковскую реформу, создать механизм оказания государственной помощи фермерам, запретить использование инджанкшенс в трудовых конфликтах, учредить министерство труда и т.д. Все это делало образ демократической партии и ее кандидата достаточно привлекательными в глазах сторонников реформ. Это обстоятельство вызвало раскол в стане прогрессистов, часть которых решила поддержать Вильсона. В итоге он и стал президентом.

В. Вильсон вступил на пост президента, когда антимонополистическое движение уже в течение почти 20 лет являлось активным фактором политической жизни США, и это не могло не сказаться на характере той политики, которую демократы начали проводить с первых дней пребывания у власти. К числу крупнейших инициатив, которые им удалось воплотить в жизнь, следует отнести закон Клейтона (1914 г.), согласно которому профсоюзы исключались из сферы действия закона Шермана; создание Федеральной промышленной комиссии (1914 г.), следившей за соблюдением честных правил конкуренции в промышленности; введение прогрессивного налогообложения (1913 г.), призванного устранить наиболее очевидные несправедливости в данной сфере; учреждение Федеральной резервной системы (1913 г.), резко увеличившей роль государства в регулировании финансов. К этому надо добавить меры по демократизации политической жизни, и, прежде всего принятие поправки к Конституции о прямых выборах сенаторов.

Борьба вокруг программы Вильсона была в самом разгаре, когда в Европе летом 1914 г. вспыхнула война, вскоре охватившая весь этот континент и многие страны за его пределами. Хотя США вступили в мировую войну гораздо позднее, в апреле 1917 г., «фактор войны» с самого начала оказывал заметное воздействие на внутриполитическую жизнь США. Президент вынужден был уделять все большее внимание вопросам внешней политики. Стремясь обеспечить поддержку своему внешнеполитическому курсу, он должен был отказаться от проведения дальнейших реформ. К этому надо добавить, что надвигались очередные президентские выборы, и Вильсону необходимо было консолидировать ряды собственной партии, в которой далеко не все были в восторге от реформ.

«Фактор войны» оказывал сложное воздействие на американское общество. Формально США оставались нейтральными, однако на практике они были многими нитями связаны с Антантой, прежде всего с Англией. Странам Антанты для ведения войны катастрофически не хватало денег, и сначала частные американские банки, а затем и государство охотно предоставили необходимые займы, которые использовались для закупок в США различных видов вооружений. В результате европейские страны постепенно превращались в должников США, и финансовый центр мира начал перемещаться из Лондона в Нью-Йорк. Уже в 1916 г. в США сосредотачивалась треть всего мирового запаса золота.

Массированные военные заказы стимулировали развитие американской промышленности. Страна переживала экономический бум. Стремительно росли доходы ведущих корпораций. В том же 1916 г. они достигли гигантской суммы — 8,7 млрд. долл., вдвое превысив довоенный уровень. Большой бизнес получал львиную долю прибылей, но немало перепало также мелкому и среднему бизнесу. Выросла и заработная плата рабочих. Удалось вывести из кризиса и аграрный сектор экономики. Общее улучшение экономической конъюнктуры позволило повысить жизненный уровень, а это сразу же ослабило остроту многих социальных проблем.

Что касается внешней политики, то, сохраняя нейтралитет, в США не скрывали, что их беспокоят и возмущают действия Германии, прежде всего начатая ею «неограниченная война» на море, что выразилось в атаках немецких подводников на торговые и гражданские суда нейтральных стран. Вместе с тем официальный Вашингтон до поры до времени не собирался пересматривать свои базовые внешнеполитические установки. Наоборот свою избирательную кампанию в 1916 г. В. Вильсон и ведомая им демократическая партия строили под лозунгом «Удержат Америку вне войны!» Вкупе с достаточно расплывчатыми обещаниями продолжать реформы это принесло Вильсону успех. Он вновь стал президентом.

Получив мандат на управление страной, В. Вильсон мог гораздо увереннее проводить в жизнь свои внешнеполитические планы, В Белом доме, да и в правящей элите в целом росло ощущение, что для США далеко не безразлично, кто победит в войне, и, следовательно, надо решительнее помогать Антанте. На руку президенту играли и действия немецкой агентуры в Мексике и в самих США, а также постоянные атаки немецких подводных лодок на суда нейтральных стран. Все это помогало американским властям готовить общественное мнение к мысли, что в сложившейся ситуации США не могут оставаться в стороне от конфликта: их государственные интересы требуют всемерной, а не только косвенной поддержки Антанты. Используя вызывающие действия Германии, США 3 февраля 1917 г. объявили о разрыве дипломатических отношений с этой страной. В ответ немцы еще больше активизировали действия своих подводников. События получили логическое завершение в начале апреля 1917 г., когда США заявили, что отныне находятся в состоянии войны с Германией. Последняя из великих держав вступила в войну.