Познание как отражение человеком внешнего мира.

Теория познания, иначе именуемая гносеологией, представляет собой учение о возможности познания человеком и человечеством объективного мира, об источниках, путях и методах познавательной деятельности людей, о формах, в которых совершается познавательный процесс, а также о социальной функции результатов познания мира.

Исходным принципом теории познания является принцип активного отражения, представляющего собой деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром. Суть принципа отражения можно кратко выразить так: предметы, их свойства и отношения существуют независимо от познающего субъекта; с помощью ощущений, восприятий и мыслей мы познаем сами предметы, их свойства и отношения. Ощущения, восприятия и мысли – это не сами предметы, а лишь их субъективные образы. Они не могут ни возникать, ни существовать безотносительно к предмету. Наши ощущения, восприятия и мысли носят предметно отнесенный характер.

В истории философии существует направление, отрицающее принципиальную возможность познания объективного мира, отрицающее объективную истину, ограничивающее роль науки фиксацией и систематизацией явлений, считая невозможным объективное постижение сущности вещей, их закономерных отношений, тенденций развития. Такая позиция в философии называется агностицизмом. С точки зрения агностицизма, то, как вещь является нам, т.е. отражается нами, принципиально отличается от того, как она существует сама по себе. Наиболее известными сторонниками агностицизма были Д. Юм и И. Кант. Юм исходил из того, что нам доступны лишь наши ощущения, упорядочить и систематизировать, которые и призвана наука. Человек, по его мнению, не в силах выйти за пределы своих ощущений. А на вопрос о том, что стоит за нашими ощущениями, что их вызывает, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Логическое обоснование агностицизма дано И. Кантом. Он различал явления вещей и самые вещи в себе. Мы, по его мнению, познаем мир не таким, каким он есть на самом деле, а только таким, каким он нам кажется. Нашему знанию доступны только явления вещей, феномены, составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия объективно существующих «вещей в себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум, предписывает законы природе. Не миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей «вещи в себе». Познание их для нас недоступно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность мира. Кант активно выступал против тех, кто исходил из безграничной веры в силы человеческого разума; он называл эту веру догматизмом.

Жизнь, история науки и практики неуклонно поднимается от одного уровня познания к другому, все более высокому и совершенному. История науки показывает, что природа постепенно открывает одну за другой свои тайны. Астрономия проникла, в головокружительные дали космоса, и вскрыла закономерности возникновения, развития, строения многих звездных образований. Физика открыла строение атома и виртуальные процессы. Кибернетика позволила обнаружить закономерности сложных информационных процессов. Биология анализирует, глубинные механизмы наследственности, а гуманитарные науки открыли закономерности развития человеческого общества от первобытности, до современной постиндустрии. Вся современная наука, весь практический опыт человечества дают неопровержимые доказательства того, что в мире много еще непознанного, но принципиально непостижимого нет ничего.